Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Экономические системы
- Реферат на тему: Бетховен
- Реферат на тему: Спрос и предложение
- Реферат на тему: Круговорот воды в природе
Введение
Аристотель является примером великой, выдающейся личности не только в истории философии, но и в истории человечества. Он гений. Значение слова «гений» часто преуменьшается. Что он на самом деле имеет в виду в этом деле? Это означает, что этот человек имел возможность выполнять свою миссию философа — расширять границы знаний, установленных перед ним. Термин «гений» включает в себя понятия: выход за рамки, открытие, созидание. Если философия — это искусство жизни, и если Аристотель пытался целенаправленно изменить это искусство, изменяя людей, разве это не означает, что после Аристотеля люди не будут такими, какими они были до него?
Жизнь и творчество Аристотеля
Аристотель родился в 384 г. до н.э. в Стагире, греческом городе Фракии. (Платон на 43 года старше его). Детство он провел в Пелле, столице Македонии, где его отец, Никомах, был врачом и другом царя Аминта, отца Филиппа Македонского. Аристотель, принадлежал к одной из ветвей семьи Асклепидов, о которой Галей говорит, что врачи этой семьи всегда учили своих сыновей проводить вскрытие трупов. Но Аристотель слишком рано потерял отца, поэтому его не тронул этот обычай, который он запомнил только как семейную легенду.
Семнадцатилетний Аристотель приехал в Афины учиться. Он поступил в Академию, в школу Платона. Аристотель обожал старого, старого, но всегда молодого учителя; он горячо любил его, но это не мешало ему критиковать Платона. При разногласиях между двумя философами, старики вместе шутили много всякой ерунды, но они также извлекли свои разногласия из великолепной поговорки, приписываемой Аристотелю: «Амик Платон, поставь magis arnica veritas» («Платон — мой друг, но истина ценнее»). «Кольт пинает свою мать», — шутливо сказал Платон о своей критике Аристотеля.
Однако, чтобы заслужить благосклонность старого учителя, достаточно было обратиться к его теории идей. Сам Платон, несмотря на то, что ему более шестидесяти лет, не оставил в покое свою философию и постоянно перерабатывал ее, подтверждая или отрицая важность ее положений. В этой взаимной критике учителя и ученика, либо единодушной, либо полной разногласий — корни их неразрывной дружбы. Аристотель предоставил Платону и другим свидетельства своей верной дружбы: он не разрывал связей с Академией и всегда участвовал в академических собеседованиях вплоть до смерти Платона, когда самому Аристотелю было 38 лет. Наконец, факт, что Платон, который высоко ценил Аристотеля и называл его «чистым духом», доверил ему преподавание в своей школе, а может быть даже — преподавание риторики.
В 347 году до н.э. Платон умер, а Аристотель покинул Афины. Аристотель никогда не принимал активного участия в политической жизни, но на его судьбу даже не оказала сильного влияния борьба, в которую были вовлечены Афины и Македония. В 347 г. до н.э. отношения между врагами оставались враждебными, несмотря на очевидный мир. Аристотель не испытывал ни малейшей симпатии к политическому устройству Македонии и в своих политических произведениях никогда не отдавал предпочтения авторитарной монархии Филиппа. Тем не менее, он не выдержал в Афинах, где преобладала атмосфера холодной войны против иностранцев, где он был подозрительным человеком из-за дружеских отношений, которые он до сих пор поддерживал с македонским судом.
В 343 г. до н.э. Аристотель был приглашен Филиппом (царем Македонии) для воспитания своего четырнадцатилетнего сына Александра. Так будущему «Властелину мира», как наставнику величайшего ученого своего времени, был дан несравненный ученый, который пятнадцать веков спустя прославил лучшего поэта средневековья с полным основанием в своей поэме «Ад», как «учитель познания». После этого Александр, как говорят, сказал: «Я чту Аристотеля наравне с отцом, ибо если отец обязан мне жизнью, то Аристотель делает — через то, что дает ему приз». Образование Александра закончилось, когда он стал соправителем Македонии.
