Оглавление:
Многие философы разных исторических эпох занимались поиском счастья. Одним из них был древнегреческий философ Эпикур.
Эпикурсу свойственна та эпоха, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько тайнами космоса, сколько попытками найти в противоречиях и бурях жизни то спокойствие, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие, в которых он нуждается и столько желаний. Не знать ради самого знания, а столько, сколько необходимо для сохранения светлой безмятежности ума, — это, по мнению Эпикура, цель и задача философии.
Атомисты и киринеисты были главными предтечами эпикурейцев. Атомистический материализм, заимствованный из Leucippus и Democritus, претерпевает глубокие преобразования в философии Эпикура, он теряет характер чисто теоретической, созерцательной философии, понимая только реальность, и становится доктриной, которая просвещает людей, освобождает их от гнетущих страхов и соблазнительных шумов и чувств. Из Аристиппа Эпикура принимает гедонистическую этику, которую он также значительно модифицирует. Его этическая доктрина основана на рациональном стремлении человека к счастью, которое он понимал как внутреннюю свободу, здоровье тела и спокойствие духа.
Доктрина Эпикура была достаточно подробно разработана им самим и обнародована в окончательном виде. Ему не хватало начала для своего развития, поэтому ученики могли мало что добавить к идеям своего учителя. Единственным выдающимся последователем Эпикура был римский философ Тит Лукретий Карус, который передал многие мысли Эпикура в своем поэтическом произведении «О природе вещей».
Из-за своей многословия и расплывчатости учения Эпикура были очень уязвимы для атак и позволяли использовать его идеи для оправдания любого порока или добродетели. Таким образом, развратник мог видеть в учениях Эпикура ободрение своих наклонностей, в то время как умеренному человеку они давали научное обоснование воздержания. Таким образом, в древности и в наше время термин «эпикурейство» обычно употребляется в негативном смысле, означающем особое предпочтение чувственной жизни и стремление к личной выгоде. Несмотря на имеющиеся сейчас доказательства того, что сам Эпикур вел безупречную и добродетельную жизнь и настаивал в своих учениях на необходимости воздержания и самоконтроля, предрассудки в отношении Эпикурейцев, по-видимому, еще долго будут сохраняться.
Философия Эпикура должна была облегчить человеческие страдания: «Пустые слова этого философа, которые не исцеляют человеческие страдания. Поскольку медицина бесполезна, если она не изгоняет болезни тела, то философия бесполезна, если она не изгоняет болезни души».
В современном мире очень многие люди по разным причинам страдают от неспособности наслаждаться жизнью («старость-бедность»). Это расстройство затрагивает представителей различных групп населения, от нуждающихся до богатых. Среди последних гораздо больше людей страдают от «бедности в старости».
Гедонизм и радость жизни, с точки зрения Эпикура
Согласно гедонистической этике Эпикура, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Эпикур признал счастье, удовольствие (гедоны) высшим благом. Она заключается в удовлетворении естественных и необходимых потребностей и приводит сначала к определенному душевному равновесию — к спокойствию души («атараксия»), а затем к счастью («эвдемония»).
Отправной точкой и целью эпикурейской философии было то же самое, что и в других философских системах эллинизма: отправной точкой был тезис о том, что счастье — это высшее благо, а целью было объяснить, на чем основано счастье и как его можно достичь. Объяснение, которое дал Эпикур, было самым простым из всех: Счастье основано на удовольствии, а несчастье — на выносливости страданий. Это объяснение не было тавтологией, ибо греки понимали счастье как лучшую жизнь (эвдемонию), в которой достигается совершенство, доступное человеку. Эпикур понимал само совершенство совершенно гедонистически, в то время как другие школы видели совершенство жизни не в достижении удовольствия. Гедонизм был прочно связан с именем Эпикура, хотя это не было его изобретением, так как он давно был известен Аристипусу. Эпикур дал гедонизму оригинальную форму, очень далекую от посредственного гедонизма Аристипа.
