Для связи в whatsapp +905441085890

Эллинистическая философия

Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории древнего общества, особенно ярко проявились в эллинистической культуре, что дало некоторым историкам основания рассматривать эллинизм только как феномен истории культуры. Если политическое и экономическое единство, которое Александр и его преемники стремились создать, оказалось хрупким и поверхностным, то культура, которая росла на почве эллинизма, распространилась и за пределы эллинистического мира; она была принята Римской империей, Византией и народами Западной Азии, и оказала значительное влияние на культуру современности.

Культурная жизнь общества получила широкое распространение, что ранее было невозможно в небольших сегрегированных общинах. В эллинистический период литература и наука получают свой богатый центр в Александрийском музее. Библиотека этого музея насчитывала до 700 тысяч свитков. Здесь не только собиралась литература, но и изучалась. Здесь зародилась филологическая наука, которая была перенята более поздними дополнениями.

Большое значение имело появление общего греческого языка, который постепенно вытеснил местные диалекты с литературного языка. Наряду с греческим языком, греческие литературные жанры проникли и в народы Востока. Наконец, как известно, греческая литература эллинистического периода послужила отправной точкой для возникновения римской литературы. Не только литература и искусство изменили свое содержание и создали новые формы, но и произошли драматические изменения в чисто идеологической сфере философии и религии.

Эллинистическая философия -  Эллинистический период древней философии

Эллинистический период древней философии

Эллинистический период древней философии продлился с начала походов Александра Македонского до римского завоевания Египта. Перелом четвертого-третьего веков до н.э. — это время, когда кризис греческого свободного полиса достиг своего апогея. Поражение при Хейронае (338 г. до н.э.) и проигранная Ламианская война знаменуют конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города сначала находились под македонским владычеством, а затем постепенно — под римским влиянием. Этот процесс завершился в образовании римской провинции Ахея в 146 году до нашей эры.

Экономический и политический упадок Греции, снижение роли полиса находит свое отражение в греческой философии. Некоторые авторы считают (особенно в диалектико-материалистическом подходе), что усилия по познанию объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, проявившееся у греческих философов, постепенно сменяются индивидуализмом, этнизацией и морализацией или скептицизмом и агностицизмом, интерес к философской мысли резко снижается и сменяется периодом мистицизма. Однако в этой статье мы хотели бы показать выдающийся вклад эллинистической культуры в развитие философии.

Периферия и академическая философия

В конце IV — начале III вв. до н.э. в Греции одновременно действовало несколько философских школ. Наследником философской и академической мысли Аристотеля является школа Перипатетики. В первый период после смерти Аристотеля его представители продолжают свои научные исследования и интерпретируют его философские и логические взгляды. Наиболее выдающимися из них в этот период были Феофраст (ок. 370-281 гг. до н.э.) и Эвдем Родосский. Когда Феофраст был ученым (главным спикером), Лицей достиг небывалого расцвета. В ней было около 2000 студентов. Учение Феофраста во многом напоминало учение Аристотеля. Диоген из Лаэрта записывает, что он был автором серии трактатов. В них он разбирался как с проблемами «первой философии», так и с логикой, явно имея в виду непосредственно Аристотеля. Основным направлением его собственной деятельности была область естественных наук — «физика» в древнем смысле этого слова — и особенно ботаника. Он описал более 5000 видов растений. Можно согласиться с оценкой Гегеля Феофраста, которая в принципе характеризует и других представителей перипатетической школы: «…хотя он и был известен, тем не менее, его можно рассматривать только как комментатора Аристотеля. Аристотель представляет собой столь богатое сокровище философских концепций, что в нем можно найти много материала для дальнейшей разработки…».

Эвдем Родосский является автором серии работ по истории отдельных наук и популяризирует учение Аристотеля. Однако в области этики он усиливает идеалистическую тенденцию, утверждает, что высшее благо состоит в духовном созерцании, то есть в созерцании Божества. В отличие от Эвдема, два других ученика Аристотеля, Аристоксен и Дикеарх, подчеркивают и развивают материалистические тенденции в этическом учении Аристотеля.

После смерти Феофраста школу Перипатетики возглавил Стратон Лампсака. Его интересы были сосредоточены в области природы, хотя среди названий работ, цитируемых Диогеном Лаэртским, можно найти работы как по логике, так и по проблемам этики. По мнению историка философии В.Ф. Асмуса, Стратон критиковал некоторые идеалистические элементы в учении Аристотеля. Он отверг идеи Аристотеля, которые привели к дуализму.

С конца III века до н.э. перипатетическая школа не добавляет ничего нового к взглядам Аристотеля. По большей части Перипатетики ограничились публикацией своих отдельных произведений и написанием комментариев. Неоценимую ценность для истории философии представляло творчество Андроника Родосского (вторая треть I в. до н.э.), который организовал и издал сборник всех существующих в свое время произведений Аристотеля. Школа Перипатетики была активной до 529 г. до н.э., почти 900 лет.

Совместно со Школой перипатетиков в Афинах Платоническая академия продолжила свою деятельность. Сразу после смерти Платона главой Академии стал Спейсипп (409-339 гг. до н.э.), который, по сути, сохранил дух Платона, его идеи из последнего периода его творчества. После Специппа его возглавлял один из самых оригинальных (кроме Аристотеля) учеников Платона — Ксенократ из Халкидона (396-314 гг. до н.э.). Но даже он не выходил за рамки идей Платона. Ксенократ разделил философию на диалектику, физику (естественную философию) и этику. Он также различал три вида познания: мышление, ощущение и представление. Мышление относится к тому, что находится за пределами небесной сферы, в то время как чувство включает в себя только то, что находится в ее границах. Представительство — это сочетание мышления и чувств, которое превосходит их крайности. В его время влияние пифагорейцев становится более заметным в Академии.

