Для связи в whatsapp +905441085890

Реферат на тему: Субкультура

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Спрос и предложение
  2. Реферат на тему: Круговорот воды в природе
  3. Реферат на тему: Загрязнение почвы
  4. Реферат на тему: Органическая химия
Реферат на тему: Субкультура

Введение

Тема субкультур особенно актуальна в наше время, так как в современном мире многие субкультуры превратились в крупные образования, которые хорошо заметны широкой общественности и оказывают значительное влияние на человеческое общество. К обсуждению этой проблемы присоединились не только ученые в области культуры, но и философы в области культуры. Многие исследователи пришли к выводу, что решение этой проблемы в конечном итоге позволяет приблизиться к пониманию самой культуры как специфического явления, осознать механизмы ее обновления и трансформации. Отсюда своего рода исследовательский бум, первые признаки которого можно найти в конце 1960-х годов.

Предмет исследования — разновидности субкультур.

Предметом изучения в работе являются признаки, типы и проявления различных субкультур.

Целью является изучение современных субкультур.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  1. рассмотреть понятие субкультуры и ее виды
  2. характеризовать признаки субкультуры
  3. Рассмотрим примеры субкультур.

Наиболее важными методами исследования труда были сравнительные и описательные методы. Общие научные методы: анализ, синтез, сравнение.

Субкультура — это совокупность ценностей и порядков, накопленных определенным мировоззрением группы людей, объединенных определенными интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — это суверенное целостное образование, часть социальной культуры.

Концепция субкультуры и ее виды

Понятие «субкультура» возникло из осознания неоднородности культурного пространства. В прошлом «культура» понималась как «доминирующая этическая, эстетическая, идеологическая система — профессиональная, поддерживаемая элитами и получающая священное подкрепление от элит». Все, что находилось за его пределами, было лишено статуса «культуры».

Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе относится к 1930-м годам, он распространился в 1960-е и 1970-е годы в связи с исследованиями молодежных движений. Этот термин использовался различными способами, включая подземную культуру и подполье. В том же контексте (как и в отношении идеологии и практики протеста молодежи против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовался термин «контркультура», который определял идеологию молодежи как разрушение всей культуры в целом и сопротивление самой культуре. Из этого видно, что термин «субкультура» изначально означал те явления, которые воспринимались как не относящиеся к культуре или вне ее. Со временем, однако, он приобрел другое значение.

Эстетика, этика и идеология молодежных сообществ были признаны в качестве особой «молодежной культуры». Она выявила существование других культур (например, детской культуры), которые отличаются от официальной культуры, но с их нормативными и символическими особенностями вполне реальны.

Сегодня нет единой, устоявшейся системы взглядов на феномен субкультуры. Определение термина «субкультура» затруднено именно фундаментальным характером основополагающего понятия «культура» и существованием большого числа его определений. Каждая наука интерпретирует и описывает понятие «субкультура» с точки зрения ее предмета и методологии. Поэтому в науке появился ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию этого явления.

Системно-динамический подход заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования. Синергетический подход описывает взаимодействие субкультур как хаотический процесс. В этом процессе одни субкультуры становятся сильнее (эффект сотрудничества), в то время как другие исчезают. Информационный подход представляет образ культуры (субкультуры) как сочетание социальных и информационных явлений, где в процессе передачи информации от человека к человеку формируется коллективное сознание (несущее духовные ценности), а средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) активно воздействуют на этот процесс. Генетический подход заключается в идентификации системы духовных ценностей с набором генов. Иерархический подход интерпретирует культуру как иерархически организованную систему, в которой культуры на более высоких уровнях развиваются по своим собственным законам, отличным от законов более низких уровней. Трофический подход основан на принципе, что верхний уровень разрабатывается за счет нижнего. Трофические уровни выстраиваются в цепочку, в начале которой происходит трансформация мира человеческих эмоций в мыслительные образы.

