Оглавление:
Семнадцатый век открывает период в развитии философии, которую обычно называют философией новой эпохи. Этот период в жизни общества характеризуется распадом феодализма, возникновением и развитием капитализма, что связано с прогрессом в экономике, технологиях, повышении производительности труда. Значительные преобразования происходят в социальной сфере и в политике. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Жизнь рождает новых гениев. Наука, особенно экспериментальная и математическая, основу которой заложил Г. Галилео, быстро развивается. Этот период называется эрой научной революции. Наука играет все более важную роль в обществе.
Философия современности
Философия современности обязана своим развитием, с одной стороны, более глубокому изучению природы, а с другой — все более тесной связи математики с естественными науками. Благодаря развитию этих наук принципы научной мысли вышли за рамки отдельных отраслей и самой философии. Развитие современной науки, а также социальные изменения, сопровождавшие распад феодальных общественных порядков и ослабление влияния Церкви, привели к переориентации философии. Если в средние века она действовала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманистическими знаниями, то теперь она полагалась в основном на науку. Поэтому, чтобы понять проблемы философии XVII века, необходимо учитывать: во-первых, специфику нового типа науки — экспериментально-математической естественнонаучной, а во-вторых, проблемы эпистемологии — гносеологии.
Предметом философии в целом являются универсальные свойства и отношения (отношения) реальности — природа, общество, человек, отношения объективной реальности и субъективного мира, материи и идеала, бытия и мышления. Человек пытается найти ответ на самые общие и глубокие вопросы: Что такое мир вокруг нас, и каково место и назначение человека в этом мире? Что лежит в основе всего, что существует — материального или духовного? Есть ли в мире законы? Может ли человек знать мир, что это за знание? В чем смысл жизни, ее назначение? Такие вопросы называются философскими. Центральные идеологические проблемы (связь мысли с бытием, человека с миром, сознания с материей, разума с природой, душевного и физического, идеального и материального, первичного) составляют общие вопросы философии, ибо именно через отношение человека, его мысль, его сознание, его психическую и психическую деятельность узнается место человека в мире, его судьба, смысл бытия.
Предпосылки появления философии Нового времени
Причины появления философии связаны со смещением интереса мыслителей от проблем схоластики (тип религиозной философии, характеризующийся сочетанием теологических и логических предпосылок с рационалистической методологией и интересом к формальным и логическим проблемам) и богословия (совокупность религиозных доктрин и учений о природе и действии Бога). Включает в себя понятие абсолютного Бога, который в откровении передает человеку знания о себе) к проблемам натуралистической философии. В этот же период философы пытаются заново обосновать естествознание, сочетая эксперимент и рефлексию как основу теоретического метода. В XVII веке интерес философов был сосредоточен на вопросах познания. В первую очередь среди них были проблемы гносеологии.
Гносеология — это отрасль философии, которая изучает проблемы природы знания и его возможности, взаимосвязь между знанием и реальностью, изучает универсальные условия знания, раскрывает условия его достоверности и правдивости. Существуют два основных направления: эмпиризм — направление в теории знания, признающее сенсорный опыт единственным источником знания, и рационализм, подчеркивающий логическую основу науки и признающий разум источником знания и критерием его истинности.
Основные идеи философии 17 века:
- Принцип автономного субъекта мышления.
- Принцип методологического сомнения.
- Индуктивно-эмпирический метод.
- Рационально-дедуктивный метод, включая интеллектуальную интуицию.
- Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.
- Развитие нового правового мировоззрения. Обоснование и защита гражданских прав и прав человека.
Современное время дало человечеству богатство выдающихся философов: Ф. Бекона, Р. Декарта, Т. Хоббса, Ж. Локка, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Х. Лебница, Ж. Беркли, Д. Хьюма и других.
Первым и величайшим натуралистом современности был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Философия Бэкона была продолжением натурализма эпохи Возрождения, который в то же время освободил его от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Это было продолжение и в то же время его завершение. Остатки органической точки зрения соединились в ней с началами аналитического метода, поэтизма с трезвым рационализмом, критики с нетерпеливым желанием все понять и говорить обо всем. Она воплотила в удивительно концентрированном виде тот последний мощный всплеск культуры Ренессанса, который породил запоздалый, недолговечный и интенсивный английский Ренессанс, тот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса, который едва не слился с рассветом грядущего Просвещения. Как в своих намерениях, так и в реальности, Бэкон сыграл роль реформатора философии.
Классификация наук Бакона представляла собой альтернативу аристотеллизму и долгое время считалась фундаментальной многими европейскими учеными и философами. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется психологическим критерием Бэкона.
