Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Тундра
- Реферат на тему: Тихий океан
- Реферат на тему: Кино
- Реферат на тему: Древняя Индия
Введение
Москва — самый густонаселенный город Европы, в котором проживает более 10 миллионов человек. Российская столица также является одним из старейших европейских городов. Первое письменное упоминание относится к 1147 г. В XIII в. Москва стала центром самостоятельного княжества, а в конце XV в. — столицей объединяющего Российского государства. С тех пор он является центром политической и культурной жизни страны. В Москве родилось русское книгопечатание, вышла первая русскоязычная газета, открылся первый общедоступный театр — храм комедии в Кремле.
В 1713 году Петр I перенес столицу в Петербург. Однако Москва оставалась центром науки и искусства. Не случайно первый Московский университет был открыт здесь в 1755 году. С 1918 года Москва вновь обрела статус столицы.
Все вехи российской истории оказали влияние на архитектуру города. Современная Москва состоит из широких автомагистралей и узких улиц, небоскребов и старинных дворцов, промышленных зон и обширных лесопарков. Москва настолько разнообразна, что при взгляде на нее создается впечатление путешествия во времени и пространстве.
Исторический центр города — Кремль и Красная площадь — на первый взгляд поражает своей величественной архитектурой. Здесь начинает проявляться необычный московский пейзаж — радиальная кольцевая планировка, холмистые рельефы и крутые изгибы Москвы-реки. И все это на фоне сверкающих золотых куполов многочисленных храмов и церквей. Внутри Кремлевской стены находятся не только храмы и музеи. Невозможно не заметить два огромных постамента: царское ружье и царский колокол, которые захватывают воображение большинства посетителей.
Жемчужиной Красной площади является собор Василия Блаженного, сверкающий огнем ярких красок. Расположенный неподалеку ГУМ — это трехэтажный универмаг, представляющий город в черте города и являющийся одной из главных достопримечательностей столицы. Три линии ГУМа соединены арочными коридорами. Прогуливаясь здесь, создается впечатление, что попадаешь в очень особенный старый и оригинальный город.
В центре столицы находится множество музеев. Наиболее известные из них — музей А.С.Пушкина и Третьяковская галерея. В Москве жили многие известные художники, чьи дома и квартиры были превращены в музеи. В доме-музее М. Лермонтова, А. Островского, А. Чехова, Ф. Халяпина, К. Станиславского, А. Пушкина, А. Толстого, В. Немировича-Данченко можно погрузиться в атмосферу жизни великих людей. И это лишь небольшой список известных людей, которые жили и работали в Москве. В центре города также находится множество московских театров. Большинство из них являются памятниками архитектуры. В настоящее время в Москве исполняются практически все жанры музыкального и драматического искусства: от оперы и балета до оперетты и мюзикла.
Одним из самых интересных мест в центре Москвы является Арбат, хотя под Арбатом мы подразумеваем не просто старую улицу. Это целый район между Кропоткинской плотиной и Большой и Малой Никитскими улицами. Здесь родились и жили многие выдающиеся писатели и художники. Этот район многократно исполнялся в стихах и песнях. Пушкин и Леон Толстой, Бунин и Булгаков, Анатолий Рыбаков и Булат Окуджава жили на Арбате. Сейчас улица Арбат является пешеходной зоной и местом встречи людей с творческими профессиями. Также имеется множество кафе и ресторанов.
Москва интересна не только как шумный центр, в котором бурлит культурная и общественная жизнь. Особого внимания заслуживают столичные усадьбы и лесопарки. На месте старинной загородной усадьбы российских великих князей и царей находится музей-заповедник «Коломенское». Здесь, на сравнительно небольшой территории, находится уникальный комплекс памятников архитектуры, археологии и геологии. В Коломенском есть огромные валуны из ледникового периода. Однако главной их особенностью являются памятники палаточной архитектуры, которые привлекают все больше и больше новых туристов в Коломенское.