Основная идея Эпикура
Основная идея Эпикура заключалась в том, что для счастья достаточно отсутствия страданий; мы уже переживаем отсутствие страданий как удовольствие. Это потому, что человек от природы добр, и именно страдания делают его несчастным. Естественное состояние человека заключается в том, что в жизненном пути он не сталкивается ни с чем хорошим и ни с чем плохим, и это уже приятное состояние, потому что процесс самой жизни, сама жизнь — это радость. Это врожденная радость, о которой нам не нужно беспокоиться, мы несем ее в себе. Будучи врождённой, она независима. Пусть только тело будет здоровым, а душа спокойной, и жизнь тоже будет прекрасной.
Это важнейшее место в эпикуреаризме, ибо здесь гедонизм ассоциируется с культом жизни. Жизнь — это добро, единственное добро, данное нам как собственность. Эпикурейцы поклонялись жизни в форме религиозного культа, это было похоже на секту последователей жизни. Однако они знали, что это добро ограничено и недолговечно. По сравнению с природой, которая бесконечна, стабильна и каждый раз перерождается, человеческая жизнь — это эпизод. Эпикур считал заблуждением верить в метемпсихоз и периодическое возвращение души. Так возникло, что древняя философия признавала ценность жизни для себя, но в то же время признавала ее ничтожность. Вывод этого открытия состоял в том, что то хорошее, что мы задерживаем, должно цениться и наслаждаться сразу, ибо оно является временным и преходящим. Нужно было сразу же наслаждаться выгодой, не надеясь на будущее существование. Это было полностью земное этическое учение.
Внешние удовольствия
Удовольствие в жизни — главный элемент счастья, но не единственный. Кроме этого внутреннего удовольствия, есть удовольствия, созданные внешними причинами. Эти (единственные, на которые обратил внимание Аристипп), как правило, отличаются от этой спонтанной радости жизни. Воздействие позитивных причин необходимо, когда для них достаточно отсутствия страданий (их можно назвать «позитивными», а не «негативными»), несмотря на то, что любые чувства являются позитивными. «Позитивы» мы носим в себе, в то время как «негативы» зависят от обстоятельств и поэтому влияют на судьбу счастья; как таковые, они не являются постоянными. Для достижения позитивных радостей должны быть выполнены два условия: У человека должны быть потребности, и они должны быть удовлетворены. В этой связи удовольствия от жизни не проявляются через потребности и их удовлетворение. Кроме того, одни удовольствия проявляются в отсутствии потребностей, в то время как другие — в удовлетворении потребностей. Отрицательное удовольствие испытывает тот, чей отдых не требует стимулов и не может измениться, в то время как положительное удовольствие может испытывать только тот, кто подвергается воздействию и изменениям.
Два вышеупомянутых вида удовольствия не эквивалентны друг другу. Только в отказе от удовольствия, в отсутствии нужды, человек неизменно свободен от страданий. Там, где есть потребности, всегда есть опасность того, что они не будут удовлетворены; но само удовлетворение также включает в себя страдания. Тот, кто получает больше всего удовольствия, тот, кто меньше всего нуждается. Следовательно, отрицание удовольствия более значимо. Тогда это и есть цель жизни. Для достижения этой цели не нужно заботиться о удовольствии, нужно только избегать страданий, не удовлетворять потребности, а избавляться от них. Положительное удовольствие — это не цель, а средство, именно средство уменьшить страдания, когда это беспокоит человека. Надо порвать с первобытным инстинктом, который диктует, что надо избегать всякого удовольствия, которое можно получить; надо развивать искусство умеренности в удовольствиях и выбирать те, которые не связаны со страданиями.
Есть два вида позитивных удовольствий: физическое или умственное. Их взаимосвязь такова, что физические наслаждения более значимы, потому что духовные не могут существовать без них; пища (как наслаждение сытостью) связана с сохранением жизни, а жизнь — это первое условие счастья. Эпикур сказал, что удовольствие от желудка является основой и источником всякого добра. В то же время духовные блага стоят на первом месте, потому что они доставляют больше удовольствия; а это потому, что душа содержит не только современность, но и присущее ей воображение содержит в равной степени прошлое и будущее.
Эпикур не признал качественной разницы между удовольствиями. Нет более или менее полезных удовольствий; есть только те, которые более или менее приемлемы. Он понимал, что если он будет спорить о качественном различия между ними, тогда последовательный гедонизм провалится. «Если не нарушаешь закон, не нарушаешь добрые нравы, не оскорбляешь ближнего, не причиняешь вреда своему телу, не теряешь необходимых средств к существованию и можешь удовлетворить свои желания». Тем не менее, он признавал определенный образ жизни: стремился удовлетворить духовные удовольствия, прославлял культ наслаждения и утонченности жизни (это утончение жизни теперь называется эпикурейством). «Не игры и пиры, не роскошь любви и не роскошь аппетитов со столами, полными деликатесов, делают жизнь сладкой, а трезвый ум, который отбрасывает ошибочные мнения и больше всего беспокоит активную душу». Самые скромные удовольствия — круг друзей и цветы в саду — были самыми высокими удовольствиями для эпикурейцев.
Биография Эпикура
Эпикур был древнегреческим философом и основателем эпикурейства в Афинах. Из почти трехсот сочинений, написанных Эпикуром, сохранилось лишь несколько фрагментов. Одним из источников знаний об этом философе являются труды Диогена Лаэрта: «О жизнях, учениях и сказаниях знаменитых философов» и Лукреция Кара «О природе вещей».
Согласно записям Диогена Лаэртского, Эпикур Афинский был сыном Неокла и Ерестрата, который родился на острове Самос, а с 14 лет начал интересоваться философией. В 18 лет он переехал в Афины. Когда афиняне были изгнаны с острова Самос после смерти Александра Македонского, Эпикур отправился жить к своему отцу в Колофон, где он некоторое время жил и собирал своих последователей.
В 32 года он основал свою собственную философскую школу, которая находилась сначала в Митилене и Лампсаке, а с 306 года до н.э. — в Афинах. Эпикур поселился в Афинах со своими учениками в купленном им саду, поэтому эпикурейцев называли «философами сада». Эпикур умер, как писал Диоген Laertes, от камня в почке в 271 или 270 BC.
Взаимосвязь Эпикура с другими философами
Сохранившиеся сочинения Эпикура сводятся к трем значительным письмам его друзьям, восьмидесяти афоризмам под названием «Главные мысли» и нескольким десяткам выдержек из его сохранившихся сочинений.
Эпикур полемизировал с Платоном. Как считал Ф. Соломсен, Эпикур установил свою философскую систему в противовес академической.
Некоторые авторы античности обвинили Эпикур в плагиате. Например, Аристон в своей «Жизни Эпикура» утверждал, что Эпикур скопировал свой канон из «Трезубца Наусикаана», а стоики утверждали, что Эпикур присвоил учение Демокрита об атомах, а учение Аристипа Киренайка об удовольствиях — как высшее благо. Сам Эпикур говорил о других философах довольно пренебрежительно, можно даже сказать пренебрежительно.
Учение Эпикура
Эпикур разделил свою собственную философию на три части:
- Канонический;
- Физический;
- Этический.
Эпикур называл свою эпистемологию «каноникой», потому что в ее основе лежало учение о критериях или канонах истины. В отличие от Аристотеля и Платона, он видел первичный и важнейший критерий истины в ощущении, в котором человек получает жизнь. Причина, по мнению Эпикура, полностью зависела от чувств. Поскольку сенсорное знание непогрешимо, ошибки в знании или обман вытекают из ошибочных суждений о том, что дано в чувствах.
Канон Эпикура также определяет вторичные критерии истины, к которым относятся предвидение, созерцание и живописная мысль.
Прогнозирование — это понятие или общая идея, которая возникает из чувственного восприятия из единственного представления.
Существование — это критерий отношения, а не критерий истины. Понимание служит основой для моральных суждений в соответствии с этическими принципами.
Фигуративный кастинг мысли — это интуиция, а главная характеристика совершенного знания — способность быстро использовать кастинг мысли.
Эпикур хотел дать практическое руководство к жизни в своем учении, для которого он нуждался в физике, и для которого он нуждался в логике.
Согласно теории природы Эпикура, Вселенная является результатом столкновения и разделения атомов, кроме которых ничего не существует. Вселенная, согласно Эпикурсу, бесконечна.
В пространствах между мирами живут счастливые и бессмертные боги, которым плевать на мир и людей.
Эпикур объяснял природные явления во многом так же, как физики Нового времени, поэтому его считают отцом эмпирической естествознания.
Для Эпикура идеал человека — это мудрец. Знание природы не является самоцелью, оно освобождает человека от страха суеверия, а также от страха смерти. Для Эпикура смерть — это отсутствие ощущений.
В Эпикуре различают естественные желания и пустые. Могут потребоваться естественные желания. Но не каждое желание стоит того, чтобы его исполнять, так как некоторые из них могут принести страдания. Поэтому мудрец должен быть благоразумным.
Эпикур, в отличие от стоиков, не интересовался политикой, потому что это приводило к неприятностям. К публике у него было дружелюбное, но сдержанное отношение. Эпикур говорил о необходимости жить незаметно, не стоит привлекать к себе внимание в жизни. Вам не нужно стремиться к славе, власти и богатству, но наслаждайтесь такими маленькими удовольствиями, как друзья, хорошая еда и так далее.
Эпикур говорил об идее справедливости как общественном договоре, о том, чтобы не терпеть и не причинять вреда. Такое соглашение необходимо для того, чтобы пользоваться всеми преимуществами совместного проживания в упорядоченном обществе. Согласно Эпикурусу, общество возникло именно из такого договора мужчин, живущих в уединении и руководствующихся естественным правом. Такой договор составляется таким образом, чтобы не нанести вред друг другу.
Эпикур связан с развитием языка с условиями окружающей среды. Таким образом, он считал, что люди в разных географических районах издают разные звуки под влиянием одних и тех же вещей, в связи с различным воздействием условий окружающей среды на легкие и гортань человека. Другими словами, первые слова, произнесенные человеком, были разными, поэтому языки в мире тоже разные.
Можно выделить несколько высказываний, которые соответствуют целостному учению Эпикура:
- Человек обязан своим появлением на свет себе и своим родителям;
- Человек — результат эволюции природы;
- Боги могут существовать, но не могут вмешиваться в жизнь и дела человека на земле;
- Судьба человека зависит не от богов, а только от самого человека;
- Человеческая душа умирает вместе с телом;
- Знать, как хорошо жить и как хорошо умирать — это та же самая наука.
Согласно Эпикурусу, бог — бессмертное и блаженное существо. Он утверждал, что виды, в которых существуют боги, не проявляют никакого интереса к человеку, они ничего не знают о существовании человека и поэтому не могут наказать человека ни при жизни, ни после смерти.
Основные взгляды Эпикура на богов можно свести к следующему:
- Боги существуют;
- Истинное знание богов происходит из предвидения;
- Все представления о богах ложны;
- Боги бессмертны и блаженны и живут в промежуточном мире.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Исихазм в древней Руси
- Проблема человека в современной философии
- Учение об антагонизме классов в марксизме
- Вера и знания
- Функции гносеологии
- Жизнь и учение Г. Сковороды
- Субъективные и объективные элементы общества
- Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист
- Иерархия уровней структурной организации. Элементы общества и принцип их неделимости
- Джордж Беркли