Для связи в whatsapp +905441085890

Реферат на тему: Речь

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Мировоззрение
  2. Реферат на тему: Аэробика
  3. Реферат на тему: Наследование по закону и завещанию
  4. Реферат на тему: Медицинские отходы
Реферат на тему: Речь

Введение

Самым важным достижением, которое позволило человеку использовать универсальный опыт (как прошлый, так и настоящий), было языковое общение, которое развивалось в результате трудовой деятельности. Язык — это язык в действии. Язык — это система знаков, содержащих слова со значениями и синтаксисом (набор правил построения предложений).

Язык:

  1. Средства существования, передачи и усвоения социального и исторического опыта;
  2. средство связи (коммуникации);
  3. инструмент интеллектуальной деятельности (восприятие, память, мышление, воображение).

В первой функции язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах субъектов и явлений. Благодаря этому информация об окружающей среде и о самом человеке, полученная предыдущими поколениями, становится собственностью последующих поколений людей.

Как средство общения, язык помогает влиять на собеседника — либо напрямую (когда мы говорим ему напрямую, что делать), либо опосредованно (когда мы даем ему важную для его деятельности информацию, которую он будет использовать сразу же, а затем и в соответствующей ситуации). Функция языка как инструмента интеллектуальной деятельности в первую очередь связана с тем, что человек, который что-то делает, сознательно планирует свои действия. Таким образом, язык является основным инструментом планирования интеллектуальной деятельности и, в целом, решения проблем мышления. Проблема языка в психологии обычно ставится в контекст: думать и говорить. На самом деле, разговоры особенно тесно связаны с мышлением. Слово выражает обобщение, так как является формой понятийного существования, формой ментального существования. Генетически язык возник вместе с мыслью в процессе социальной и трудовой практики и сформировался в процессе социально-исторического развития человечества в единстве с мыслью. Однако речь выходит за рамки отношения к мышлению. Эмоциональные моменты также играют важную роль в речи: речь соотносится с сознанием в целом.

В то же время язык особым образом открывает сознание другого человека и делает его доступным для многообразных и тонко нюансированных воздействий. В процессе реальных практических отношений, общая активность людей, речь через послание (выражение, эффект) включает в себя сознание человека. Благодаря языку, осознание одним человеком другого становится самоочевидным.

Главной функцией сознания является сознание бытия, его отражение. Язык и речь выполняют эту функцию определенным образом: они отражают Бытие, они его отмечают. Язык, как и язык, когда мы берем его первым в своем единстве, является отражением бытия. Но язык и речь едины и различны. Они обозначают два разных аспекта целого.

Подобно тому, как индивидуальное сознание отличается от общественного сознания, психология отличается от идеологии, язык отличается от языка. В то же время, они взаимосвязаны: Подобно тому, как индивидуальное сознание опосредуется общественным сознанием, человеческая психология опосредуется идеологией, так и язык, а вместе с ним и лингвистическое мышление индивида обусловлено языком: Только с помощью форм социального мышления, установленных языком, человек может сформулировать свое собственное мышление языком.

Язык, слово — это специфическая единица чувственного и семантического содержания. Каждое слово имеет — семантическое — содержание, составляющее его смысл. Слово описывает объект (его свойства, действия и т.д.), который он отражает обобщенно. Обобщенное отражение предметного содержания — это значение слова.

Но смысл не в пассивном отражении самого субъекта как «вещи в себе», вне практически эффективных отношений между людьми. Смысл слова, обобщающего субъект, принадлежащий к действительно эффективным общественным отношениям людей, определяется функцией этого субъекта в системе человеческой деятельности. Так как она формируется в общественной деятельности, она включается в процесс общения между людьми. Смысл слова — это познавательное отношение человеческого сознания к субъекту, которое опосредуется социальными отношениями между людьми.

