Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Времена года
- Реферат на тему: Административное правонарушение
- Реферат на тему: Волейбол
- Реферат на тему: Здоровый образ жизни
Введение
История Третьяковской галереи, которая является одним из крупнейших музеев мира. Его популярность почти легендарна. Ежегодно сотни тысяч людей приезжают посмотреть его сокровища в тихий Лаврушинский переулок, расположенный в одном из старейших районов Москвы, в Замоскворечье. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или тесно с ним связаны. Галерея была задумана ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым, в 1832-1898 годах и сохранилась до наших дней.
Третьяков Павел Михайлович
Родился 15 (27) декабря 1832 г. в Москве в купеческой семье. Он получил образование на дому, начал свою карьеру в торговле и работал с отцом. Вместе со своим братом Сергеем Павел построил бумажные фабрики, на которых работало несколько тысяч человек. Состояние П.М. Третьякова на момент его смерти оценивалось в 3,8 миллиона рублей. Третья галерея Музей.
Павел Михайлович давно не женился. Только в августе 1865 года он женился на Вере Николаевне Мамонтовой, двоюродной сестре известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. В 1866 году родилась старшая дочь Вера (1866-1940), затем Александра (1867-1959), Любовь (1870-1928), Михаил (1871-1912), Мария (1875-1952), Иван (1878-1887). В 1887 году Иван, всеобщий любимец, умер от алой лихорадки, осложненной менингитом, надеждами отца. Горе Павла Михайловича не имело границ. Старший сын Михаил родился больным и слабым и никогда не приносил радости родителям.
В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую хотел подарить городу почти с самого начала. Считается, что первые картины он приобрел в 1856 году — это работа Н.Г. Шильдера «Искушение» и «Борьба с финскими контрабандистами» (1853) В.Г. Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами Игоря Трутнева, Александра Саврасова, К. А. Трутовского, Фридриха Бруни, Лагорио и других мастеров. Еще в 1860 году меценат издал завещание, в котором говорилось: «Для меня, кто искренне и горячо любит живопись, не может быть лучшего желания, чем начало публики, чтобы обеспечить все доступные депо изобразительного искусства, со многими льготами, со всем удовольствием».
В 1860 году Третьяков приобрел картины «Порт заключенного» В. И. Якоби, «Прошлая весна» М. П. Клодетты, «Бабушкина сказка» В. М. Максимова и другие. Павел Михайлович высоко оценил творчество В.Г. Перова, которому он написал в октябре 1860 года: «Берегите себя на службе искусства и своих друзей». В 1860-е годы были приобретены такие произведения Перова, как «Крестный ход на Пасху», «Тройка» и «Любитель», позже Третьяков продолжал приобретать картины Перова, заказывал для него портреты, активно участвовал в организации посмертной выставки работ художника.
В 1864 году в сборнике появляется первая картина, написанная по сюжету русской истории — «Тараканья принцесса» К.Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказал произведение Ф. А. Бронникова, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой — «Пифагорийский гимн восходящему солнцу».
В 1874 году Третьяков построил здание для собранной коллекции — галерею, которая была открыта для публики в 1881 году. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в дар Московской губернии. Через год это учреждение было переименовано в «Муниципальную картинную галерею Третьякова Павла и Сергея Михайловича». Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание почетного гражданина Москвы. Является акционером Московского торгового банка.
В конце жизни Третьяков получил звание торгового советника, был членом Московского отделения Торгово-Промышленного Совета и действительным членом Санкт-Петербургской Академии художеств (с 1893 года). Скончался 4 (16) декабря 1898 г. в Москве. Последними словами его родственников были: «Позаботьтесь о галерее и будьте здоровы». Он был похоронен на Даниловском кладбище в Москве рядом с родителями и братом Сергеем, умершим в 1892 году. В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
История галереи
Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию картин в середине 1850 года. Годом основания Третьяковской галереи считается 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Противостояние с финскими контрабандистами» В.Г. Худякова, хотя ранее, в 1854-1855 годах, он приобрел 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для публики была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» на Лаврушинской улице в Самоскворечье, в доме, который семья Третьяковых купила в 1851 году. В галерее хранилась коллекция из 1276 картин, 471 рисунка и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины зарубежных мастеров.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою картинную галерею в дар городу Москве. В то время коллекция включала 1287 живописных и 518 графических работ русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекцию икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловича Третьяковых».