На юге Москвы находится Царицынский парк, который выделяется большим ансамблем дворцовых зданий. Проект «Царицыно» был заказан Екатериной II, которая в конце концов никогда не использовала здания, спроектированные двумя самыми известными русскими архитекторами, Василием Баженовым и Матвеем Казаковым. Большой дворец остался незавершенным. Это самый большой московский дворец прошлых веков. Длина фасада — 170 метров (для сравнения: длина фасада Большого Кремлевского дворца — 120 метров).
На востоке столицы находится усадьба «Кусково», которая раньше принадлежала графу Шереметеву. Усадьба славится своей уникальной архитектурой и музеем керамики.
Север Москвы
Север Москвы украшает усадьба Останкино. Он известен своим дворцом в стиле классицизма, построенным в конце XIII века, рядом с которым стоит белая береза, характерная для подмосковного пейзажа. Над особняком и парком возвышается знаменитая Останкинская башня.
XX век значительно изменил облик Москвы. Многие старые здания были снесены, а город пополнился новыми зданиями того же типа. Однако изменения в развитии капитала были не только негативными. Символами Москвы стали семь памятников сталинской архитектуры — знаменитые высотные здания. Один из них — Московский университет, расположенный на Воробьевых горах. Смотровая площадка Воробьевых гор считается важнейшей точкой обзора города. Отсюда открывается лучшая панорама столицы.
Другим памятником советской архитектуры является ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства), который впоследствии был переименован во Всероссийский выставочный центр. Это комплекс выставочных павильонов, отличающихся своей величественной архитектурой. Между павильонами находятся знаменитые фонтаны, которые поражают своими размерами. Самый известный из них — Фонтан Дружбы народов — украшен золотыми фигурами, что по праву делает его главным украшением ВДНХ.
Рядом с выставочным центром находится гостиница «Космос», название которой напоминает о том, что в этой области началась история российской космонавтики. Именно здесь, в районе проспекта Мира, родилась рокетрия. Об этом напоминают увенчанный ракетой обелиск, направленный в небо, памятник родоначальнику космонавтики К.Э. Циолковскому и аллея, где находятся бюсты академиков Сергея Королева и Мстислава Келдыша.
Посетить что?
Крымский мост
Первый мост на месте Крымского брода был построен в 1783 году как деревянный Николаевский мост. Спустя сто лет его заменили металлическим мостом с фермами. Согласно генеральному плану Москвы 1935 года, через Москву-реку было построено 6 новых мостов. Одним из них был Крымский мост, соединивший район Калужской площади с Парком культуры имени М. Горького. Одним из них был Крымский, который соединил площадь Калуги и Парк культуры имени Горького с маршрутом Садового кольца. Как и другие новые мосты, Крымский также перекрыл плотины, создав транспортные развязки на разных уровнях. Мост отличался от других мостов подвесной конструкцией. Это был единственный подвесной мост через Москву. Длина моста 671 м. Его ширина составляет 33 м. Длина пролета около 100 метров.
Ф.О. особняк Шехтель
Частная усадьба архитектора Шехтеля, построенная им в 1896 году, характеризуется свободной живописной композицией здания, напоминающей средневековый замок — она отражает романтические тенденции, предшествовавшие модерну.
Гостиная с видом на улицу, гостиная — в саду. В центре дома — главная лестница, вокруг которой расположены основные помещения. Островные башни возвышаются над входом и боковой лестницей. Над входом находится мозаика В.А. Фролова, изображающая три состояния цветка радужки: раскрытие, цветение и увядание. Интерьеры выполнены из широко распространенного дерева различных пород, в квадратной гостиной есть камин, рельефно украшенный, над ним расположен балкон. Теперь здание используется как посольство. В 1920-е годы здесь жили высокопоставленные советские чиновники, особенно «народный комиссар» Бубнов.
Министерство сельского хозяйства
8-этажное здание с прямоугольным внутренним двориком построено в поздних конструктивистских формах и стоит на перекрестке транспортных потоков в этой части города.
Основой здания является железобетонный каркас с навесными стенами, облицованный штукатуркой, имитирующей туф. В целом, он имеет далекое сходство с композициями Эрика Мендельсона и хорошо гармонирует с соседними зданиями Госторга и Центрального союза (автор Ле Корбюзье). В дополнение к подъемникам для подъема используются постоянно перемещающиеся кабины (так называемые патерностеры).