В 335 г. до н.э. он вернулся в Афины и основал свою собственную школу (Like, или Peripathetic School). Аристотель собрал при помощи Александра чрезвычайно ценные коллекции в лицее, а также в библиотеке, которая стала первым книжным фондом, принадлежащим частному лицу после библиотеки Еврипида. Аристотель преподавал в лицее около двенадцати лет. После смерти Александра ему пришлось покинуть Афины, настолько велика была ненависть там к Македонии и его друзьям. Он умер год спустя в Халкидиках на Эвбеях.
Сохранившиеся произведения Аристотеля по содержанию разделены на 7 групп.
Логические трактаты, объединенные в своде начала «Органа»: «Категории» (рус. пер., 1859, 1959), «О толковании» (рус. пер., 1891), «Аналитики первого и второго» (рус. пер., 1952), «Топицы» Физические типы: «Физика». «О происхождении и разрушении», «На небе», «По метеорологическим вопросам». Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных» (рус. пер., 1937), «О происхождении животных» (рус. пер., счета 1940), «О движении животных», а также трактат «О душе» (рус. пер., 1937). Работы по «первой философии», рассматривают существо как таковое и впоследствии носят название «Метафизика» (рус. пер., 1934). Этические произведения — так называемые «Этика Никомаха» (Никомах, посвященный сыну Аристотеля; рус. пер., она, 1900, 1908) и «Этика отёка» (Эдем, посвященный ученику Аристотеля). Труды по социально-политической истории: «Политика» (1865, 1911), «Афинский политай» (1891, 1937). Произведения по искусству, поэзии и риторике: «Риторика» (1894) и «Поэтика» (1927; 1957).
Первая философия или метафизика
По мнению Аристотеля, философия изучает не природу — «природа» — это только отдельный вид бытия» 1,62), а самостоятельную причину, сверхъестественную сущность. Такие сущности впоследствии стали называться метафизическими, а наука о них — метафизикой. Сам Аристотель называл их «божественными объектами», а наука о них — «самыми божественными». Это был больше бог, чем человек, чтобы владеть им. В шестой книге «Метафизика» Аристотель вводит термин «богословие» и отождествляет богословие с первой философией, которая «предшествует» физике, поскольку, по его мнению, ее предмет более ценен, чем математика. Однако было бы неправильно сводить метафизику Аристотеля к рациональному или естественному богословию. Это лишь один аспект философии Аристотеля, который касается не только одного Бога, но и не метафизического существа, а, прежде всего, всего, всего всего живого существа.
На вопрос «имеет ли первая философия общий характер или она исследует один тип бытия и одну сущность», Аристотель отвечает в «Метафизике», что «первая философия» имеет свой субъект «бытие вообще», «бытие как таковое», «просто бытие», что она исследует общую природу бытия как такового и «некоторые качества, которые к нему принадлежат». Однако «сущность упоминается в нескольких значениях», так что тема «первая философия» достаточно обширна в качестве поисковой области.
Вся метафизика Аристотеля — это попытка понять суть Аристотеля, прояснить его понятие. По мнению Аристотеля, «Первая философия» исследует «истоки и причины (всего) существования, поскольку она «принимается за бытие». Аристотель называет эти причины «высшими», а начинания — «первыми». Такое понимание объекта философии шире, чем упомянутое выше «метафизическое», поскольку уже при формулировке вопроса предполагается, что такими начинаниями должны быть не только сверхчувствительные, неподвижные, вечные сущности, но и материя, ибо Бог — лишь «одно из начал». Для того чтобы определить начала, определить их количество и соотношения, необходимо распознать то, что Аристотель называет аксиомами, и прежде всего то, в чем он видит «начало для всех остальных аксиом». Назовем это «первой аксиомой».
Первая аксиома кратко сформулирована следующим образом: «Невозможно существовать вместе и не существовать вместе», но полностью: «Невозможно, чтобы одно и то же в одном и том же смысле присуще одному и тому же и не присуще ему». На наш взгляд, именно так можно представить себе переход от короткой формы к полной. Первое суждение должно иметь форму: «Невозможно, чтобы существование одного и того же было врожденным и не врожденным», т.е. здесь существование и небытие проявляются в разных смыслах, в двух смыслах — как связка и как предикат.