Экологический подход рассматривает субкультурные общины в качестве целостного образования в широкой социокультурной среде. Эпидемиологический подход сравнивает процесс формирования субкультур с распространением инфекционного заболевания: патоген — это социальный миф, который формируется в массовом сознании, передается от человека к человеку и улавливает массу пораженных. Когнитивный подход заключается в представлении субкультуры как системы когнитивных теоретических конструкций, через призму которых воспринимается окружающая действительность.

Конечно, совокупность научных подходов не ограничивается этим перечнем, но эти подходы наиболее распространены, и именно на их основе предпринимаются попытки типологизации и интерпретации субкультур.

Упомянем еще несколько, которые известны сегодняшней типологией субкультур. Например, Б. Ерасов кратко выделяет и описывает следующие десять типов: бедная и богатая субкультура, пол, город и страна, девиантный, классовый, криминальный, молодежный, периферийный и элитный. А. Шилова, предлагающая учебную программу курса «Социология девиантного поведения», выделяет три типа субкультур: преступную (криминальную), подростковую и рабочую.

Таким образом, субкультура в социологии и культурологии является «частью культуры общества, отличающейся от доминирующего большинства и социальных групп носителей этой культуры». Субкультура может отличаться от доминирующей культуры своей собственной системой ценностей, языком, поведением, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, которые формируются на национальной, демографической, профессиональной, географической и иной основе. Как правило, субкультуру несет человек на протяжении всей своей жизни. Субкультуры формируются, в частности, этническими общинами, которые отличаются своим диалектом от языковой нормы. Другой известный пример — молодежные субкультуры.

Признаки субкультуры

После Н.Н. Слюсаренко, составляющими субкультур и одновременно признаками их являются: «знания (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процессуальные знания (умения, способности, средства реализации, методы); потребности и наклонности». Критерием существования и выражения субкультуры является набор параметров, упомянутых выше.

Знание (образ мира в более узком смысле): Под этим термином понимается совокупность знаний и представлений человека об окружающей действительности, из которых человек строит целостную картину социального мира и своего места в нем. На основе полученного изображения происходит ориентация в жилом пространстве. Здесь необходимо определить, как осуществляется работа с социальной информацией и какие элементы социального мира выбраны, а также механизмы, которые служат процессу построения этого образа.

Мы будем понимать ценности как составную часть социальной системы, имеющую особое значение в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — реальный или воображаемый, если этот объект служит для фокусировки устремлений, желаний групп или индивидуумов.

Можно выделить каждую систему ценностей:

  1. то, что наиболее благоприятствуется (поведение, приближающееся к социальному идеалу; это то, чем восхищаются, но не всегда следуют)
  2. То, что считается нормальным, правильно (это делается в большинстве случаев);
  3. не одобренный, осужденный и — на крайнем полюсе — считающийся аморальным, преступный

Среди ценностей, которые будут характеризовать и выделять субкультуры как таковые, мы будем относиться к тем ценностям, которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивидууму (члену субкультуры) в частности.

Стиль и стиль жизни: В этой категории сочетаются стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статус. Стиль жизни понимается как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип человеческого поведения. Эта концепция позволяет сосредоточиться на субъективной стороне человеческого поведения, на мотивах, формах действия, повседневном поведении индивида, семьи, других социальных групп.

Стиль жизни, таким образом, охватывает «все типичные виды деятельности индивидуума, социальной группы, общества в целом, вместе с условиями жизни, которые их определяют». Эта категория позволяет всесторонне и взаимосвязано взглянуть на основные сферы жизнедеятельности людей: их труд, жизнь, общественную жизнь и культуру, чтобы выявить причины их поведения в зависимости от их образа жизни, уровня и качества жизни.