Вилла генерала Джермолова
Этот образцовый до-христианский особняк был построен в конце XVIII века. века, вероятно, по проекту М. Касакова.
В середине позапрошлого века здесь жил генерал А. Последние годы своей жизни прожил герой Отечественной войны 1812 года, завоеватель Кавказа П. Ермолов. В начале следующего века дом купил чайный купец и миллионер А.К.Ушаков. В те годы там был создан специальный зал, стены которого были покрыты зеркалами: жена хозяина, знаменитая московская балерина А.Балашова, репетировала там, а с 1921 года — американская танцовщица Айседора Дункан, открывшая детскую хореографическую студию. Вместе со своим мужем, поэтом Сергеем Есениным, она жила в особняке до 1925 года.
Музей истории Москвы
Музей истории Москвы — один из старейших музеев Москвы. Музей истории Москвы был основан в 1896 году по инициативе Городской думы как Музей экономики города Москвы.
С 1920 года назывался Московским городским музеем. С 1940 по 1986 год он был известен москвичам как Музей истории и реконструкции Москвы, в 1986 году получил свое нынешнее название — Музей истории Москвы. В 2004 году Музей истории Москвы получил статус музейного объединения. В основу музейной коллекции легли материалы, представленные Московской городской думой на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В 1947 году впервые экспозиция была построена по историко-хронологическому принципу (просуществовала до 1970-х годов). Из-за нехватки выставочной площади (450 кв.м.) музей сегодня имеет постоянную экспозицию «От поселка до столицы». История Москвы с XII века. Век до XVII века», выставка «Москва Гиляровский», выставки организованы из фондов музея. Коллекция материальных источников (ткани, фарфор, стекло, оружие, предметы быта, нумизматические, фалеристические, бонистические коллекции) дает представление о жизни и быте москвичей на протяжении всей истории города. В научной библиотеке имеются издания по истории города (более 60 тысяч книг, 50 тысяч экземпляров газет и журналов). С 1946 года музей проводит археологические исследования в Москве, организует исторические и бытовые экскурсии, работу Клуба молодых археологов.
Усадьба Второв
Хорошо сохранившийся прекрасный образец московского неоклассицизма.
Дом построен для фабрично-заводского рабочего Н.А.Второва на территории сада княгини В.Н.Лобановой-Ростовской с использованием старых построек.
Просторная «Вилла» располагает большим количеством номеров, которые решены в духе неоклассицизма. Центральную часть дома занимает большое крыльцо с ионическими колоннами, сводами и световым люком. За прихожей находится овальная гостиная в стиле барокко. За домом находится большой сад, отделенный от торгового района Нового Арбата слепым забором. Интерьер усадьбы хорошо сохранился. Просторные гостиные расположены на втором этаже, куда ведут три ступени. Народный комиссар иностранных дел Г. Чичерин жил здесь с 1918 по 1930 год, а позднее — его заместитель и другие руководители международной политики СССР. С 1933 года особняк используется как резиденция посла США в Москве. В те же годы особняк был расширен от главного входа в сад большим залом для приемов и танцев. Здесь, на одном из первых музыкальных вечеров с его оперой «Любовь трех апельсинов» под руководством С. Прокофьева, где вновь и вновь выступали всемирно известные музыканты и певцы, были выставлены работы выдающихся американских артистов.
Попечительский совет
Типичный пример государственного зодчества Империи (архитекторы Гилярди и Григорьев). Он был построен в 1823-26 годах.
Первоначально ансамбль состоял из главного здания с приемной и кабинетами, двух отдельно стоящих крыльев, в которых жили сотрудники санатория, и нескольких офисных зданий. После 1849 г. основные постройки были соединены переходами с подковообразным блоком с закрытым двором (автор Перестройки М.Д. Быковский). В первой половине века это было самое большое здание в этой части Москвы.
Манеж (центральный выставочный зал).
Здание Манежа является одним из лучших архитектурных памятников позднего классицизма. Она характеризуется широтой идеи и сдержанной властью.