В своей «Метафизике» Аристотель также критиковал учение Платона об идеях и дал решение проблемы отношения к общему и единому существу.
Единственное, что существует только «где-то» и «сейчас», воспринимается органами чувств. Общим является то, что существует везде и в любое время («везде» и «всегда»), и что при определенных условиях проявляется в единственном, через которое оно познается. То, что является общим, является объектом науки и познается разумом.
Чтобы объяснить, что существует, Аристотель взял 4 причины: сущность и существо; от чего что-то создается (материальный разум); движущий разум — начало движения; целевой разум — то, для чего что-то делается. Давайте рассмотрим поближе эти причины.
Суть. В метафизике Аристотеля сложнее всего разобраться в его сущности. Все внимание философа направлено на познание сущности, а не на чувственный мир, и «вопрос сущности сводится к вопросу сущности». Книга VII и часть VIII Метафизики посвящены именно вопросу сущности.
Аристотель далек от древних физиков, которые сводили сущность к той или иной форме существования вещества; сущность также не является ни идеями, ни числами. Философ также не согласен с теми, кто «признает сущность субстрата, сущность бытия и то, из чего оно состоит, и всеобщее» . В общем, «сущность упоминается если не в большем числе значений, то в четырех основных во всех вещах, а рядом с ними в четвертом (субстрат, лежащий в основе вещи)».
Из этих двух отрывков можно вывести по крайней мере шесть возможных определений вещества:
- подложка;
- суть существования;
- состоящий из сущности бытия и подложки
- универсальный;
- общий и
- Род.
Материя. Подложка («субъект») определяется Аристотелем как «то, на что влияет все остальное, в то время как на саму подложку уже не влияет все остальное». Субстрат «основан двумя способами, или как эта конкретная вещь, или как кость».
Вопрос Аристотеля понимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество:
«То, что само по себе не определено ни как по существу, ни как по количеству, и не обозначено как обладающее какими-либо другими свойствами, на основании которых определяется то или иное существо». Это первый пункт. Вторым является материя в широком смысле, «из которой состоит вещь» и «из которой сделана вещь». Такое понимание включает в себя первый смысл, потому что в конце концов все рождается и все состоит из первого материи. Отдельные вещи (за исключением четырех элементов) возникают и состоят из уже условно сформированного «собственного», «особого» или «последнего» вопроса. Поскольку материя — это то, из чего состоит все, то и «форма материи, но материи, которой свойственна форма». Так как он бесформенен, «первое дело» — это подложка, которую вы ищете.
Аристотель подчеркивает, что «для чувственно воспринимаемых индивидов нет определения или доказательства», поскольку они «наделены материей, природа которой такова, что она может быть и не может быть: и, как следствие, все остальное, что здесь принадлежит, подлежит уничтожению».
Поэтому «сущность существования не будет состоять в чем-то, что не является разновидностью рода».
Обратимся теперь к аристотелевскому пониманию связи между материей и формой. Каждое чувственно воспринимаемое существо — это нечто составное: оно состоит из материи и формы (сущность бытия, сущность, первое существо). Физическое лицо» или «объединенная» организация являются вторичными; вещество и форма являются первичными. Вещь преходящая, в то время как материя и форма вечны. В то же время материя и первобытная материя едины, но есть много форм: Есть столько же низших видов, наиболее близких к вещам, то есть видов, которые в дальнейшем не растворяются в видах. Следует подчеркнуть, что форма — это не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещей. Аристотель признает, что и у других категорий есть своя сущность бытия (например, можно спросить, что такое «знает»), но «не в главном смысле». Форма, однако, является сущностью бытия в главном смысле, и в этом смысле «только сущность бытия есть сущность». Форма вечна и неизменна; «никто не создает и не производит ее, но вкладывает в определенный материал, и в результате получается вещь, «состоящая из формы и материи».
