Оглавление:
Человек, мир материальной культуры, в котором она живет. Внутренний мир человека (чувства, ум) возникает, развивается и изменяется через социально-историческую практику.
Социально-историческая практика является причиной возникновения и развития у человека способности перекраивать мир по законам красоты, формировать собственные эстетические чувства, вкусы и идеалы.
Нет ни одной сферы человеческого существования, которая была бы лишена эстетической активности. Эстетическая деятельность может быть воплощена как самоосуждение, самоутверждение, или же она может быть лишь моментом других форм деятельности. Эстетическая активность проявляется в разных формах в разные исторические эпохи и реализуется по-разному в общей деятельности людей. Это связано с неравными достижениями в истории мировой культуры.
Искусство принадлежит к тем формам эстетической деятельности, в которых эстетическая составляющая доминирует, поскольку является носителем эстетического наслаждения.
Искусство тесно связано с работой. В начале истории социального развития продуктивный труд был физическим, а искусство — умственным, оно не зависело от материальных потребностей и считалось игрой человеческих способностей, удовольствия.
В эстетике природа была представлена как источник эстетических потребностей и способностей человека. В природе нет ничего ненужного и уродливого, то, что человек воспринимает как противоположность прекрасному. На ранних этапах истории человечества природа в своих проявлениях была непонятна и враждебна человеку, перед ним стояла мощная сила, перед которой человек ничего не мог сделать. Эстетическое отношение к природе является более поздней культурной ценностью. Его истоки лежат в господстве человека силами природы.
Человек овладевает силами природы, перенося социальные явления и отношения, которые он понимает, на силы природы. Наиболее ярким примером является мифология — исторически первая форма общественного сознания, через которую человек мысленно осваивает окружающий мир, формирует универсальное представление о нем, а также о взаимоотношениях между ними. Наделяя природные силы человеческой сущностью, человеческим образом, люди в своем сознании наделили окружающий мир гармоничным, по отношению к человеческой среде обитания. Не понимая сути природных явлений, человек наделил их законами человеческого сообщества, где все понятия измеряются его собственными потребностями и возможностями. Этот порядок, гармония, переписка являются самыми ценными, жизненно важными для человека свойствами окружающего мира. Труд и его продукция обладают такими качествами. Первые объекты трудовой деятельности (каменные топоры, луки и стрелы, керамика) имеют эстетическую ценность.
Процесс формирования способностей целенаправленно действовать в человеке растянулся на долгие века, что позволило человечеству создать богатство культурного мира, разнообразие его форм и развивать собственные способности, что позволило ему свободно творить в рамках исторически обусловленных потребностей. В первую очередь, человек создан для удовлетворения своих материальных потребностей.
Однако и в древнейших цивилизациях утилитарные объекты совершенной формы ценились за их эстетические качества. Об этом свидетельствуют вещи, найденные в гробницах племенных вождей, королей и фараонов (предметы быта, одежда, мебель и оружие). Они характеризуются высоким художественным мастерством. Эти вещи ценились за простоту использования, а также воплощали богатство и мощь своих мастеров, мастерство талантливых создателей, радовали людей своими уникальными эстетическими качествами: оригинальностью и неповторимостью, тонким мастерством исполнения.
Богатство в своей первой, оригинальной исторической форме было похоже на сокровище. Произведения прикладного искусства были носителями общественного достояния. Произведения искусства использовались на протяжении веков как средство накопления богатства и как средство капиталовложений. Некоторые из них даже не могут быть оценены в денежном выражении, как паритеты государства или международного сообщества.
Таким образом, производительный труд на ранних стадиях социального развития не исключал эстетической составляющей. Когда человечество перешло к продуктивной экономике, появились простейшие технические средства производства, возросла производительность труда, это высвободило время для совершенствования мастерства, для развития творчества и воображения. Украшение керамики тонкими формами и тканями, орнамент оружия и конской сбруи, мозаика и фресковая роспись зданий — все это дополняло утилитарную функцию эстетики.
Объекты, обладающие эстетическими качествами
Что касается производственного процесса, то в нем сочетались утилитарная и эстетическая деятельность, продуктивная и творческая работа.
Создателями художественных ценностей более ранних эпох были ремесленники. Их рабочий процесс совмещал две функции:
- Умственная деятельность (поиск оригинальной идеи, подбор подходящего материала, цветовой гаммы, техники обработки);
- Физический труд (прямое производство объекта).