Здание было возведено в 1817 году в честь 5-й годовщины Победы в Отечественной войне 1812 года. Авторами проекта являются архитекторы О.Бове и А.Монферран, инженеры А.Монферран. Карбонье, А. Бетанкур, А. Касперов. Четкий ритм дорических колонн на боковых фасадах заставляет забыть об огромной длине здания, а нанесенные на них иллюстрации военных знаков — общая дань уважения к победе русского оружия в войне 1812 г. Последнее также имело особое мемориальное значение: открытие арены было отмечено парадом победных войск, незадолго до этого вернувшихся из Парижа. Интересно, что московский генерал-губернатор потребовал, чтобы фасады здания были заполнены скульптурными композициями, но Бове не поддался соблазнительной расстановке, хотя и определил лицо всей городской застройки. По его замыслу, композиционным центром Манешной площади должно было стать соседнее здание Московского университета. Огромный зал Манежа (около 7500 кв.м.: длина — 166 м, ширина — 45 м.) был покрыт подвесной деревянной крышей без единой опорной колонны. В то время такое строительство считалось «чудом технологии». Первоначально арена предназначалась для парадов войск Московского гарнизона, парадов и учений кавалерийских частей, с 1831 года она использовалась для других целей — выставок, общественных праздников, концертов. Здесь прошли первые всероссийские этнографические и политехнические выставки, экспозиции которых стали основой для создания коллекций Исторического и Политехнического музеев. Русское музыкальное общество организовало здесь музыкальные вечера: в 1867 г. А. Рубинштейн и Г. Берлиоз дали концерт с участием 12 тыс. зрителей. В 1940 году деревянные стропила были заменены на металлические. После очередной реконструкции в 1957 году был открыт Центральный выставочный зал с демонстрационной площадью 6500 квадратных метров, где с тех пор и по сегодняшний день проводятся различные выставки.
Поместье А. Морозова.
Дом принадлежал сыну В.А. Морозовой, Арсению. Ранее именно в цирке верховой езды предпринимателя Карла Гиннеса появились итальянские туроператоры и дебютировали первые российские профессионалы цирка.
В этом же здании с 1890 г. по инициативе директора Московской консерватории В.И. Сафонова проводились публичные симфонические концерты (особенно здесь играл П.И. Чайковский). В 1892 году цирк сгорел из-за небрежного обращения с газовым освещением. Сам Жинне обанкротился, а землю купил владелец соседнего особняка В.А. Морозова. Построив на нем небольшой особняк, она подарила его своему 24-летнему сыну Арсению. Архитектура здания характеризуется фантастическим смешением различных стилей: от испанского и мавританского до классического европейского, в том числе русского. Во многом это результат пожеланий владельца, который таким образом запечатлевает особенности архитектуры в странах, которые он посетил. Интерьеры здания (в стиле конца XIX века) прекрасно сохранились, в том числе мраморные и паркетные полы, позолоченная лепнина, немецкая мозаика и настенная роспись «среди помпейских фресок». Во время советской власти дом был передан так называемому «Обществу дружбы с народами зарубежных стран». Здесь и сейчас проводятся приемы и встречи с иностранными делегациями, организуются выставки деятелей культуры разных стран.
Усадьба С.П. Берга.
Этот прибыльный дом на углу улицы Б. Могилевского был построен в 1907 году архитектором Н.И. Шериховым для кандидата коммерческих наук Г.Е. Бройдо.
На втором этаже находится оригинальный скульптурный фриз с изображениями Пушкина, Гоголя, Льва Толстого в окружении мифологических фигур. Существует версия, что этот фриз был изготовлен скульптором Л.С. Синаевом-Бернштейном, которому в те же годы было поручено украсить портик музея на Волчонке. По его замыслу, там должны были появиться картины великих русских писателей. Но клиент не принял готовый фриз, и не исключено, что один из его фрагментов позже попал на стены прибыльного дома в Carpenter Lane.
Больница «Яуза» (городская усадьба И.Р. Баташова).
Усадьба И. Баташова, великого владельца металлургического завода, несомненно, является выдающимся памятником московского классицизма.