Социальные роли и статус также связаны со стилем и образом жизни. Образ жизни человека в культуре и субкультуре включает в себя ряд ролей, которые человек выполняет в различных обстоятельствах. Можно утверждать, что вряд ли можно описать все возможные обстоятельства, но среди них есть классы стандартных обстоятельств, с которыми человек регулярно сталкивается. В каждом классе таких обстоятельств человеку отводится определенная роль (обычно одна). Неизменяющийся класс обстоятельств предполагает ограниченное число ролей; при выполнении этих ролей разные индивиды реализуют те же институциональные требования, которые были разработаны для этих классов обстоятельств, и могут быть отражением уникальности субкультуры.

Стиль и образ жизни, которые будут характеризовать и дифференцировать субкультуру как таковую, мы относим к стилю и образу жизни (образу жизни, условиям жизни, ролям и статусу), которые свойственны определенной социальной группе в целом и конкретному индивидууму (члену субкультуры) в частности.

Социальные институты как системы норм: Мы понимаем понятие институтов как относительно стабильные типы и формы социальных практик, посредством которых организуется жизнь общества и обеспечивается устойчивость связей и отношений внутри его социальной организации.

Деятельность социального института определяется, во-первых, набором конкретных социальных норм и правил, регулирующих соответствующие виды поведения; во-вторых, его интеграцией в общественно-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, позволяющую легитимизировать формально-юридическую основу деятельности социального института, осуществляющего социальный контроль над институциональными видами деятельности; в-третьих, наличием материальных ресурсов и условий, гарантирующих успешную реализацию нормативных правил и правил; в-третьих, наличием условий для успешной реализации социального института. В этом отношении социальные институты могут быть охарактеризованы как с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры, так и с точки зрения их внутренней, т.е. с позиции содержательного анализа их деятельности. Нас заинтересует внутренний (контентный) аспект их деятельности.

Различные субкультуры имеют свои собственные способы организации своей жизни как субкультуры. Внутри субкультур могут возникать определенные специфические для них институты (например, «гахан» в зоне и т.д.). Этим институтам присуща специфическая иерархия.

Потребности понимаются как состояние недостатка всего, состояние, стимулирующее деятельность по восполнению этого недостатка. Потребности лежат в основе создания ценности. Человеческие потребности бессознательны (их называют притяжением) и осознанны. Осознание потребностей служит для формирования интереса, мотивации, ориентации, цели, решения, действия. По критерию происхождения «потребности делятся на природные или биогенные, т.е. первичные (в самосохранении — пища, вода, отдых, сон, тепло, поддержание здоровья, воспроизводство потомства, сексуальные и т.д.) и социальные, вторичные (в самоутверждении, общении, различных услугах, дружбе, любви и т.д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении)». Первичные и вторичные потребности носят социальный характер: они сообщаются обществом, что определяет конкретные формы их проявления и удовлетворения.

Мы будем понимать склонность как постоянное внимание человека к чему-то, как желание заниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется и развивается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

В отношении потребностей и диспозиций, характеризующих и подчеркивающих субкультуры как таковые, мы определим потребности и диспозиции, которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивидууму (члену субкультуры) в частности и которые удовлетворяются и реализуются в рамках конкретной субкультуры.

Вводятся дополнительные атрибуты: пол, возраст, имущество, место жительства в определенном районе, определенные временные рамки и т.д. Это наиболее полное описание реальных существующих субкультур и выявление их социальных, региональных и историко-государственных характеристик.

Примеры субкультур

Одним из самых умных и известных субкультурных сообществ являются молодежные движения, которые сосредоточены на конкретных музыкальных жанрах. Образ музыкальных субкультур во многом формируется имитацией популярных в этой субкультуре сценических декораций исполнителей.

Одной из первых музыкальных и молодежных субкультур нашего времени стали хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многие из их образов (особенно мода на длинные волосы) и мировоззрения мигрировали в другие субкультуры. Субкультура битников ассоциируется с хиппи. На Ямайке существовало «религиозно-музыкальное движение Растафари (Растамана), которое помимо музыки регги и специфического образа имело определенную идеологию». Особенно пацифизм и легализация марихуаны были в числе убеждений растаманцев».