История, таким образом, является знанием, основанным на памяти; она делится на естественную историю, которая описывает природные явления (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую историю. Поэзия основана на воображении. Философия основана на разуме. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественное богословие) и философию человека (изучающую нравственность и социальные явления). В естественной философии Бекон различал теоретическую (изучение причин, отдавая предпочтение материальным и действующим причинам перед формальными и целенаправленными) и практическую («естественная магия») части. Как естественный философ, Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, но не полностью к ней присоединился.
Предпосылкой трансформации науки является критика всего существующего схоластики и сомнение истины всего того, что до сих пор казалось правдой. Сомнение, однако, является лишь средством поиска пути к истине. Ненадежность знаний, известных до сих пор, обусловлена ненадежностью спекулятивного метода рассуждения и доказательства. Он считал, что философия должна быть практичной прежде всего. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, и «господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание — это сила».
Наука «не только о созерцательном благе, но на самом деле о богатстве и счастье человека, о всей власти на практике». Ибо человек, слуга и толкователь природы, совершает и понимает то, что он понял в порядке природы делом или размышлением; а кроме того, он не знает и не может знать. Ни одна власть не может разорвать или разорвать цепь причин; и природа преодолевается только покорностью ей». Могущественный — это тот, кто может, а могущественный — это тот, кто знает.
Путь к знаниям лежит через наблюдение, анализ, сравнение и эксперименты. Ученый, по словам Бэкона, должен перейти в своих исследованиях от наблюдения отдельных фактов к обобщениям, то есть использовать индуктивный метод познания.
В своем трактате «Новый орган» Бэкон развил новое понимание задач науки. Именно он зажег факел новой науки, методологии экспериментальной естественной науки, которую он утверждал как залог будущей власти человека. Если следовать этой методологии, то можно получить богатый урожай научных открытий. Но опыт может дать достоверные знания только тогда, когда сознание свободно от ложных «духов» — идолов:
- «Общие призраки» — это ошибки, которые возникают из-за того, что человек судит о природе по аналогии с человеческой жизнью;
- «Призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, в зависимости от воспитания, вкусов, привычек человека;
- «Призраки рака» — это привычка использовать меняющиеся идеи и мнения при суждении о мире, не принимая критического отношения к ним;
- «Призраки театра» ассоциируются со слепым доверием к власти. Обращаться к никаким авторитетам — таков был принцип науки Нового времени, выбравший в качестве своего девиза изречение Горация: «Мне не нужно ничьими словами клясться, кем бы он ни был». Бэкон видел истинную взаимосвязь вещей в определении естественной причинности.
В своей работе «Великое восстановление науки» Бэкон впервые сформулировал идею всеобщей реформы человеческого знания, основанной на признании экспериментального метода исследования и открытия. Бэкон писал: «Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… Мы должны без колебаний проникать во все подобные укрытия и пещеры, если у нас есть только один конец — исследование истины». Когда мы вспоминаем, как мало фактических научных истин было известно во времена Бэкона, мы тем более поражаемся удивительным прозрениям его ума.
Этап формирования научных знаний
Философия Нового времени возникла в первой половине XVII века, и ее центральным вопросом был гносеологический, то есть вопрос о знании, его методе, истине и критериях. Решение этих вопросов имело большое практическое значение, так как экономика и общество находились в период интенсивных преобразований, основанных на активном использовании и внедрении науки. Научные знания перестали быть привилегией элиты, а стали достаточно конкретными и практичными в виде изобретений, новых методов производства, инструментов и т.д. В результате пришлось изменить саму структуру науки, перестроить ее в соответствии с новыми условиями и потребностями общества, а задача создания нового лица научного знания ложится на плечи философии.
Вопрос о знаниях в философии Нового времени решался по двум основным направлениям:
- Эмпирика,
- Рационализм.
Эмпирика формировалась на основе английской философии, в основном в работах Ф. Спекка. Эмпирический подход предполагает, что все знания должны быть получены и подтверждены опытом, путем проведения экспериментов. Знания, в свою очередь, должны быть основаны на фактах. В отсутствие факта, любой вывод превращается в спекуляцию, которая не может иметь практической пользы для общества, а только уводит человека от истинного знания, от его яркого миража.
Бэкон предложил индуктивную логику, разработанную им как метод познания, согласно которому обобщенное знание, носящее абстрактный характер, может быть получено на основе большого количества отдельных фактов — переживаний. Дедуктивный подход подвергся резкой критике со стороны философа, который обвинил его в том, что он не производит новых знаний, а лишь проверяет уже известные истины.