Главное здание и парадные крылья были построены на рубеже XVIII-XIX вв. из оштукатуренной кирпичной кладки в сочетании с белокаменными деталями и вкраплениями скульптурных рельефов. В 1879 году здесь находилась Яузская больница для лунозавров (сегодня это муниципальная клиническая больница под названием «Медсантруд»). Большой усадебный комплекс состоит из главного здания за двором, двух хозяйственных построек, церкви (построена в 1899 г.), хозяйственных построек и усадебного сада. Здание имело декоративную лоджию и галерею с видом на парк в сторону Яузы. Здание было серьезно отремонтировано после пожара 1812 года и перестроено в конце XIX века для нужд больницы. Некоторые внутренние помещения были утеряны, но главный фасад, обращенный к городу, сохранился.
Церковь Зверя, Трифона в Напрудном.
Церковь Трифона в Напрудном, один из самых интересных памятников рубежа XV-XVI века в Москве.
Это, вероятно, первый храм так называемого растительного типа, распространившийся на Русь в XVI веке. Основным материалом для его строительства был белый камень, традиционно используемый в русской архитектуре; из кирпича, только что появившегося в Москве, строятся только отдельные детали. Уникальной деталью храма можно считать сохранившуюся на северо-западном углу колокольню. Позже такие колокольни были заменены на колокольни почти везде. В первой половине XIX века церковь неоднократно перестраивалась, а в конце того же века древняя часть храма была превращена в алтарь и на месте большинства прежних построек была построена новая церковь с колокольней. На внешней стене алтаря храма в XVI веке была написана фреска (ныне хранится в Третьяковской галерее) с изображением святого Трифона с соколом в руках. Считается, что образ сокола был добавлен к традиционному образу святого, благодаря некогда процветавшей соколиной охоте возле села Напрудный. В 1931 году церковь была закрыта, а все последующие пристройки снесены. Во время реставрационных работ в 1950-х годах был восстановлен внешний вид старой части храма. Богослужения возобновились в 1992 году.
Усадьба Усачи-Найденова
Усадьба Мустачевых-Найденовых — почти лучшее произведение Д. Жиларди, которое он создал в 1829-1831 годах для купцов Усачевых.
Предполагается, что в 1830-х годах проектирование и строительство продолжил архитектор А.Г. Григорьев. В середине XIX века собственность перешла к Хлудовым, а на рубеже XIX-XX веков — к Найденовым. Прекрасная архитектура здания, уникальный кованый зонтик над главным входом (с чугунными львами и грифонами), расписные стены и потолки, величественный внутренний двор — все это прекрасные образцы искусства зрелого классицизма. Недвижимость расположена в живописном парке на высоком берегу реки Яуза, который соединен с главным домом рампой, украшенной декоративными вазами. Из парковых построек сохранились только две колонны с аркадами и гротом. В конце прошлого века почти полностью отремонтированная чайхана стала жертвой пожара. В 1950-е годы усадьба была в значительной степени восстановлена до своего первоначального архитектурного облика. Сегодня в ансамбле находится аптека лекарств и физической культуры.
Церковь Святого Николая в Берсеневке граничит с палатами дьякона Думы Аверки Кириллова (на средства которого она была построена) и образует с ними уникальный по своей безопасности комплекс.
Основная часть палат и храмов была построена в 1656-1657 годах в стиле «русского узора», трапезная — в 1775 году. (перестроена после пожара 1812 года), четырехэтажная колокольня высотой с талию в середине XIX века. Основная часть храма дополнена галереей, внешним крыльцом и небольшим боковым нефом с северной стороны. Фасады здания характеризуются особым блеском. В 1931 году церковь была закрыта, а колокольня снесена. Богослужения возобновились в 1992 году.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Рождественская церковь в Путинках, словно раскатанная из кружева (в стиле «русского узора»), находится в самом начале Малой Дмитровки.