Поскольку рост коллекции постоянно превышал выставочную вместимость галереи, к жилой части усадьбы постепенно добавлялись новые помещения, необходимые для хранения и экспонирования произведений искусства. Такие дополнения были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и, наконец, в 1902-1904 годах, когда по чертежам художника В. М. Васнецова был построен знаменитый фасад по проекту архитектора В. Н. Башкирова. Строительство велось под руководством архитектора А. М. Калмыкова. Этот фасад стал достопримечательностью Третьяковской галереи.
16 января 1913 года в Третьяковской галерее находилась картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», которая была разорена ножевым вандализмом. Художнику действительно пришлось воссоздавать лица изображенных людей. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о повреждении картины, бросается под поезд.
2 апреля 1913 года Московская городская дума избрала Игоря Эммануиловича Грабаря, известного живописца, архитектора и искусствоведа, попечителем Третьяковской галереи. Главное, что характеризовало деятельность Грабаря, — это реформы, которые превратили Третьяковскую галерею в музей европейского типа с экспозицией, основанной на хронологическом принципе. В начале декабря 1913 года, в пятнадцатую годовщину со дня основания галереи, для посетителей был открыт реформированный музей.
3 июня 1918 г. Совнарком издал указ, объявляющий Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С тех пор музей называется Государственной Третьяковской галереей. После национализации Игорь Эммануилович Грабарь был назначен директором галереи. В первые годы советской власти коллекция галереи значительно увеличилась, что вновь поставило вопрос о расширении ее охвата. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения музейной коллекции.
А.В. Щусев, академик архитектуры, назначенный директором в 1926 году, много сделал для расширения существующих и застройки новых помещений. В 1927 году галерея получила соседний дом в Малом Толмачевском переулке (бывший Соколиковский дом). После перестройки 1928 г. оно стало служебным зданием, в котором размещались администрация галереи, научные отделы, библиотека, рукописный отдел и графический фонд. Это здание было соединено с галереей специальной пристройкой. В 1928 году была проведена радикальная реконструкция системы отопления и вентиляции. В 1929 году галерея была электрифицирована (ранее она была открыта для посетителей только в дневное время).
В 1929 году церковь Святого Николая в Толмачах была закрыта, а в 1932 году ее здание было передано Галерее и стало заповедником живописи и скульптуры. Позднее она была соединена с выставочными залами новопостроенным двухэтажным зданием, верхний этаж которого был специально спроектирован для выставки картины А.А. Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837-1857). Кроме того, между залами, расположенными по обеим сторонам главной лестницы, существовал проход, обеспечивающий непрерывный обзор. В результате этих изменений увеличилась выставочная площадь музея и началась работа над новой концепцией размещения работ.
В 1936 году с северной стороны главного корпуса было завершено строительство нового двухэтажного здания, так называемого «Шусевского корпуса», просторные залы которого изначально использовались для проведения выставок, а с 1940 года являлись частью основного выставочного маршрута.
С первых дней Великой Отечественной войны галерея начала демонтировать экспозицию — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. Холсты скатывали на деревянные валы, переносили папиросной бумагой и складывали в коробки, покрытые водонепроницаемым материалом. В середине лета 1941 года поезд с 17 вагонами отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Произведения искусства эвакуировались до сентября 1942 года, часть экспозиции была эвакуирована в Молотов. Галерея в Москве была открыта только 17 мая 1945 года.
Здание галереи было заметно повреждено в результате бомбардировок во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): две взрывные бомбы, сброшенные немецкими самолетами, в нескольких местах разрушили стеклянную обшивку крыши, подвесной потолок некоторых залов, был поврежден главный коридор.
Восстановление галереи началось в 1942 году, и к 1944 году 40 из 52 комнат были отремонтированы таким образом, чтобы экспонаты могли быть возвращены из эвакуации. В честь 100-летия Третьяковской галереи, которое отмечалось в 1956 году, было завершено строительство зала А.А. Иванова. К тому времени коллекция уже насчитывала более 35 000 произведений искусства.
К середине 1980-х гг. возросшее количество посетителей, экскурсий и школьных клубов едва ли вписывалось в залы музея. Вновь возникла необходимость в расширении выставочных площадей. Этой темой занимался Ю. К. Королёв (1929-1992), в течение полутора десятилетий возглавлявший Третьяковскую галерею (1980-1992).