Физиологические основы языка

Таким образом, речь изначально не отражает ни одного субъекта вне человеческих отношений как таковых, так что она может затем служить средством интеллектуального общения между людьми вне реальных практических отношений с субъектами реальности. Смысл предмета в реальной деятельности и слова в процессе общения представлены в речи в единстве и взаимопроникновении. Носителем смысла всегда является сенсорный образ, заданный в восприятии или представлении — слуховой (звук), визуальный (графика) и т.д. Но самое главное в этом слове — его значение, его смысловое содержание. Материальный, чувственный носитель смысла обычно концентрируется и почти не реализуется; значение слова обычно всегда находится на переднем плане. Только в поэзии звук слова играет более существенную роль; более того, только в исключительных случаях, когда слово кажется бессмысленным из-за каких-то особых условий, его звук, его чувственный носитель, находится на переднем плане сознания. Обычно все наше внимание сосредоточено на семантическом содержании языка. Его чувственная основа функционирует только как носитель этого семантического содержания.

На основе соотношения смысла и знака можно условно сказать, что сенсорный знак в слове выполняет функцию знака по отношению к знаку, а слово, таким образом, является единством смысла и знака. Однако только в очень относительном и условном смысле можно распознать чувственный знак как знак этого значения, потому что знак в буквальном, точном смысле — это нечто, не имеющее внутреннего значения, — любое внешнее чувственное состояние, превращающееся в условный подстановочный или знак чего-то другого. Так что если мы соглашаемся отмечать крестом на полях книги или рукописи места, которые нам нужны для определенной цели, а двумя крестами места, которые мы хотим отметить в связи с другим произведением, то эти кресты, совершенно независимо от внутреннего значения креста, в данном случае выступают как чисто условные знаки. Но в слове между его чувственной и семантической стороной обычно присутствует гораздо более тесная, внутренняя связь.

Эта связь уже присутствует в фонеме: фонема — это не только звук, но и звуковое значение, т.е. звук, который был обработан определенным образом в системе данного языка, особенно как носитель определенного семантического значения. В историческом становлении и развитии языка у нас обычно нет звуков, которые сначала представляются как чисто чувственные данные, а затем трансформируются нами в знаки определенных значений; скорее, эти звуки появляются в языке как носители определенных значений. Если при этом меняется значение слова и вводится новое слово для обозначения нового термина, то мы обычно не имеем здесь дело ни с полным произволом, ни с чистой условностью. В большинстве случаев речь идет о передаче и преобразовании смысла, который уже был связан с этой формой.

Таким образом, даже внешняя сторона слова выходит за рамки знака, поскольку слово имеет внутренний смысл, с которым внешняя чувственная сторона слова тесно связана в ходе исторического развития языка. Тем не менее, можно — как это часто бывает — интерпретировать слово в целом как условный знак: Знак произвольно определяется нами; у слова есть своя история, на основании которой оно ведет независимую от нас жизнь.

Это положение должно быть подчеркнуто во всем его главном значении, в отличие от психологии языка, которая стремится свести слово в целом к роли условного знака. Если слово трактуется как знак, значение которого находится вне знака, непосредственно в субъекте (который представляет собой слово намерения), то это слово только описывает субъект, оно его не отражает. В этом случае утрачивается внутренняя связь содержания между субъектом и словом: слово как знак и субъект сталкиваются друг с другом как два по существу не связанных между собой данных, которые внешне взаимосвязаны, поскольку одно является чисто условным и становится подменой другому; связь между словом как знаком и субъектом, который он обозначает, обязательно становится чисто условной по содержанию, поскольку знак как таковой, не имея внутреннего значения, отражающего субъект в его семантическом содержании, является по существу не связанным между собой. В действительности, значение слова — это его собственное смысловое содержание, которое является обобщенным отражением объекта. Поскольку слово является отражением субъекта, между словом и субъектом существует неотъемлемая связь, по сути, в общности содержания. Поэтому слово перестает быть просто знаком, так как оно становится неизбежным, когда значение слова вырывается за его пределы.

Типы и функции языка

Существуют различные типы языка: язык жестов и разговорный язык, письменный и разговорный язык, внешний язык и внутренний язык.