В 1970-80-х годах на волне появления новых жанров рок-музыки появились металлисты и панки. Первые культивировали личную свободу и независимость. Последняя имела ярко выраженную политическую позицию: девиз панк-рока был и остается идеализированной анархией. С появлением Готического камня в 1980-х годах появилась готическая субкультура. Она характеризуется меланхолией, культом меланхолии, эстетикой фильмов ужасов и романов ужасов.

Хип-хоп культура зародилась в Нью-Йорке в конце 1970-х годов благодаря ямайским иммигрантам. Для него характерна собственная музыка (также называемая «хип-хоп»), собственный жаргон, собственная хип-хоп мода, собственные танцевальные стили (брейк-данс и т.д.), графика (граффити) и собственная кинематография. К началу 1990-х годов во многих странах мира хип-хоп стал частью молодежной культуры.

В 90-х годах эмо-детей и кибер-панков стали сильными молодежными субкультурами. Субкультура «эмо» — одна из самых молодых (большинство ее представителей — несовершеннолетние), она способствует появлению ярких чувств и демонстративному поведению. Киберы, как ответвление индустриального рока, очарованы идеями грядущего рукотворного апокалипсиса и властью технократии.

Я хотел бы больше рассказать о субкультуре «хиппи», как об одном из тех, кто оказал большое влияние на наш мир. В 40-50-х годах XX века в США одним из представителей «битового поколения» был термин хипстер, означавший джазовых музыкантов, а затем сформировавшаяся вокруг них богемная контркультура. Культура хиппи 1960-х годов развивалась от культуры битов 1950-х параллельно с развитием рок-н-ролла от джаза.

Началом движения хиппи в США можно считать 1965 год. Основным принципом субкультуры было ненасилие (ahimsa). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, принимали наркотики (в основном марихуану, но также гашиш и LSD), жили в коммунах (самая известная коммуна сегодня в Дании — Свободный город христианства), путешествовали автостопом, любили медитацию и восточную мистику и религии, особенно дзен-буддизм, индуизм и даосизм, многие из них были вегетарианцами. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали их прохожим и складывали в намордники полицейских и солдат и использовали лозунг «Flower Power» («Крафт» или «Сила цветов»), их стали называть «детьми цветов».

В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение к движению в Америке резко изменилось после серии убийств членов коммуны (так называемой «Семерки») Чарльза Мэнсона в конце 1960-х годов и трагедии на концерте «Роллинг Стоунз» в Алтамонте. По мере того, как они росли, многие хиппи брали на себя общественные нравы. Новое поколение мятежников более решительно восприняло мировоззрение панка.

Для представителей движения «хиппи», в соответствии с их мировосприятием, характерно введение в костюм этнических элементов: бусин, жемчужных браслетов (фенчек) и т.д., а также использование окрашенного текстиля в технике «тай-дай» или иначе «шибори».

Одним из символов движения хиппи является старый микроавтобус Volkswagen, традиционно раскрашенный хиппи в стиле «Flower Power». В таких микроавтобусах группы хиппи любили ездить по консервативным маленьким американским городкам и шокировали своих жителей различными выходками.

Интернет-сообщество и Интернет-культуры: С середины 1990-х годов, с распространением Интернет-технологий повсюду, интерактивные субкультуры выросли. Самым первым можно считать сообщество Фидо. Хакеров часто называют субкультурами.

Художественные субкультуры: Большинство молодежных субкультур, не связанных с музыкальными жанрами, возникли в результате хобби или художественной формы. Например, родился в ролевом движении середины 20-го века. В нашей стране игорное общество связано с ролевым движением. Увлечение японской анимацией породило фэндомное «аниме», которое со временем переросло в субкультуру отаку или аниме. Для него характерна страсть к японской поп-музыке и косплею.

В последнее время появилось также такое явление, как мех, страсть к антропоморфным анимированным фигурам и художественное оформление антропоморфных фигур.