Какова роль материи? Во-первых, хотя материя сама по себе вечна, вещи придают ей темпоральность, мимолётность, потому что природа материи такова, что она может быть, а может и не быть. Во-вторых, материя является источником индивидуализации. Как бы ни пытался Аристотель соединить форму, сущность бытия и саму вещь, форма остается общей, и философ, говорящий об индивидуализации, обращается к материи: «…что образует количество по числу, имеет материя», «предметы в материи различны», и даже Каллий и Сократ различны «благодаря материи», но в то же время одни и те же в натуральном виде (ибо вид неделим). Но если Каллий и Сократ отличаются только по материи, то они идентичны по сути, по природе бытия, по форме. Оказывается, Аристотель не видит существенной разницы между одним человеком и другим. Кроме того, неясно, как материя, не имеющая своей определенности, может быть источником индивидуализации.
Связь между формой и материей углубляется и конкретизируется Аристотелем с помощью таких понятий, которые вводятся в философию как возможность и реальность. В Аристотеле «возможность» выражается словом «дунамис», а «реальность» — «энергия». Эти понятия позволяют представлять взаимосвязь между материей и формировать ее динамически и в движении.
Таким образом, по мнению Аристотеля, каждая реально существующая единица — это единство «материи» и «формы», а «форма» — это «род», присущий самой субстанции и принятый ею. Один и тот же предмет чувственного мира можно рассматривать и как «материя», и как «форма». Медь — это «вещество» по отношению к сфере («форма»), отлитой из меди. Но та же самая медь является «формой» по отношению к физическим элементам, объединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Таким образом, вся реальность представляла собой последовательность переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи». Движение, по словам Аристотеля, — это переход чего-то от возможности к реальности.
Он различает четыре типа движений:
- Качество или изменения;
- количественный — увеличение и уменьшение;
- движение в пространстве;
- появление и уничтожение первых двух видов. Энтелектрохимия, телеология. «Казнь» в Аристотеле выражается древнегреческим словом «энтелехея» (или «энтелехея»).
Мировоззрение Аристотеля телеологическое — в его мировоззрении все процессы имеют внутреннюю цель и потенциальную полноту.
«Условность по цели» существует, как подчеркивает Аристотель, не только «среди действий, определяемых мыслями», но и «среди вещей, возникающих естественным образом». Осуществление целенаправленного процесса, он называет энтелеки. Аристотель, например, говорит, что яйцо — это возможный птенец, но не энтелехиальный.
Тогда мыслитель не мог знать, как птенец формируется в яйце. Он спорил в умозрительной манере. И ему удалось заставить «формального» цыпленка предшествовать самому цыпленку, потому что с точки зрения бытия реальность предшествует возможности». В то же время форма не создается, она вечна и вводится в соответствующую материю, которая определяет форму, действуя, таким образом, как цель, внутренне установленная тем или иным последним веществом, как программа ее дальнейшего структурирования. Цель — это тоже хорошо: каждый, кто стремится реализовать потенциальность, стремится к собственному благу. Аристотель находит в концепции цели — «той, для которой» — после материи и формирует третью, причину всех вещей.
Движущееся дело. Четвертое и последнее, Аристотель определяет причину как причину вождения. Он говорит, что «каждый раз что-то меняется через действие чего-то и превращается во что-то». Говоря об источнике движения, как о причине вождения. Аристотель исходит из догмы, согласно которой «то, что движется (вообще), должно быть приведено в движение чем-то».
Заключение
Дело Аристотеля пассивное. С другой стороны, философ признает, что «сущность и форма — это деятельность». Однако эта деятельность не является самодостаточной. Он имеет источник в своей высшей сущности и форме. Это своего рода первозданный двигатель: «Что вызывает изменения? Первый двигатель. Каким влияниям он подвержен? Материя.
К чему приводят перемены? К. Форма».
Первые четыре начала или причины. Его аргументация о причинах, которые, как и первые причины, являются предметом первой философии (что, однако, не равнозначно ей). Аристотель резюмирует ее так: «О причинах можно говорить в четырех смыслах: такую причину мы признаем как сущность и сущность бытия…». …другая причина, по которой мы смотрим на материю и лежащий в ее основе субстрат.
Список литературы
- Аристотелевская «метафизика» //состоит в 4 тоннах Москва, 1973 год, том 1.
- Бонна? «Греческая цивилизация», «Феникс», 1992, том 2.
- А.Н. Ханышев «Аристотель» М., «Мысль» 1984 г.
- О.А. Донских, Н. Кочергин «Античная философия», МГУ, 1995.