Современный язык является преимущественно тональным, но в тональном доминировании современного человеческого языка определенную роль играет жест. Например, в форме указательного жеста он часто дополняется ссылкой на ситуацию, которая нечетко обозначена или не определена в контексте разговорного языка; в форме выразительного жеста он может придать слову определенное выражение или даже придать новый тон семантическому содержанию разговорного языка. Таким образом, существует определенная корреляция и взаимодополняемость между звуком и жестом, контекстом смысла в разговорном языке и более или менее визуальной и выразительной ситуацией, в которую нас вводит жест; слово и ситуация в нем обычно дополняют друг друга и образуют своеобразное единство.

Язык выполняет три функции:

  • Назначение (лейблы);
  • Обобщения;
  • Коммуникация (передача знаний, отношений, чувств).

Функция сигнала отличает человеческую речь от общения с животными. В человеке идея субъекта или явления связана со словами. Взаимопонимание в процессе общения, таким образом, основано на единстве обозначения объектов и явлений воспринимающим и говорящим человеком.

Функция обобщения связана с тем, что слово означает не только отдельный, данный субъект, но и целую группу схожих субъектов и всегда является носителем их существенных характеристик.

Третья функция языка — это общение, т.е. передача информации. Если первые две функции можно рассматривать как внутреннюю психическую деятельность, то эта функция действует как внешнее языковое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Она имеет три аспекта — информация, высказывания и волеизъявление.

Язык как средство общения

Говорение — это коммуникативная деятельность — выражение, эффект, общение — через язык, речь — язык в действии. Язык, как с языком, так и без языка, — это единство определенной деятельности — коммуникации — и определенного содержания, которое описывает и по определению отражает бытие. Точнее, для другого человека язык — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний), которая служит средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма существования мышления.

Язык — это язык, который функционирует в контексте индивидуального сознания. Соответственно, психология языка отличается от лингвистики; в то же время специфический объект психологии языка определяется по отношению к психологии мысли, чувств и т. д., выраженной в форме речи. Обобщенные значения, зафиксированные в языке, которые отражают общественный опыт, приобретаются в контексте индивидуального сознания в связи с мотивами и целями, которые определяют речь как акт индивидуальной деятельности, индивидуальный смысл или цель, которые личное отношение говорящего — не только его знания, но и его опыт в неразрывном единстве и взаимопроникновении, в котором они даются в сознании индивидуума

Главная функция языка в человеке по-прежнему заключается в том, что он является инструментом мышления. Слово как понятие содержит гораздо больше информации, чем простая комбинация звуков может нести в себе.

Тот факт, что человеческое мышление неразрывно связано с языком, в основном доказывается психофизиологическими исследованиями по вовлечению голоса в решение психологических проблем. Исследования голосового аппарата в связи с мыслительной активностью показали, что в самые сложные и напряженные моменты мышления у человека повышается активность голосовых связок. Эта деятельность работает в двух формах: фазовой и тонизирующей. Первый зафиксирован в виде высокоамплитудных и неравномерных всплесков речевых потенциалов, второй — в виде постепенного амплитудного увеличения электромиограммы. Экспериментально доказано, что фазовая форма речевых потенциалов связана с латентным произношением слов о себе, а тоник — с общим повышением речевой активности,

Оказалось, что все виды человеческого мышления связаны с необходимостью использования более или менее подробной аргументации, сопровождающейся увеличением речевого импульса и обычными и многократными мыслительными действиями по его уменьшению. Похоже, что существует оптимальная степень вариации интенсивности речевых реакций человека, когда мыслительные операции выполняются наиболее успешно, быстро и точно.

Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение не только и не столько предполагает передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается речью, т.е. в устной или устной форме.

Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто принимает участие в общественной жизни. Детали о человеке, профессия которого предполагает постоянное выступление с речами, лекциями и докладами, просто немыслимы без глубокого знания принципов и правил публичной речи.

Публичная речь может рассматриваться как некое произведение искусства, которое одновременно воздействует на чувства и сознание. Если это только влияет на способность логического восприятия оценивать явления, не затрагивая сенсорную сферу человека, то она не способна создавать сильные впечатления. Мастерство публичной речи заключается в умелом применении общих форм человеческой мысли: логических и образных. Искусство — это мышление в образах — этот закон можно применить и к ораторскому искусству. Идея языка, его содержание приходит в сознание через эмоциональную сферу. Задача выступающего — влиять на чувства слушателей. Сильные чувства и переживания человека всегда влияют на ум и оставляют неизгладимые впечатления. Речь — это нечто большее, чем механически сгенерированная последовательность тонов, выражающих мимолетные наблюдения и настроения, фиксирующие момент, в который говорит оратор.