Индустриальные и спортивные субкультуры: В начале 20-го века, с романтикой городского образа жизни и неспособностью некоторых молодых людей жить за пределами города, появились индустриальные (городские) субкультуры. Некоторые из индустриальных субкультур возникли у поклонников индустриальной музыки, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (например, Fallout).

Спортивные субкультуры включают паркур, а также футбольных болельщиков и велосипедистов.

Контркультуры: древнейшая контркультура — криминальный мир. Его появление было вызвано «естественным отделением тех, кто нарушает закон (изгнание в отдаленные места, тюремное заключение, «сходства») от основной культуры». В результате получается очень жесткая субкультура с четким иерархическим лидером и своими собственными законами. В разных странах эта субкультура имеет свои особенности. Яркий пример в отличие от «сицилийской мафии» США, унаследовавшей многие христианские традиции, и «советского криминального мира», основанного на коммунистических правилах. В России после 1990-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы вопиющего жаргона, вопиющего пения и татуировок. Гопников часто считается членом криминальной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы») не выделяются в качестве отдельной субкультуры, и это определение можно считать номинальным.

Еще одним ярким примером контркультуры является радикальная часть субкультуры скинхедов. Родившись как музыкальная субкультура (Reggie, Ska), позже часть субкультуры скинхедов присоединилась к радикальным политическим течениям. Однако не следует путать саму субкультуру, которая, как правило, аполитична (например, традиционные скинхеды проповедуют здоровый образ жизни), и радикальную часть субкультуры (контркультура), которая ассоциируется с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.

Заключение

Субкультура — это часть культуры общества, которая отличается от преобладающего большинства, а также социальных групп носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры своей собственной системой ценностей, языком, поведением, одеждой и другими аспектами.

В статье объясняется значение самого термина «субкультура», используя некоторые из наиболее распространенных подходов к изучению этой части культурологических штудий. Это системно-динамические, синергетические, информационные, генетические, иерархические, трофические, эпидемиологические, экологические, когнитивные, а также реконструктивистские и инструктивистские парадигмы, концепции социокультурной стратификации.

Также были описаны компоненты и характеристики субкультуры, т.е. знания; ценности; образ жизни и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурные знания (навыки, способности, средства реализации, методы); потребности и наклонности.

Разнообразие субкультур подтверждается примерами, охватывающими лишь малую часть существующих субкультур.

Таким образом, тема субкультур является одной из наиболее интересных тем, которые исследуются в культурологических исследованиях. Она обширна и разнообразна. Это жизненно важно и соблюдается каждый день. Субкультуры не стоят на месте, они развиваются и изменяются. Они все больше обнимают человечество, и утверждение, что каждый человек принадлежит к той или иной субкультуре, пусть даже «немного», уже не кажется таким абсурдным, как это было около 100 лет назад. Субкультуры привносят новые идеи и ценности в нашу жизнь, и я верю, без преувеличения, что это один из движущих факторов культуры.

Список литературы

  1. Беляев, А. А. Беляев. — М.: ИНФРАКРАСНЫЙ, 2012 . — – 399 с.
  2. Золотые два, Г.Г. Десять субкультур / Г.Г. Золотые два. — — М., 2013. — 58 с.
  3. Золотые два, Г.Г. Субкультуры / Г.Г. Золотые два. — М.: Плакат, 2014. — 21-23 с.
  4. Кравченко А. И. Культурология / А. И. Кравченко. — М.: Академический проект, 2013 г. — — 537 с.
  5. Левиков, С. И. Джугендсубкултур / S. I. Левикова. — М.: ФЕВЕРПРЕССА, 2012. — — 315 с.
  6. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Е. омельченко. — М.: Ин-т Социология РАН, 2013. — — 262 с.
  7. Грицанов А. А. Энциклопедия социологии. — М.: Дом книги, 2014 г. — — 131 с.