Это позволило поднять часть ремесла до уровня искусства. В древности этот вид произведений создавал условия для развития искусства в Греции и Риме. Капиталистический способ производства того времени разделил труд на разные полюса, которые противостояли друг другу и обеспечили ауру исключительности для искусства.
Эстетизация современного производства — это сложная концепция, включающая в себя такие моменты:
- Постоянно внедрять творческий элемент в рабочий процесс;
- Для устранения монотонных процессов;
- Для снижения репродуктивной активности;
- Для создания подходящих условий труда: Адаптация комнаты, освещение, атмосфера, шумоподавление, кондиционер.
Современное производство привело к видению такого эстетического феномена, как дизайн.
Дизайн — это самостоятельная сфера эстетической деятельности.
Дизайн — это своего рода художественная и техническая деятельность по формированию предметной среды. Метод проектной деятельности — художественное проектирование.
Назначение: обеспечение удобства в использовании, рациональности композиции, высокого эстетического уровня. Используются методы выразительности и гармонизации: Пропорции, ритм, контраст, нюансы, текстура, цвет. Основными формирующими факторами в проектировании являются пропорциональность объекта человеку, комфорт в использовании, простота управления. Появление конструкции связано с высоким развитием производства и относится к концу XIX — началу XX веков. Дизайн воспроизводит особенности развития социального производства, формирования общественных интересов, духовных ценностей.
Разнообразие социальных групп и индивидуумов со своими вкусами, различные эстетические взгляды на одежду, мебель, жилье, предметы домашнего обихода не могут быть удовлетворены одной и той же формой продукции промышленного производства.
Например. Швейная машина шьет одинаково хорошо, независимо от того, окрашены цветы или нет. Однако на протяжении многих лет компания не жалеет средств именно на эти цветы (машина Зингера).
На первый взгляд, это всего лишь уступка нашим привычкам. Когда все предметы в доме украшены, швейная машинка не должна выделяться как черное, хмурое пятно. Однако это не так просто. На одной из фабрик рабочим было предложено на экспериментальной основе выбрать свой собственный цвет и оттенок, покрасить стены. Рабочие с радостью приняли, и совсем недавно на смену темным и золотым тонам пришло место света, яркости и даже крика (в зависимости от вкуса «художников»). На станках появились персонажи любимых мультфильмов, а цвет спецодежды также изменился. Позже выяснилось, что производительность труда возросла, прогулов на работе стало меньше, а количество несчастных случаев на производстве сократилось. Как видите, лишние украшения принесли значительные преимущества.
Дизайнерская деятельность удовлетворяет не только материальные, но и эстетические потребности человека, формирует эстетические вкусы и идеалы.
Развитие дизайна связано с пластическим искусством: Архитектура, скульптура, живопись, орнамент. Дизайн координирует свои художественные возможности с наукой, технологией, дизайном, знанием материалов. Там, где дизайн связан с производственным процессом, производство лучше удовлетворяет потребности общества; без органической связи с дизайном современная промышленность не может удовлетворить потребности жизни, где материальные потребности без эстетических — это только половина потребностей. В Украине дизайнерская служба только начинает свой творческий путь.
Эстетическая деятельность может также осуществляться на уровне индивидуального рабочего процесса. Человек постоянно совершенствует себя, развивает свои навыки и привычки, привносит элементы творчества в рабочий процесс. В этих случаях мы говорим об искусстве пекаря, каменщика, повара.
Человек и общественные отношения
Человеческая жизнь и искусство не ограничиваются работой. С древних времен сам человек, его тело и внешний облик являются объектами эстетической деятельности. Внешний вид человека — это природный дар, но организм человека сформировался под влиянием трудовой деятельности, социального образа жизни. Выпрямление, специализация конечностей, развитие речи, слуха, обоняния, вкуса, чувства прикосновения, лица, которое сияет умом — все это результат специфической для человека формы жизнедеятельности. Процесс совершенствования человеческой формы и сущности протекал объективно, бессознательно для самого человека.
Человеческие общества, находившиеся на первой стадии развития, использовали татуировки для украшения своего тела. Однако татуировки использовались как социальные знаки, с помощью которых человек подчеркивал свои почетные социальные качества.
Введение элементарной одежды было связано с необходимостью защиты от неблагоприятных погодных условий в сочетании с заслуживающими доверия морально-этическими достижениями. Одежда претерпела значительное развитие и послужила эстетическим феноменом. История показывает, что одежда никогда не сводилась только к своему функциональному назначению. Они дали точную социальную характеристику человека, его социальный статус, тип социальных отношений, в которые он вовлечен. История человеческой одежды всегда занимала важное место в культуре.