Если изучать человеческое сознание и подчеркивать его связь с деятельностью, в которой оно не только проявляется, но и формируется, то нельзя отвлекаться от того, что человек — это социальное существо, его деятельность — это социальная деятельность, а его сознание — это социальное сознание. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Процесс духовного, осознанного общения между людьми, происходящий на основе общей практической деятельности, реализуется через язык. Поэтому конкретная реализация положения о социальном характере человеческого сознания получается в знак признания единства речи или языка и сознания. «Язык, — писал К. Маркс, — практичен, существует и для других людей и только, а значит, и для меня, для истинного сознания». Тесно связанное с единством сознания и деятельности, единство сознания и языка является важнейшим фактом для психологических исследований.

Процесс коммуникации и виды вербальной коммуникации

В вербальном общении людей деловой этикет предполагает использование различных психологических приемов. Одна из них — «ласковая формула». Это словесная фраза вроде: «Желаю вам удачи! «Удачи!» «Нет пуха, нет перьев!» «принесли все оттенки.

В речевом этикете бизнесменов важны комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности.

Передача информации может принимать различные формы — это может быть разговор, снотворное или даже лекция. Поэтому виды вербального общения очень разнообразны. Выбор того или иного носителя зависит от цели объяснения, от количества участников.

Хотелось бы сказать несколько слов о типах вербального общения, таких как разговор, беседа, интервью, и более подробно остановиться на таких типах как споры и менее распространенных — дискуссии, полемика, дебаты.

Разговор — это устный обмен мнениями и информацией. Разговор часто используется в качестве синонима для разговора со словами. В разговоре, беседе или дискуссии принимают участие 2 или более участника, которые в непринужденной атмосфере выражают свои мнения, мысли на определенную тему. Дискуссия проводится по конкретной теме, и каждый участник высказывает свою точку зрения. Участники задают друг другу вопросы, чтобы узнать точку зрения друг друга или прояснить непонятные моменты дискуссии. Дискуссия особенно эффективна, когда речь идет об уточнении вопроса или освещении проблемы. Интервью — это специально организованная беседа на общественную, научную тематику.

Спор. Слово «спор» используется для описания процесса обмена противоположными мнениями. Спор определяется как любое разногласие, любое разногласие по конкретному вопросу, конкретному предмету, борьба, в которой каждая сторона отстаивает свое право.

В русском языке есть и другие слова для описания этого явления: спор, полемика, дебаты. Они часто используются как синонимы слова «спор».

Слово disputar происходит от латинского (disputar — спорить, disputatio — петь) и изначально означало общественную защиту научной работы, написанной для изучения. Сегодня слово «спор» больше не используется в этом смысле. Это слово используется для описания общественных дебатов по научно и социально значимой теме.

Дискуссия (lat. discussiono study, рассмотрение parse) — это публичная дискуссия, цель которой — найти и сравнить различные точки зрения, попытаться определить истинное мнение, найти правильное решение спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным средством убеждения, так как участники приходят к тому или иному выводу.

Обсуждение представляет собой обмен мнениями по вопросам, касающимся более или менее конкретных правил процедуры и затрагивающим всех или только некоторых лиц, присутствующих на совещании. В ходе массовой дискуссии все члены, за исключением председателя, имеют равные права. Специальных колонок нет, и все они присутствуют не только как слушатели. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгими или слегка измененными правилами процедуры и под председательством должностного лица.

Встреча без формальностей, посвященная обсуждению частного вопроса, обычно называется массовой встречей. Заседание Комиссии является наиболее распространенным видом массовой дискуссии. Регулярные деловые встречи большинства НПО проходят так же, как и подобного рода дискуссии. Массовые обсуждения регламентируются правилами парламентской процедуры. Но иногда процедура довольно проста и неформальна. Но даже в таких случаях есть председатель, который следит за тем, чтобы дискуссия проходила гладко и только на повестке дня, чтобы никто не занимал главенствующее положение в дискуссии и чтобы слово взяло как можно больше компетентных участников.