Строительные работы были начаты в 1983 году. Два года спустя было введено в эксплуатацию художественное депо, в котором также располагаются реставрационные мастерские.
Позднее, в 1985-1994 годах, административное здание было построено по проекту архитектора А. Л. Бернштейна с 2 этажами и имело такую же высоту, как и выставочные залы.
В 1986 году началась реконструкция главного здания Третьяковской галереи (архитекторы И.М. Виноградский, Г.В. Астафьев, Б.А. Климов и др.), основанная на идее сохранения исторического облика здания.
В 1989 году с южной стороны главного здания было построено новое здание, в котором разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. В 1992-1994 годах здесь проходила выставка шедевров из коллекции галереи. Большинство технических систем и служб были сосредоточены в одном здании, поэтому оно и получило название «Инженерное здание».
Ключевой особенностью плана реконструкции было включение Николаевской церкви в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) в музейный ансамбль после его реставрации и освящения. Храм был утвержден в качестве музея домашней церкви в Третьяковской галерее.
С 1986 по 1995 год Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке была закрыта для посетителей в связи с масштабными реконструкционными работами. Единственной выставочной площадкой музея за это десятилетие было здание на Крымском валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.
Строительные работы в Лаврушинском переулке заняли почти десять долгих лет: с 1985 по 1995 год.
Сегодня комплекс зданий Третьяковской галереи, расположенный между Лаврушинским и Малым Толмачевским переулками, является популярным местом не только у москвичей, но и у многих гостей столицы.
3. состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея».
Руководитель галереи:
- Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, 10.
- Музейная церковь Святого Николая в Толмащах
- Третьяковская галерея на Крымском валу, д. 10
- Музейная мастерская А. С. Голубкина
- Дом-музей В.М. Васнецова
- Музейная квартира А. М. Васнецов
- Дом-музей П.Д. Корина.
В 1985 году Государственная картинная галерея на Крымском валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием «Государственная Третьяковская галерея». Сегодня в здании расположена отреставрированная постоянная экспозиция «Искусство XX века». Частью Третьяковской галереи является Музейная церковь Святого Николая в Толмачах, которая представляет собой уникальное сочетание музейной экспозиции и настоящего храма. Музейный комплекс в Лаврушинском переулке включает в себя техническое здание и выставочный зал в Толмачах, которые предназначены для проведения временных выставок. Музей предоставляет услуги аудио-гида.
Менеджер галереи:
- Трегулова, Зельфира Исмаиловна (2015 — сегодня)
- Лебедева, Ирина Владимировна (2009-2015)
- Родионов, Валентин Алексеевич (1993-2009).
- Королёв, Юрий Константинович (1980-1992).
- Лебедев, Поликарп Иванович (1954-1979).
- Самошкин, Александр Иванович (1941-1951)
- Лебедев, Поликарп Иванович (1939-1941).
- Кристи, Михаил Николаевич (1930-1939)
- Щусев, Алексей Викторович (1926-1929)
- Щекотов, Николай Михайлович (1925-1926).
- Грабарь, Игорь Эмануилович (1913-1925).
- Остроухов, Илья Семенович (1905 — 1913).
Вера в школу русской живописи
Большая историческая заслуга Третьякова — непоколебимая вера в триумф русской национальной школы живописи — вера, которая родилась в конце 1950-х годов и прошла через всю его жизнь, через все трудности и испытания. Можно с уверенностью сказать, что в триумфе русской живописи конца XIX века личные заслуги Третьякова чрезвычайно велики и бесценны.
Письма Третьякова сохраняют свидетельства его страстной веры. Это один из них. В письме художнику Риццони от 18 февраля 1865 года он писал: «В последнем письме к Вам мое выражение может показаться непонятным: «Тогда бы мы поговорили с неверующими» — я Вам объясню: Многие не хотят позитивно верить в хорошее будущее русского искусства и уверять, что если иногда кто-то из наших художников пишет что-то хорошее, то это как-то случайно, и это потом умножит череду заурядности. Знаете, я не согласен, иначе я бы не собирал русские картины, но иногда я не мог противоречить приведенным фактам, и здесь каждый успех, каждый шаг вперед очень близок моему сердцу, и я был бы очень рад дождаться праздника на нашей улице». И примерно через месяц, возвращаясь к этой же мысли, Третьяков пишет: «Каким-то образом я неведомо верю в свою надежду: наша русская школа будет не последней — это был действительно пасмурный период, и довольно длинный, но сейчас туман ясен.