Итальянцы довольно придирчиво относились к внешности. Они считали, что красивая одежда — это то, что необходимо для полного совершенства человека.
Во Флоренции костюм был чем-то индивидуальным, так как каждый наряжался в соответствии со своей модой. В Венеции и Флоренции в эпоху Возрождения существовали определения костюма для мужчин, а для женщин принимались законы, запрещающие роскошь. Там, где одежда никак не регулировалась, как в Неаполе, невозможно было найти никакого различия между дворянами и низшими классами.
Частая смена стилей одежды и имитация французской и испанской моды служили для удовлетворения привычного «дендизма».
Особого внимания заслуживает желание женщин изменить свой внешний вид в предметах первой необходимости косметическими методами. Ни в одной стране Европы, кроме Италии, после падения Римской империи, не было столько многочисленных и разнообразных дополнений во внешнем виде, цвете лица и волосах.
Все стремятся к нормальному, естественному внешнему виду и пытаются достичь его с помощью средств, которые, как только они становятся заметными, вводят в заблуждение. Таким образом, фальшивые шиньоны из белого и желтого шелка массово носят, их запрещают и снова носят, пока, наконец, проповедник, призывая к обращению, не привлечет внимание народа, и на городской площади происходит общее сожжение, где шиньоны находят свое место вместе с игрушками, масками, волшебными нотами, песнями и прочим хламом. Идеальным цветом волос была блондинка. А поскольку в те времена считалось, что солнце может дать волосам такой цвет, то были такие дамы, которые целый день стояли на солнце; кроме того, они использовали способы окрашивания волос и всевозможные смеси. Кроме того, были туалетная вода, косметические лосьоны и макияж для каждой части тела, даже для век и зубов.
И напрасными были попытки убедить женщин в том, что это был знак распутницы: даже добродетельные матери, которые годами даже не прикасались к их макияжу, все равно красились в праздники, когда им приходилось появляться на людях.
Парфюмерные методы также вышли за привычные рамки разума и распространились на всю человеческую среду. Так, в праздничные дни даже крупных животных смазывали душистыми мазями, смазочными веществами.
Совершенствование человеческого организма, использование одежды, косметических методов и украшений для демонстрации социальных качеств человека заложили основу такого вида эстетической деятельности, как мода.
Вячеслав Зайцев, автор многих интересных идей в области красивой одежды, говорит: «Просто нет человека вне моды. Каждый из нас является либо последователем старой моды, которая прошла, либо почитателем моды, которая может быть опережающей по времени, либо почитателем моды современности».
«Публика была простой: богато одетые бедные и плохо одетые богатые.» Так сформулировал один из следующих парадоксов американской моды негр писатель Джеймс Болдуин.
В одной из статей в нашей прессе говорилось: «Каждая новая мода, которая побеждает предыдущую, доказывает свою жизнеспособность и закономерность».
Мода оспаривается или молча подчиняется, совершаются неожиданные поступки и даже во имя моды принимаются приватизации. Она предписывает костюмы и прически, посуду и украшения, требует внешнего вида, если не места отдыха, заставляет собирать ненужные, а иногда, увы, требует модных цитат и авторов, даже в научных работах. Мода заставляет носить бархат или нейлон, взъерошивать или ощипывать, подметать дорожное покрытие в косичках или носить ханжески скромные — учитывая цену — джинсы…..
В Полинезии изогнутые свиные бивни — это ярость. Дамы носят их как браслеты. Их цена особенно высока на Новых Бермудах. В результате, цена на свиней также выросла. Три красивые девочки Намба дарят за трехлетнюю свинью с изогнутыми клыками. Молодые матери часто вынуждены бросать своих детей и ухаживать за поросятами.
Французский писатель Жан Лабрюэр однажды сказал: «Люди глупы и мелочны — нетрудно это доказать». Возьмем, к примеру, их подобострастие даже к еде, образу жизни, здоровью и совести». И секрет прост. Даже если мода не всегда знает об этом, она безжалостно эксплуатирует именно эстетические категории, такие как «вкус», «оригинальность» и «красота».