Групповое обсуждение состоит из обсуждения тем специальной группой перед аудиторией. Как и любая другая форма обсуждения перед аудиторией, она представляет собой дебаты. Цель группового обсуждения — представить возможное решение проблемы или обсудить противоречивые мнения по спорным вопросам. Но, как правило, это не решает спор и не заставляет аудиторию придерживаться единого подхода.

В панельной дискуссии принимают участие от 3 до 8 членов, не считая председателя. Его вариант — диалог только с двумя участниками. Участники должны быть хорошо подготовлены, иметь примечания со статистическими и другими необходимыми данными. Они должны обсуждать темы на досуге. В живой манере. Задавайте вопросы и делайте краткие комментарии.

Лекция, которая является единственной презентацией, за которой следуют вопросы и ответы лектора, иногда считается дискуссией. Но об этом уместнее говорить в секции, посвященной симпозиуму. Лекционная форма часто используется в обучении языку, так как она не привязана к определенной форме и времени.

Связь слова с субъектом не «реальна», природа предопределена, но идеальна; но она не условна, не условна, а исторична. Знак в конкретном смысле слова — это условный знак, который мы устанавливаем произвольно; слово имеет свою историю, самостоятельную жизнь, в ходе которой с ним может что-то случиться, что зависит не от того, как мы «договорились» интерпретировать его, а от содержания предмета, в котором это слово нас включает. Для истинного слова, как исторического образования языка и условного знака, также различаются степень и условия его функционирования в процессе общения, понимания и осмысления.

Заключение

Речь — это человек в целом. Каждое утверждение, как на самом деле, так и в сознании человека, который его воспринимает, представляет собой мгновенное откровение всех переживаний и характера, намерений и чувств человека. Речь является неотъемлемой частью характера и определяет личность в самом широком смысле. Сегодня, как никогда ранее, язык является важнейшим средством, с помощью которого люди живут и работают вместе на местном, национальном и даже международном уровнях. Для мира, перед лицом всех его опасностей, речь будет средством, с помощью которого люди одержат победу, если она одержит победу. Живой человеческий язык — это не просто «чистая» форма абстрактной мысли, это не просто набор значений. Обычно она выражает эмоциональную связь человека с тем, о чем он говорит, и часто с тем, о ком он говорит. Можно даже сказать, что чем выразительнее речь, тем больше речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше говорит оратор, его лицо, даже в нем.

Слово является средством передачи, но оно не всегда является полным от одного человека к другому.

При передаче информации ее смысл частично искажается и частично теряется.

Показано, что именно процесс вербализации мыслей и их понимания неизбежно приводит к деформации смысла сообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, потому что коммуникация — это не просто передача информации (знаний, фактической информации, инструкций, приказов, деловых сообщений), а обмен информацией, который включает обратную связь.

Беседа без ориентации с собеседником происходит в форме монолога. Общая потеря информации в монологовом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с сидячей психикой и низким творческим потенциалом. Исследования показывают, что наиболее эффективной формой коммуникации является диалог.

Культура поведения в любом общении немыслима без соблюдения правил вербального этикета, которые связаны с формами и способами говорения, словарным запасом, т.е. со всем стилем языка, используемым в человеческом общении.

Список литературы

  1. Брушлинский А.В. Введение в психологию. — М: 1983 .-115 p.
  2. Гроздев А.Н. Выступление для детей. — М.: 1982-231 с.
  3. Данилова А.Н. Психология. — — М.: 1993. — — — 68 с.
  4. Тихомиров О.К. Психология мысли. — М.: 1983-72 с.
  5. Общая психология: серия лекций для первого этапа педагогической подготовки. (Пост. Е.И. Рогов — М.: Гуманит. ред. центр ВЛАДОС, 2005.-448 с.).
  6. Коломинский Ю.Л. Психология общения. М.: Знания, 1972-223 С.
  7. Выготский Л. С. Думает и говорит. Собрание сочинений. Т. 2 — М:. Педагогика, 1984-348 с.