Совсем другой тип мышления в Академии Платона представлен Гераклидами Понта и Евдокса Цнидского. Они отходят от изначальной платоновской доктрины идей до такой степени, что их вряд ли можно назвать последователями Платона. Гераклиды, например, считали, что в основе всего сущего лежат мельчайшие тела, которые в дальнейшем неразделимы. Он делает вклад в области астрономии. Элементы научного знания и рационального подхода к решению проблем смешиваются в его учениях с мистикой. Например, он утверждал, что неделимые тела формируют вселенную под влиянием божественного разума.

Его этическое учение получило дальнейшее развитие у своего студента Крантора Сольского, который выступал против взглядов циников и защищал диссертацию об умеренности страстей. Сами по себе страсти — это продукт природы; их не следует убивать, а только закалять. Во время учёбы в Аркесилия (318-214 гг. до н.э.) в Академии начинает нарастать влияние скептицизма. Аркселаус отверг доктрину каталепсии Стоиков. Он отрицал существование объективных критериев истины и утверждал, что мудрый человек должен «держаться разума».

Эллинистическая философия

Эллинистическая философия — последний период развития философии в Древней Греции, последовавший за Аристотелем. Основные черты эллинистической философии описываются как этическая направленность и адаптация восточных религиозных точек. В шестом веке до н.э. Афины считались центром философии, где образовалось четыре школы: Академия, Лицея или Перипатетика, «Сад» (Эпикурейская школа) и Стоя (Стоическая школа).

Основные течения эллинистической философии

В этот период в философии преобладали следующие течения:

  • Цинизм,
  • Скептицизм,
  • Эпикурейство,
  • Стоицизм,
  • Неоплатонизм,
  • Циники.

Наиболее известными представителями циников являются ученик Сократа, Антисфен (ок. 450 — ок. 360 г. до н.э.), и его ученик Диоген (ок. 400 — ок. 325 г. до н.э.). Антисфен считал, что главное — упростить жизнь, выступал за то, чтобы философия была ближе к природной стихии и единству. «Тонкая» мудрость, которую он считал бесполезной. По его мнению, ни правительства, ни государства вообще не нужны. Антистен был презрен к богатству и роскоши.

Скептицизм

Скептицизм заключается в том, что течение в философии, возникшее под тесным влиянием философии древности, в которой идея текучести всего («все течет, все меняется») занимает центральное место. В частности, необходимо уточнить утверждение Democritus, что мед не более сладкий, чем горький, более того, он постоянно меняется. Чтобы понять этот общеизвестный факт, можно привести несложный пример. С точки зрения скептика, все «просто так».

Скептически настроенные мыслители также отмечают разницу между чувственным восприятием и мыслями. Поэтому, с их точки зрения, высказывать что-то в точности бессмысленно. Лучше выразить, например, «у меня сложилось впечатление, что еда вкусная». То есть, заявлять о себе, выражать свое мнение, но в то же время сомневаться, выражать его словами. Воздержание от категоричных суждений приводит к хладнокровию, которое является идеальным для мудреца.

Эпикурейство

Наиболее яркими представителями эпикурейства считаются Эпикур (341-270 гг. до н.э.) и Лукретия Кара (ок. 99-55 гг. до н.э.). Эпикур рассмотрел идеи атомизма. Эпикурсу приписывается способность атомов двигательными процессами двигаться в противоположных направлениях, когда они выстраиваются в «когерентную цепь». Он фактически приписывал атомам определенную волю, на основе которой мир не может быть хаотичным. Факт проявления воли и «отклонение атомов» Плутарха дает название случая.

Получается, что «нет необходимости в необходимости». Эпикур считает, что жизнь и смерть в равной степени не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, смерти нет; когда есть смерть, нас больше нет».

Эпикур представляет знания как результат постижения чувственных переживаний. Высшее благо для философа Эпикура предполагает постоянное ощущение удовольствия, то есть устранение страданий души и тела. Поэтому он наставляет жить разумно и нравственно, проявлять почтение к богам.

Стоицизм

Стоицизм как движение в философии существовал с III в. до н.э. по III в. н.э. Трактаты и сочинения ранних стоиков (Хрисиппа, Зенона Цития) уже не сохранились. Поздний период Стоиков включает в себя I, II век: Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Их работы достигли современной философии в виде неполных эскизов, писем и эссе.

Неоплатонизм

Плотинус, живший в III веке, считается самым выдающимся из неоплатоников. Мир един, по словам Плотинуса, но не так, чтобы одно и то же существовало в равных пропорциях везде, но в каждой области Вселенной. Душа всегда будет пониматься как более красивая, чем космическая материя, совокупность идей, дух мира будет пониматься как более красивый, чем душа мира (т.е. все души), а Единый Целый — это добро, которое красивее духа мира. Источником всего прекрасного является именно Тот, то есть то самое Доброе.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Горгий, древнегреческий софист
  2. К. Маркс и его философия
  3. Мишель де Монтень
  4. Учение о субстанции (Декарт, Спиноза, Лейбниц) — Субстанция как философская категория
  5. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики — Специфика средневековой схоластики
  6. Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V— XIV вв.)
  7. Телеологическая концепция истории Августина — Концепция «Града Божьего»
  8. Философия и искусство
  9. Христианская мысль 1ого и 2ого века нашей эры
  10. Антропологический материализм Фейербаха — Суть антропологического материализма и его принципы