Вера Третьякова не была слепым предчувствием, а основывалась на тщательном наблюдении за развитием русской живописи, на глубоком, тонком понимании национальных идеалов, формирующихся на демократической основе.
Так, в 1857 году П.М. Третьяков писал пейзажисту А.Г. Горавскому: «О моем пейзаже я попрошу вас оставить его и вместо него написать мне новый. Мне не нужна ни богатая природа, ни великолепная композиция, ни эффектное освещение, ни чудеса». Вместо этого Третьяков попросил изобразить простую природу, пусть даже самую непрозрачную, «чтобы в ней была правда, чтобы поэзия и стихи во всем могли быть творчеством художника».
Эта нота выражает тот же эстетический принцип создания галереи, который был создан в результате размышлений о путях развития русской национальной живописи, предвосхищая ее прогрессивные тенденции задолго до создания Саврасовской картины «Крючки пришли», пейзажей Васильева, Левитана, Серого, Остроухова и Нестерова — художников, сумевших передать поэзию и очарование, присущие истинному образу русской натуры.
Третьяков, коллекционер, был известным явлением. Современники были весьма удивлены природным духом и безупречным вкусом этого наследника-дилера. «Должен признаться, — писал художник в Крамской в 1873 году, — что это человек с каким-то дьявольским обонянием, каким он должен быть. Однако нигде специально не обученный он не обладал широкими знаниями, особенно в области литературы, живописи, театра и музыки. Третьяков был ученым по природе и знаниям», — сказал художник и критик А. Н. Бенуа в 1902 году в своей «Истории русского искусства».
Третьяков никогда не работал с «суфлерами». Так как Третьяков был тесно знаком с большим количеством художников, писателей, музыкантов и со многими очень приветливыми людьми, он охотно прислушивался к их советам и комментариям, но всегда действовал по-своему, и его решения обычно не менялись. Он не терпел вмешательства в свои дела. Крамской, который, несомненно, имел к Третьякову самое большое расположение и уважение, пришлось признать: «Я знаю его очень давно и давно позаботился о том, чтобы Третьяков не оказывал никакого влияния ни на выбор картин, ни на его личное мнение…». . Если были художники, которые считали, что на него можно оказывать влияние, то они должны отказаться от своих заблуждений. Со временем высокий вкус, строгий отбор и, конечно же, благородные намерения принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему «привилегии», которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков имел право первым увидеть новые работы художников либо непосредственно в их мастерских, либо на выставках, но, как правило, еще до того, как они были открыты для публики.
Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и не без духовного почитания все, как маститые, так и начинающие, ждали покоя Третьякова: «Я прошу вас посмотреть на картину после меня. Что было равнозначно публичному признанию для всех. Я открыто признаюсь вам, — писал Репин П. М. Третьяков в 1877 году, — что если вы ее продадите (речь шла о картине Репина «Протодиакон». — Л.И.), то только в ваших руках, в вашей галерее не грустно, потому что я говорю без лести, что считаю большой честью увидеть там ваши вещи». Часто художники шли на уступки Третьякову, и Третьяков никогда не покупал без переговоров и снижал для него цены, тем самым поддерживая его проект в меру своих возможностей. Но поддержка здесь была взаимной.
Художники и искусствоведы давно отмечают, что «если бы о. М. Третьяков не появился в свое время, если бы он не полностью посвятил себя великой идее, если бы не начал собирать русское искусство, его судьба была бы иной: возможно, мы не знали бы ни «Боярина Морозова», ни «Крестного хода»». «или все большие и малые картины, которые сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею. (М. Нестеров). Или… Без его помощи русская живопись никогда бы не вышла на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственным (или почти единственным), кто поддерживал все новое, свежее и значимое в русском искусстве» (А. Бенуа).
Пятая галерея в наши дни
В апреле 1995 года в главном здании в Лаврушинском переулке для посетителей была открыта обновленная выставка классического русского искусства. Выставочная площадь увеличилась. В реконструированном главном здании Третьяковской галереи удалось значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, создать залы для скульптуры XVIII — первой половины XIX века.
Графика, требующая специального светового режима, сейчас экспонируется в специально оборудованных залах, есть «камера сокровищ», где можно увидеть произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных шкатулках.