В древности на этом месте — у Тверских ворот Белого города — существовали расходящиеся тропы (отсюда «Путинка») к Дмитрову и Твери. Храм был построен в 1649-1652 годах на средства прихожан. Трапезная была добавлена в конце века. До этого на этом месте стояла деревянная церковь, сгоревшая в 1648 году, и прихожане попросили царя через патриарха Иерусалимского, который в то время останавливался в Москве, предоставить сумму на строительство каменной церкви. В процессе строительства первоначальная планировка усложнилась, и в церковь были добавлены новые помещения. Тем не менее, церковь характеризуется гармонией всех ее частей. Большая колокольня высотой с талию объединяет всю сложную композицию. Это первый в России храм с престолом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (защита от пожаров) и последний в московской шатровой архитектуре после известного указа Патриарха Никона, запретившего строительство шатровых церквей. Церковь была закрыта в 1938 году. Богослужения возобновились в 1991 году.
Вилла С.П. Рябушинского — дом-музей А.М. Горького.
Эта городская вилла на углу Малой Никитской и Спиридоньевки, построенная в 1900-1903 годах, является классическим образцом архитектуры модерна.
Академик архитектуры Ф.О. Шехтель построил асимметричное двухэтажное здание с массивным крыльцом для миллионера Степана Павловича Рябужинского, банкира и фабричного рабочего, занимавшего видное место в деловой жизни столицы. Он был старообрядцем и обладателем одной из лучших коллекций икон в России. Фасады здания покрыты остекленным кирпичом, на верхней стороне которого находится полоса мозаичного фриза с изображением ирисов, а гладкие стены украшены квадратами с большими окнами. Эта экстравагантность в наружной отделке прекрасно сочетается с рациональностью и комфортом внутреннего убранства, элегантностью интерьеров. Комнаты сгруппированы вокруг главной лестницы и облицованы деревом. Их композиция сфокусирована на стиле старого русского дома. Дореволюционные московские гиды описывали это здание как претенциозное, вычурное, оно не было связано с близлежащими шедеврами стиля ампир, расположенными на Тверском бульваре. Однако необычный внешний вид этого здания ассоциируется с одновременным членством Рябужинского в старообрядческой и буржуазной среде. С 1919 года в здании размещалось Государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 год — Всесоюзное общество культурных связей с зарубежными странами, а затем особняк был передан М. Горькому, только что вернувшемуся в СССР. В 1965 году здесь был открыт музей писателя.
Рижский вокзал
Построен в 1899-1901 годах на Крестовской площади Саставы (ныне площадь Рижского вокзала) по проекту архиепископа Дидерикса в неороссийском стиле, традиционно использовавшемся для московских вокзалов.
Его внешний вид характеризуется обилием композиционных и декоративных деталей, характерных для русской архитектуры XVII в. До 1942 г. его называли Виндавой (по старому названию латвийского города Вентспилс — Виндава), затем на короткое время — Ржевским. Первоначально он обслуживал все северо-западные железнодорожные линии, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с балтийскими губерниями, Белоруссией и Польшей. Сегодня он принимает и отправляет поезда дальнего следования в Великие Луки и Латвию, а также электрические пригородные поезда. В здании вокзала расположен Центральный институт научно-технической информации, технико-экономических исследований и содействия развитию железнодорожного транспорта.
Ярославский вокзал
Здание вокзала было построено в начале ХХ века известным мастером московского модерна, архитектором Федором Шехтелем. Это здание, похожее на старорусский терем, удачно сочетает в себе приемы ар-нуво и нео-русского стиля. Ярославский вокзал
Фасад украшен декоративной керамической плиткой, изображающей фантастический мир морского дна, популярный сюжет русских сказок и быков. Асимметричная композиция здания с его фантастическими потолками, живописными керамическими украшениями фасадов и сценами с лепными украшениями напоминает о красоте природы и архитектуры Русского Севера, Белого моря, с которым связана Московская Ярославская улица. В начале века интерьеры Ярославского вокзала были украшены живописными панно Константином Коровиным. Сейчас эти работы находятся в Третьяковской галерее, а в зале Ярославского вокзала — панно «Сбор яблок на Дальнем Востоке» художника И. Куликова. В 1910 году по проекту архитектора Л. Кекушева была перестроена платформа вокзала, а в 1939-40-х годах были изменены интерьеры (проект А. Душкина). В 1965 году были перестроены и расширены залы пригородных поездов, добавлено новое здание с массивной стеклянной стеной со стороны платформы. В 1995 году станция была полностью реконструирована.