Другим требованием эмпирики, которое легло в основу всей будущей научной практики, было требование простоты, ясности и однозначности языка, очищения научного знания от метафорических, двусмысленных и лишних определений, препятствующих его пониманию. Более того, Бэкон утверждал, что необходим объективный подход к результатам экспериментов, выраженный в принципе их воспроизводимости любым другим экспериментатором при тех же условиях и с той же методологией.
Рационализм представлен фундаментальными трудами французского философа Р. Декарта. В отличие от Бэкона, Декарт считал, что все внешние впечатления и человеческий опыт изменчивы и обманчивы и не могут дать истинных знаний о природе вещей, так как каждое мнение может быть поставлено под сомнение. Однако бесспорным остается сам факт сомнения, из которого следует существование сомневающегося субъекта и его рассуждение как важнейшей функции разума.
Декарт называет разум источником всех знаний, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе восприятия действительности. Дедукция — это метод познания. Последовательно разбивая общие высказывания на более мелкие части, человек приходит к самоочевидным истинам, которые нельзя подвергать сомнению, и может затем использовать их в качестве базовых высказываний для проверки истинности всей логической цепочки.
Этап философии Просвещения
Вторая половина XVII и XVIII веков совпадают с триумфальным периодом философии Просвещения. Сила науки, трансформация социальной жизни, буржуазные потрясения, начавшиеся в Англии и Нидерландах, вера в бесконечные возможности человеческого разума заставляют философов уделять все больше внимания социальным и политическим проблемам общественной жизни, а также утверждать, что просвещенный разум через науку и философию может решить все социальные проблемы современного общества.
Они позиционируют просветление масс как панацею от всех социальных недугов и болезней.
Самые известные мыслители этого периода:
- Т. Хоббс,
- Жан-Жак Руссо.
Социальная тема — ведущая тема в работах Т. Хоббса. Он пытается установить сущность власти и права из собственной природы человека, его естественные устремления, установив существование естественных прав человека, на жизнь, на свободу и т.д. В то же время Гоббс очень пессимистично относится к природе человека, утверждая, что он эгоистичен и способен на все, чтобы достичь благополучия. Поэтому перед обществом люди были в состоянии войны всех против всех. Благодаря существованию естественных законов, таких как стремление к миру и осознание необходимости отчуждать некоторые из своих свобод во имя безопасности, людям удалось создать общество.
Общество, в свою очередь, нуждается в том, чтобы государство следило за тем, чтобы все его члены подчинялись законам. С этой целью общество избирает своего представителя — носителя власти — и заключает с ним общественный договор. Представитель становится выразителем воли и желаний общества, в то время как его члены жертвуют своей свободой ради представителя и соглашаются полностью ему подчиняться, в то время как представитель сохраняет абсолютную свободу для реализации своих собственных желаний. Хоббс был ярым сторонником абсолютной монархии, считая, что только сильная рука и единая воля могут привести общество к процветанию.
Жан-Жак Руссо, один из самых известных французских гуманистов, основывал свою социальную философию на постулате о первоначальной доброкачественной природе человека. Он видит источник зла в неравенстве в результате частной собственности. Руссо выступает за демократическую организацию общества, в которой правительство будет обязано помогать своим гражданам развиваться и совершенствоваться. Однако по мере развития его идей Руссо приходит к описанию тоталитарной модели, при которой каждый член общества добровольно отчуждает в пользу государства не только собственность, но и все права и свободы.
Фаза немецкой классической философии
Кульминацией философии Нового времени стали классические работы немецких философов, особенно Я. Канта и Г. В. Гегеля.
В своих работах Кант уделяет большое внимание внутренним категориям человеческого бытия, а именно его нравственности и способности действовать не на основе разума — часто эгоистического, а на основе высших нравственных соображений, которые он называет категорическим императивом.
Главным достижением Гегеля является развитие диалектики как системы познания, описания и развития мира через возникновение и разрешение противоречий. На идеалистическом материале — развитии абсолютного духа — Гегель сформулировал основные диалектические законы и категории, которые впоследствии легли в основу диалектического материализма.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Диалектика как концепция развития
- Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
- Соотношение сознания, психики, мышления и познания
- Понятие этнической общности людей
- События 1917 года глазами русских философов
- Шарль Монтескьё, французский просветитель, правовед, философ
- Первые высшие технические учебные учреждения в России
- Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов
- Л. Лопатин и его философия
- Философские взгляды выдающихся ученых конца 19 – 20 веков