Развитие дворов позволило создать новые залы для картин величайших мастеров живописи XIX века — К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.А. Крамского, А.И. Куинджи. Самая большая из них была специально разработана для огромного декоративного панно «Мечта принцессы» М.А. Врубеля (1896).
Еще в 1953 году из Большого дворца Московского Кремля в Третьяковскую галерею было перенесено пятиметровое полотно И.Е. Репина «Прием вольных сержантов Александра III во дворце Петровского дворца в Москве». (1886), созданный по «высшему» порядку. Она также была включена в новую экспозицию.
Для того, чтобы показать искусство 20 века с возможной полнотой, соответствующей объему и уровню музейной коллекции, было принято решение разделить экспозицию на два здания и провести общую выставку искусства 20 века в здании галереи, которое находится на Крымском валу.
16 декабря 1998 года, к 100-летию со дня смерти П.М. Третьякова, на Крымском валу открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, основанная на историческом, хронологическом и монографическом принципах. Впервые появилась возможность увидеть в полном объеме работы величайших художников, которые не взрывались до 1917 года и после. В юбилейном 2006-2007 году зрителям была предложена новая версия экспозиции.
В настоящее время основное внимание уделяется разнообразию стилей в живописи первой половины ХХ века. Объективность и неоклассицизм 1910-х годов, монументализм и камерная лирика 1920-х, соцреализм и поставангардная живопись 1930-х годов образуют выразительный контраст и обогащают идею художественного процесса и развития мастеров в советский период. Впервые работы советских художников 1930-1950-х годов будут показаны наряду с работами художников из других стран России. В дополнение к традиционным экспонатам, новая выставка также включает в себя реконструкцию. Посетители могут увидеть знаменитые контррельефы В.Е. Татлина, «пространственные объекты» конструктивистов, которые не сохранились до наших дней; картина 1920-х годов дополнена фотографиями А. Родченко.
Выставочная деятельность галереи становится все более разнообразной и интересной. Ежегодно организуются выставки, которые вызывают большой интерес общественности, в том числе выставки «Сокровища эпохи Возрождения России» (1995), «К 150-летию со дня рождения И.Е.Цветкова» (1995), «Сокровища музеев Московской области» (1996), «Незабываемая Россия». Россия и Россия глазами британских художников. XVIII — первая половина XIX века» (1997), «М.Ларионов — Н.Гончарова. Шедевры парижского наследия. Живопись» (1999), «К.П.Брюллов. К 200-летию» (2000), «Западноевропейское искусство XVI-XVIII веков. Столетия из собрания Тульского художественного музея». (2000), «Вернемся в музей Грозного» (2002), работы Н.Н.Сапунова (2003), «Пророк и мечтатель». М.А.Врубель, В.Е.Борисов-Мусатов. Графика» (2005).
Работы из коллекции галереи регулярно демонстрируются на международных и национальных выставках в разных городах.
С середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведутся серьезные исследования по подготовке и изданию сводного каталога коллекции. Это научное и наиболее полное многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.
Третьяковская галерея проводит обширную издательскую и популяризаторскую работу: Публикуются книги, альбомы и другая печатная продукция. В 2004 году был создан инновационный отдел мультимедийных и интернет-проектов для создания современного сайта Третьяковской галереи и издания электронных каталогов выставок.
Коллекция Третьяковской галереи на сегодняшний день насчитывает более 170 тысяч произведений.
Заключение
Что касается ситуации в современной России, трудно представить, чтобы кто-то мог создать что-то вроде галереи. И дело даже не в том, что это, как многие скажут, «не совсем необходимо», а в том, что сейчас просто еще один раз, еще одна проблема, еще одна задача, которая должна быть решена. Хотя это утверждение не является неоспоримым.
Что касается культурного наследия, то научно-технический прогресс ежедневно предоставляет нам новые формы и результаты деятельности человека в области культуры и искусства. И мы должны заботиться о них в наше время, сохранять и умножать их, не забывая прошлого, чтобы оставить нашим потомкам наше видение мира, нашу жизнь, как поистине великого человека, — это сделал Павел Михайлович Третьяков.
Список литературы
- Боткина, А.П. Третьяков Павел Михайлович / А.П. Боткина — М: Государственная Третьяковская галерея, 1952 . — – 310 с