Мода питается двумя законными устремлениями: Оригинальность и красота. До тех пор, пока человек покрыт только одеждой, речь не идет о моде; ее дух проявляется, когда человек использует одежду, чтобы подчеркнуть свои черты как личности и, по возможности, скрыть свои недостатки. То есть уникальный, особенный человек хочет быть самим собой и хочет выразить это своей внешностью.
Бездумное «стадо», бегающее за модой — это всего лишь признак маленькой культуры. Описывая красоту женщин в своем идеальном городе солнца, Кампанелла писала, что если бы она хотела быть красивой и носить туфли на высоких каблуках, чтобы выглядеть выше, или платье с длинной юбкой, чтобы скрыть свои не очень красивые ноги, она была бы приговорена к смерти в этом городе.
У каждой моды есть свои противоречия. Его первая цель — сделать человека другим, особенным, неповторимым. Мода создает массы людей, одетых одинаково, однообразно, в форме забора, как армейское подразделение. Во-вторых, мода обманывает себя и предает свои собственные принципы, например, превращая простые и удобные пастушьи брюки (джинсы) в одежду «престижную», обязательно с фирменными лейблами. Точно так же и «заворачивание» мужской одежды, внешний вид кружева, оборки и т.д. Водевильская певица сегодня неотличима от портье или камердинера богатых домов прошлого века.
Мода дорого стоит. Даже Сократ, когда увидел так много товаров на рынке, заметил: «Сколько есть вещей, без которых невозможно жить».
С модой, например, начинается курение. Чтобы дать курильщикам некоторые эстетические черты, предложить молодым людям с помощью фильмов, книг и телевидения, что сигарета является спутником мудреца или храбреца или непонятого и страдающего человека….. Это еще одна победа моды. И еще одно поражение для культуры.
Мода также связана с идеологическими издержками. Это погоня за этикетками и надписями на одежде. Симпатичная, симпатичная девушка, и на ее белой футболке с английскими буквами «Мисс Любовь». Недалеко находится веснушка. На его рубашке, также английскими буквами «Президент». А сколько сумок, рюкзаков и портфелей с надписями на всех языках мира и за его пределами. Латинский алфавит, кажется, оказывает неотразимое воздействие на впечатлительный ум.
Среди изменений, на которые Ленин согласился в связи с принятием новых советских банкнот, было следующее: «Надписи на иностранных языках — удалить».
Мода уже давно перестала быть безобидной, она меняет наш образ жизни, становится идеологическим оружием. Либо это крик моды: лица любимых художников на сумках для покупок. Или кресты на шеях неверующих молодых людей.
Признаки интеллигентности становятся просто модой, за которой ничего не скрывается, а прежде всего — сам интеллект. Честертон сказал об этом: «Круглолицых дураков привлекает интеллект, так как кошки должны стрелять».
Мода привнесла в наши жилища надменных собак, шуршащих змей в клетках, угрюмых макак, истеричных попугаев. Собака на поводке стала своего рода почетным знаком.
Однажды в Риме Цезарь увидел, как некоторые богатые иностранцы несли щенков и маленьких обезьян на груди и ласкали их. Он спросил их, нет ли у их жен детей. (Его суть заключалась в том, что люди тратят свою любовь на животных, которые должны были принадлежать людям).
Давайте не будем говорить о «сердцах», пронзенных стрелами, черепахами, замками, ножницами, бритвами и свисающих из цепей на многих девушках. Сама жизнь подавляет эту глупость. На островах Океании, Новые Гебриды, считается красивым удалять два передних зуба у замужних женщин.
Чем более эстетичен человек, тем меньше он подвергается загрязнению плохой модой, ее мусором.
Коко Шанель: «Чрезмерный акцент женщин на «форму» приводит их к «содержанию».
Требования к человеческому телу, одежде, косметике и украшениям связаны с изменениями в образе жизни и определяют стиль каждой эпохи. Можно выделить две тенденции в развитии моды:
Человеческое тело, его пропорции и природные формы являются доминирующими.
Здесь общество заинтересовано в гармоничном физическом развитии человеческого организма через спорт, одежда и украшения ориентированы на естественную форму человека.
Другой тенденцией является растущая стилизация человеческой формы через одежду, использование всех видов париков и чрезмерной косметики.
В истории мировой моды и первая, и вторая тенденции имели практическое проявление. В наше время общество нашло способ гармонично сочетать требования как человеческого тела, так и одежды, украшений, косметики, которые дополняют естественную красоту человека.
Важным эстетическим активом человечества является популярный спорт, забота о здоровье и физическом совершенстве. В то же время искусство косметики и одежды позволяет при необходимости скрывать или подчеркивать недостатки внешнего вида.
Внешний вид человека, его способность передать или скрыть свой внутренний мир через свою внешность, продемонстрировать свою индивидуальность или создать необходимый образ, являются важными элементами эстетической культуры человека. Внешний вид человека не является личным делом и требует соблюдения социальных норм и правил, уважения человеческого достоинства в целом.
Итальянский философ Антонио Банфи оценивает эстетическое значение одежды следующим образом:». Одежда характеризуется тысячами оттенков, в которых отражаются тончайшие нюансы самосознания и личного мира человека. Одежда всегда является важным элементом личности, отражением того, что является естественным и риторическим или неаутентичным, коллективным или индивидуальным, воспитанным или аутентичным. Поэтому история костюма — это история самого человека».
Формирование личного стиля через создание внешнего вида является важным направлением эстетической деятельности человека.
Человеку свойственна внешность. Внешний вид человека должен соответствовать его личности. Эстетическое развитие человека, его вкус, искусство и спорт должны быть помощниками в решении этой задачи.
Эстетический опыт человека реализуется также через отношения: морально-правовые, экономические и политические, религиозные и идеологические. Эти отношения могут быть предметом эстетической деятельности человека и общества. Ведь каждая человеческая деятельность приводит к установлению типичных общественных отношений, способствует обмену мнениями и генерирует эмоции.
Например, ритуал, сопровождающий любое магическое действие: церковная литургия, пленяющая своей эстетикой даже неверующего, или военный парад, политическая демонстрация или карнавальное шествие.
Народные праздники, карнавальные игры, ярмарки и спортивные соревнования — это зрелищные события и воплощение свободного общения.
Все важные этапы человеческой жизни, такие как рождение, достижение совершеннолетия, вступление в брак и похороны, представляют собой коллективные действия, которые передают осознание социальной сплоченности и взаимосвязанности, а также социальной ценности индивидуума.
Межличностные отношения
Межличностные отношения регулируются принципами морали, эстетической формой которой является этикет — устоявшаяся система норм поведения и общения, имеющая тенденции исторического развития. Соблюдение норм этикета бессознательно влияет на нравственное состояние человека, смягчает агрессивность, нетерпимость, нечувствительность к другому человеку, изменяет внутреннее настроение, нравственные установки, не создает основу для конфликта или непонимания.
Следовательно, внешняя форма поведения сначала действует как вынужденная необходимость соблюдения правил этикета, а затем превращается во внутреннее состояние человека, изменяет его морально. Человечество, создавая идеал личности, обеспечивает развитие физического совершенствования, высоких моральных качеств и развитого эстетического сознания.
Даже древняя эстетика определяла гармонию экстерьера и интерьера словом калакотия, то есть состояние человеческой красоты.
Виды эстетической деятельности
Эстетическое чувство формировалось в древности, трансформируя стремление к практической полезности и совершенству. Древний человек получал эстетическое удовлетворение от создания гениальных орудий труда, от знания близости их форм и свойств к идеальному образу.
С течением времени формы эстетического опыта и виды эстетической деятельности росли и усложнялись. В древней философии эстетика появилась как отдельный предмет. Философы предлагали различные концепции красоты, как гармоничные, как желательно, так и похожие на природные формы. В средние века эстетика претерпела свое дальнейшее развитие. Если древние авторы в первую очередь заботились о форме, о внешнем воплощении эстетики, то средневековые мыслители и творцы заботились о внутренней духовной красоте. Эстетика воспринимается как образное сходство с Богом и его проявлениями.
Ренессанс рассматривает эстетику по-своему с точки зрения человека и его потребностей, особенно как способ развития и удовлетворения потребности в красоте, формирования вкуса и тонких чувств души и духа. В современную эпоху понятие эстетики вошло в философский и научный дискурс, эстетика формируется как самостоятельная область знаний, отрасль философии.
Эстетика играет важную роль в жизни общества, в формировании его ценностей, мировоззрения и культуры. Ни одно произведение искусства, ни один прикладной предмет не может быть создан без учета эстетических притязаний и идеалов. Эстетическое сознание играет важную роль в суждении человека о себе, своих ближних и о самом мире.
Эстетика в той или иной степени присутствует в каждой человеческой деятельности — эстетической оценке подлежат не только произведения искусства или произведения искусства, но и человеческие поступки, способы коммуникации, ценности и цели. Однако эстетическая деятельность как таковая направлена на создание красивых вещей или предметов, отвечающих критерию красоты.
Обычно различают два глобальных типа эстетической деятельности:
- Искусство,
- Дизайн.
Искусство как эстетическая и творческая деятельность
Искусство — это многомерное понятие, которое можно интерпретировать как мастерство, как деятельность по созданию прекрасного, и, наконец, как художественное творчество. Как художественное творчество, искусство — это вид эстетической деятельности.
Художественное творчество подразумевает такую деятельность создателя, в ходе которой происходит переосмысление и трансформация реальности, в результате чего возникает ментальный продукт, а именно художественный образ.
Художественный образ — это обобщенный образ жизни, воплощенный в конкретной и осязаемой идеальной реальности, который несет в себе отпечаток индивидуальных особенностей автора и социальной реальности.
В то же время, хотя художественный образ является идеальным, т.е. духовным, сущностью в том виде, в каком он существует в индивидуальном сознании создателя и потребителей его творчества, он не может быть воплощен без материального обеспечения, т.е. без произведения искусства как такового, будь то статуя, книга, картина, музыкальное произведение и т.д.
В зависимости от выбранного способа воплощения художественного образа выделяются и виды искусства:
- Архитектура;
- Изобразительное искусство, которое включает в себя живопись, графику, скульптуру и фотографию;
- Литература, разделенная на эпическую (проза), поэтическую (поэзия) и драматическую (произведения для постановки);
- Музыка;
Синтетические искусства, сочетающие в себе несколько независимых видов искусства, таких как театр или кино.
Согласно концепции игры в искусстве, разработанной в работах Канта, Спенсера, Шиллера, игра и искусство содержат двухэтажный, с одной стороны, участник игры или потребитель художественного образа вовлечен в искусственную реальность, созданную в процессе игры, с другой стороны, он осознает ее виртуозность. Таким образом, игра служит предвестником искусства и в то же время может рассматриваться как его разновидность, например, видеоигры, которые по целостности и глубине создаваемого художественного образа не уступают другим формам искусства, но и позволяют потребителю самому участвовать в их разработке или создании.
Дизайн как вид деятельности
Дизайн — это относительно новый вид эстетической деятельности, возникший с появлением массового производства, что устранило необходимость для работника индивидуально производить прикладной объект. На протяжении веков производство материальных ценностей осуществлялось в рамках ремесленной деятельности. В отличие от искусства, которое направлено на удовлетворение духовных потребностей человека, через создание художественного образа декоративно-прикладной деятельности в первую очередь ориентировано на утилитарные, практические потребности.
Ведь в производстве обуви, одежды, посуды, мебели в первую очередь стоят вопросы практической ценности — комфорта, надежности и долговечности. Однако создание этих предметов вне эстетического восприятия невозможно. Создавая абсолютно полезный предмет, мастер руководствовался в первую очередь его внешним видом, который создавался в культуре эстетических конструкций, сочетающих в себе полезные качества, точно так же, как первобытный человек создавал инструменты, которые благодаря своей форме были и эффективными, и эстетичными.
Смена предмета быта на протяжении веков отражала тенденции в изменении эстетических идей и идеалов общества. По мнению ряда исследователей, основным направлением в развитии прикладной эстетики является снижение степени орнаментации предметов. Итак, если первобытный человек покрыт орнаментом всего — от оружия и жилища до собственного тела, то произведения мастеров 18-19 веков орнамента очень скромны, это выражает акцентирование, но не основное содержание изделия.
Однако с развитием разделения труда, появлением мануфактур, фабрик, заводов и методов машинного производства декоративная деятельность как общественная практика уходит в прошлое. Сейчас она существует либо в рамках искусства, когда производимые предметы используются не по назначению, а только для украшения, либо в узком слое «народных промыслов». Его место занимает дизайн.
Дизайн позволяет сохранить уникальный характер и эстетическую ценность утилитарного объекта, информировать его о практичности, полезности и красоте в рамках производства дотаций.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов
- Философия личности и проблема идентичности
- Антропология в русской средневековой философии
- Субъект познания в современной гносеологии
- Социальные группы как «субкомпоненты» общества. Основные типы социальных групп
- Идеальное государство Платона
- Русская философия имени (П. Флоренский, С. Булгаков, А.Ф. Лосев)
- Идеалы и ценности современного человека
- Политическое мировоззрение
- Нравственность как потребность оценочного отношения. Источники нравственных представлений