Ленинградский вокзал
Первый Московский вокзал (с 1856 — Николаевский, с 1924 — Октябрьский). Он соединяет Москву с Санкт-Петербургом, Петрозаводском, Мурманском, Таллинном и Хельсинки.
Первоначально она предназначалась для железной дороги Петербург — Москва, движение по которой было открыто в 1851 году. Он был спроектирован архитектором К.Тоном в стиле позднего классицизма с элементами древнерусского зодчества. Двухэтажное здание вокзала завершает часовая башня в центральной части фасада. Ленинградский вокзал — точная копия Московского вокзала в Санкт-Петербурге. В 1950 году интерьер вокзала был переработан архитектором А. Душкиным. В 1977 г. здание вокзала реконструировал К.Тон, сохранив при этом его внешний вид.
Павелецкая станция
Павелецкий вокзал соединяет Москву со Средним и Нижним Поволжьем. Первоначально станция называлась Саратовской и предназначалась для Павелецкой железной дороги, построенной в 1898-99 годах.
Он был спроектирован в 1900 году архитектором Ю.Ф.Дидериксом. В 1982-87 годах она была полностью реконструирована. Авторы реконструкции, используя метод стилизации, сохранили внешний вид старого здания, но значительно увеличили его размеры и комфорт.
В левом крыле Павелецкого вокзала сохранился фрагмент старого фасада и два зала. Прямоугольное здание выглядит как древнеримская базилика. Под крышей реконструированного вокзала находится наземный павильон станции метро «Павелецкая». Фасад, обращенный к фартуку, выполнен в современном стиле. Здание вокзала Павелецкая является важным элементом городской архитектуры и формирует облик одноименной площади.
Заключение
Станция московского метрополитена — «дворцы московского метро» — одна из главных достопримечательностей города.
Для них характерны поистине великолепные вестибюли и подземные залы дворца. Само слово «метро» (в сокращенном виде: Underground) очевидно заимствовано из английского — так называлась первая лондонская подземная дорога, построенная компанией «Метрополитен» в 1863 году. Решение о строительстве Московского метрополитена было принято в 1931 году, хотя первый такой проект был утвержден городским советом незадолго до Первой мировой войны. Первая в столице линия метро (Сокольническая линия, на 13 станциях) была открыта для пассажиров 15 мая 1935 года. Последней (в ХХ веке) была Люблинская линия: в 1995 году при строительстве Московского метрополитена использовалось более двадцати видов мрамора, а также лабрадора, гранита, порфира, родонита, оникса и других видов строительного камня. Подземные комплексы украшены статуями и рельефами, монументально-декоративными композициями (картины, мозаики, витражи и холсты) ведущих художников страны. Архитекторы и строители Московского метрополитена постарались создать не только комфортные условия для пассажиров, но и придать каждому вокзалу индивидуальный облик. Одна из лучших станций метро — «Маяковская», первая низкорасположенная колонная станция, которая была открыта в 1938 году. Опоры подземного зала состоят из металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. Внутри куполов находятся мозаичные панно, созданные по эскизам А.А. Дейнеки. В 1937 году станции первой очереди московского метрополитена получили премию за градостроительство метрополитена на Международной выставке в Париже, а станция «Маяковская» была удостоена Гран-при.
К наиболее интересным памятникам архитектуры 1930-1950-х годов относятся станции «Маяковская», «Площадь Революции» с 76 бронзовыми скульптурами М.Г.Манизера, «Кропоткинская», «Комсомольское кольцо» с мозаикой П.Д.Корина, «Новослободская» и другие. Некоторые из них официально находятся под защитой государства. Во время Великой Отечественной войны метро служило бомбоубежищем. На станции «Маяковская» находился командный пункт штаба городской ПВО, а на станции «Кировская» (ныне «Чистые пруды») — Генеральный штаб. Новые станции метро характеризуются простотой и строгостью конструкции. Схемы, доступные во всех наземных вестибюлях, автоматические контрольные приборы и световые указатели помогают ориентироваться в московском метро.
Список литературы
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия