Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Имам Шамиль
- Реферат на тему: Народы России
- Реферат на тему: Буддизм как мировая религия
- Реферат на тему: Правильные многогранники
Введение
К концу царствования Владимира I Россия пережила значительные потрясения и превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Вместе с киевским престолом Владимир унаследовал как минимум вековую и славную историю единого государства восточных славян. К началу XI в. в состав Руси вошли почти все основные восточнославянские племенные группы, а также угро-финские и балтийские племена на севере, северо-западе и северо-востоке, тюркские племена на юге и юго-востоке.
В начале 11 века границы России были четко обозначены: На севере Новгорода карельские земли на берегу Финского залива и Невы (Ладожское озеро) приблизились к карельским владениям, на северо-западе Новгорода и Полоцка граничили с владениями балтийских племен в среднем течении Немана и западной Двины. На западе российско-польская граница стабилизировалась в среднем течении западных луков и далее по линии Дорогичин-Берест-Червент-Перемышль. Червенские города» ушли в Россию, а с другой стороны Мазовия и Малая Польша с городами Люблин и Сандомир, затем граница проходила по среднему течению Южного Буга, Днестра и Прута. В начале XI века Россия стабилизировала свои границы с соседями и назвала себя единым, централизованно управляемым восточнославянским государством.
Ярослав Мудрый, сын Владимира I и великого князя Киевского, унаследовавший многовековую славу Руси, продолжил дело отца. Он не приобретал оружием новые земли, а возвращал утраченное в конфликтах и внес большой вклад в укрепление российского государства.
Цель: Изучить и оценить вклад Ярослава Мудрого в развитие и сохранение целостности России.
Задачи:
- Исследование деятельности Ярослава Мудрого в политической, экономической, интеллектуальной и социальной сферах Древнерусского государства;
- Знакомство с правовым комплексом «Русская правда» для оценки общественной жизни и нормативно-правовых норм древнерусского государства;
- Изучение исторической личности Ярослава Мудрого.
Правило мудрого древнерусского
Ярослав был сыном великого киевского князя Владимира Святославовича и полоцкой княгини Рогнеды. Уже в юности, в 987 году, он был назначен отцом ростовским князем, а в 1010 году, после смерти Выщелава, старшего сына Владимира Святославовича, Ярослав стал новгородским князем.
В 1014 году Ярослав, назначенный править в Новгороде, отказался платить традиционную дань Киеву и начал восстание против своего отца, используя варягов. Владимир организовал карательный поход, но этого не произошло, потому что Великий князь умер.
Положение сыновей в королевской семье было другим. После смерти двух старших сыновей Рогнеды кандидат на российский престол остался старше в разновидности Святополка, приемного сына, которого Владимир не любил. Поэтому, вопреки сложившейся традиции, Владимир попытался передать престол одному из своих младших и любимых сыновей, Борису, который родился в христианском браке с Анной и с которым ни Святополк, ни Ярослав не могли соперничать.
Не успел умереть Владимир, как власть в Киеве захватил Святополк. Стремясь устранить возможных соперников, Святополк убивает своих братьев: ростовского князя Бориса, муромского князя Глеба и древлянского князя Святослава; пытается убить и Ярослава, но его сестра Предслав предупреждает во время опасности.
Святополк «Окаянный» не принял поражения и в 1018 году вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы России. Ярослав был разбит и бежал в Новгород, Святополк и оккупированный поляками Киев. Поляки начали фиксировать насилие в отношении людей, а население стало брать в руки оружие. Всеобщее восстание горожан заставило поляков бежать.
В то время Ярослав, создав новое войско в Новгороде, двинулся на юг. В битве на Алте 1018 года Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав снова занял Киев.
Споры показали, насколько хрупким является объединение России, насколько сильны усилия некоторых стран по отделению от Киева. Ярославу не сразу удалось восстановить единство России. Он начал ссориться со своим другим братом, тмутараканским князем Мстиславом, который также претендовал на киевский престол. В 1024 году Мстислав разгромил Ярослава под Листвином, после чего Русь была разделена на две части по договору между братьями. Ярослав получил русские земли западнее Днепра с центром в Киеве, а Мстислав — восточную часть с Черниговом. Братья жили мирно и даже вели совместные походы против внешних врагов. Только после смерти Мстислава в 1035 году Ярослав стал «самодержцем» на Руси.
Внутренняя политика
Ярослав стал «самодержавным» и пошел по пути своего отца. Он посылал своих сыновей в большие города и страны и требовал их безоговорочного повиновения. Его старший сын Владимир уехал в Новгород, а после его смерти — следующий старший сын Изяслав. Он отдал Святославу землю Чернигову под свой контроль. Всеволод — вырос в то время в сильной крепости Переславль. А других его сыновей отправили в Ростов, Смоленск, Владимир Волынский.
Восстановленное единство России, концентрация власти в руках Великого Князя, подчинение отдельных русских стран Киеву руководством сыновей — наместников Великого Князя стали политической основой, на которой развивались новые экономические процессы, процветали города, сложная общественная жизнь и культура страны.
Стремясь установить порядок и законность на русских землях, Ярослав в начале своего царствования ввел в действие первый письменный свод законов «Русская Правда». В его основе лежат старые традиции, устное «русское право», о котором упоминается в договорах с Византией.
Первый написанный российский закон касался в первую очередь вопросов общественного порядка, но он уже показал особенности развития социального неравенства, которое быстро обогнало само законодательство. В «Русской правде», где каждое преступление определяется не как нарушение закона или княжеской воли, а как «преступление», т.е. причинение материального, физического или морального ущерба лицу или группе лиц. За это преступление виновный должен был выплатить определенную компенсацию.
Виды преступлений и соответствующие наказания в «русской правде»:
Первая кровная месть. За убийство человека родственники могли отомстить убийце, но только близкие родственники (брат, отец, сын, дядя, племянник) получили это право. Таким образом, эта традиция, зародившаяся в племенной жизни, уже подпадала под правовые ограничения. Процесс феодализации древнерусского государства, усиление роли князя и княжеского двора привели к значительным изменениям в применении обычая кровного реванша.
Некоторое время княжеский двор сосуществовал с общинным двором, но постепенно, благодаря укреплению феодальных отношений, княжеский двор занял лидирующую позицию и отодвинул общинный двор на задний план. Это позволило принцу вмешаться в обычай вендетты, а убийца получил возможность купить свою свободу при посредничестве принца. В то время выделялась особая категория лиц, оторвавшихся от общины (купцы, изгои), а также многочисленные княжеские дружинники и слуги (гривны, аппараты, фехтовальщики, пожарные и т.д.), нуждавшиеся в особой княжеской защите, так как они оторвались от общины по разным причинам и потеряли защитника в своем лице. Теперь их новый защитник должен был стать князем, поэтому они были заинтересованы в укреплении княжеской власти. Взамен, отказавшись от общинного линчевания, князь ввел наказание — вирус, т.е. штраф в 40 гривен, заплаченный за убийство в княжеской казне. Русская Правда знает также Институт дикой природы или распространения вируса (в количестве 80 гривен), навязанного за убийство княжеских слуг.
Несомненно, старый обычай кровной мести не устраивал ни князя, который был заинтересован в ослаблении общинных дворов, препятствовавших централизации власти, ни христианскую церковь с ее новыми нормами морали и этики, но поскольку он был очень распространен, его нельзя было ликвидировать сразу же. Таким образом, кровавый реванш в русской Правде имеет ярко выраженный переходящий характер от прямого возмездия клана к наказанию, налагаемому и осуществляемому государством. Однако следует отметить, что кровная месть применяется только тогда, когда свободного человека убивает свободный человек.
Побои и оскорбления. Когда человека избивают до крови и синяков, жертве предлагают альтернативу: либо отомстить, либо забрать у преступника 3 гривны за преступление. И в этом случае даже не требуется свидетель. «Если на нем нет знака, пусть он посмотрит; если он не может, то это конец. Поэтому в данной статье впервые вводится понятие свидетеля, т.е. непосредственный свидетель является очевидцем события. Кроме свидетеля, русская «Правда» знает и другой вид свидетеля — послушание, то есть человека, который может поручиться за невиновность обвиняемого и защитить его доброе имя. В отличие от более ранних обычаев, здесь рассматривается не вид нанесенного ущерба, а инструменты, с помощью которых наносятся удары: Батог, прут, пальма, чаша, рог, тупая сторона острого инструмента. Такой перечень свидетельствует о том, что закон не учитывает степень опасности для здоровья пострадавшего объекта, к которому нанесены удары. Главное не травма, а оскорбление, непосредственно вызванное ударом. В этом случае жертва имеет право на немедленную месть. Если по тем или иным причинам преступник не осуществляет немедленную месть (не ловит преступника), он подлежит наказанию в виде штрафа в размере 12 гривен. В статье 4 (избиение мечом, не вытянутым из ножны) и статье 8 (вытягивание бороды и усов) также упоминалось об оскорблении. Обе статьи предусматривают наказание за преступление в размере 12 гривен.
Самоуничтожение
Следующая серия статей (Ст. 5, 6 и 7) посвящена членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: Травмы рук, ног и пальцев. Отнятие руки, а также лишение возможности ее использования в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому наказание за это оскорбление приравнивалось к наказанию за убийство, т.е. назначался штраф в размере 40 гривен. Кровная месть также может быть использована в качестве наказания за это преступление. Но в отличие от других статей, предусматривающих кровную месть как вид наказания, в случае нанесения телесных повреждений родственники жертвы могли отомстить за то, что он сам не мог этого сделать. Правовое положение различных социальных классов.
Четвертое убийство. Русская Правда различает в своих статьях правовой статус различных групп. Начиная со статьи 19, более четко определена классификация общества. Закон предусматривает штрафы за убийство княжеских слуг, за кражу и повреждение княжеского имущества. Статья 19 гласит: «Если пожарного убивают за проступок, то убийца должен заплатить за это 80 гривен, а людям это не нужно; а за помощника князя — 80 гривен». Следующим типом умышленного убийства в русской правде было ограбление. В Древней Руси это считалось величайшим преступлением. В случае убийства пожарного обязанность по розыску преступника возлагается на веру (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, веревка должна была заплатить за вирус в размере 80 гривен. Убийство пожарного или княжеского Тевна для защиты их княжеского имущества согласно ст. 21 обязывает убить убийцу место, которое говорит об особо опасном характере данного преступления и еще раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг. В ряде последующих статей (статьи 22-27) перечислены штрафы, налагаемые за убийство княжеских слуг и лиц, находящихся на иждивении царствующего князя. Наказания, перечисленные в этих статьях, позволяют показать социальную структуру общества того времени, определить положение той или иной группы на социальной лестнице.
Кража или повреждение имущества
Не только княжеские слуги пользовались особой защитой, но и его имущество. Таким образом, статья 28 устанавливает уровень штрафов за кражу или уничтожение княжеского скота. В той же статье упоминается и о краже лошади смерти. Размер штрафа за кражу лошади принца и вонючей лошади отличается, что свидетельствует о том, что по закону имущество принца находится под большей защитой, чем имущество вонючей лошади. Ряд статей (статьи 29, 31, 32, 35, 36, 37, 39, 40) посвящены различным случаям кражи. Кражам отводится важное место, и уголовная система для них разработана достаточно детально, что свидетельствует о том, что в то время этот вид преступлений уже был широко распространен. Российская правда предусматривает более суровое наказание в случае преступления, совершенного группой лиц, т.е. понятие соучастия уже известно (ст. 31 и 40). Независимо от числа нарушителей, каждый из них должен был заплатить более высокий штраф, чем за совершенную кражу в одиночку.
Интересно отметить появление в статьях 35 и 36 термина «продажа» — юридического штрафа, налагаемого в пользу царствующего князя как государственного органа, т.е. по пути в казну. В дополнение к продаже, существует штраф «за проступок» в пользу жертвы, который можно сравнить с существующей в современном законодательстве компенсацией за причиненный ущерб. Ст. 38 подтверждает правило, видимо, установленное обычаем — право убить вора на месте преступления. Но закон ограничивает это право, разрешая убивать его только ночью и запрещая убивать связанного вора. Эта статья, как и статья 33 (предусматривающая санкции за физическое насилие в отношении бродячего, пожарного, вора или фехтовальщика без княжеского разрешения), направлена на ограничение самосудного права. Косвенно статья 33 подтверждает существование Общинного суда и указывает на желание княжеской власти установить монополию на суд. Говоря о различных группах населения, упомянутых в «Русской правде», следует пояснить, что крепостной, как личностно зависимый человек, не нес личной ответственности за свои поступки. Его хозяин должен был нести ответственность за преступление, которое он совершил. Жизнь крепостного была менее ценной, чем жизнь других членов общества, а наказание за его кражу, т.е. похищение (12 гривен по ст. 29), было намного выше наказания за его убийство (5 гривен по ст. 26).
Трудно переоценить историческое значение «русской правды». Он служит одним из важнейших источников для изучения Киевской Руси, ее общественной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и структуры государственной власти. Помимо всего этого, «Русская правда» является также источником для изучения древних норм и прав человека в области преступлений и соответствующих наказаний, а значит, ценным материалом для изучения древних правовых систем. Для своей эпохи «Русская правда» была огромным прорывом, ведь это был действительно первый сформировавшийся в истории Киевской Руси свод законов и общественных норм.
Из всего вышесказанного следует, что Ярослав Мудрый оказался законодателем и «организатором» внутренней жизни государства, ведь история не зря называет его Мудрым.
Внешнеполитический курс
С большой настойчивостью и упорством Ярослав Мудрый продолжал внешнюю политику отца и деда. Но он расширил сферу своей деятельности, усовершенствовал свои методы в соответствии с растущей экономической, военной и политической силой государства.
Она ратифицировала полномочия России на западном побережье Чудского озера и установила границы России с Балтийским морем. Здесь был основан город Юрьев (сегодня — Эстонская Тарту). Город был назван в честь Юрьева, первое имя Ярослава Владимировича. Ярослав неоднократно совершал походы к воюющему балтийскому племени ятвягов (1038 г.); о его походах в Литву (1040 г.) также упоминается в летописях. Таким образом, Ярослав попытался обеспечить выход России к Балтийскому морю, укрепить безопасность ее северо-западных границ.
Уже в 1930-х годах XI века Россия продолжала успешное противостояние с Польшей. Но после завоевания «червенских городов» Польша оказалась под влиянием немецкого рейха, а Чехия, как и прибалтийские славянские языческие племена, теперь нуждались в поддержке со стороны России. Связь между двумя государствами укрепилась благодаря династическим бракам: польский король женился на сестре Ярослава Добронеги (имя Мария), старший сын Ярослав Изяслав женился на своей сестре Казимире I. Россия оказала Польше помощь в войнах с Чехией и прибалтийскими славянами.
Ярослав, как и его отец, сражался против печенегов. Он продолжал строить на границе степного города крепость и в 1036 году потерпел сокрушительное поражение против печенегов под киевскими стенами. Это поражение настолько шокировало печенегов, что их атаки на Россию после этого были практически прекращены.
После длительного периода мирных отношений с Византией Русь при Ярославе начала новую войну с Великой империей. Причиной этого стала резня русских купцов в Константинополе. Большая русская армия во главе со старшим сыном Ярославом Мудрым двинулась на башнях в Константинополь. Но над западным побережьем Черноморского флота рассеялся шторм, который рассеял и потопил часть российских кораблей. Около шести тысяч солдат во главе с полковником Вышатой высадились, остальные отошли морем.
Узнав об этом, император Константин Мономах приказал русскому флоту преследовать и уничтожать русскую армию. Но в морском сражении русы сражались против греков и только потом ушли домой. Судьба сухопутных армий была трагичной. Греки окружили дивизию Вышата и взяли ее в плен, многие из них ослеплены страхом перед Россией и освобождены из тюрьмы.
Лишь в 1046 году Россия заключила новый мирный договор с Византией. В знак возобновления дружеских отношений между двумя странами был заключен брак византийской княгини, дочери Константина Мономаха и четвертого сына Ярослава — Всеволода. Этот брак только подчеркнул, как вырос международный авторитет России за последнее десятилетие. Россия действительно стала европейской державой. Ее политика учитывала немецкий рейх, Византию, Швецию, Польшу, Норвегию, Чешскую Республику, Венгрию и другие европейские страны. Теперь у него практически не было конкурентов на востоке вплоть до нижнего течения Волги. Его границы простирались от Карпат до Камы, от Балтийского до Черного моря.
Ярослав известен своими династическими браками со многими правителями Европы. Такая ситуация способствовала, в том числе, укреплению международного авторитета России, гарантировала военную поддержку в случае нестабильности, а также способствовала обеспечению относительной безопасности тех стран, с которыми Россия имела «относительные» связи. Сам Ярослав был женат на Ингигерде, дочери короля Швеции Олава, а позже на Анне, дочери византийского императора. Все сыновья Ярослава были женаты на княгинях власти — Византии, Польше и Германии. Его дочери были замужем за правителями разных стран. Старшая — Анна — французскому королю Генриху I, Анастасия — венгерскому королю Андрею, младшая — Елизавете — норвежскому королю Гарольду.
Подводя итог, можно сказать, что внешнеполитическая деятельность Ярослава Мудрого была очень успешной и способствовала повышению международного статуса Киевской Руси.
Церковь и религия
В период правления Ярослава Христианская Церковь на Руси стала более распространенной и приобрела определенный вес в обществе. Этому способствовал сам Великий Князь, который, по мнению современников, отличался большим благочестием и знанием церковных дел.
Первые русские монастыри появились при Ярославе. В 1030 году Ярослав основал Георгиевский монастырь: Юрьев монастырь в Новгороде. Повсюду, как в крупных городах, так и в сельской местности, возникали монастыри, что ознаменовало дальнейшее распространение христианства и усиление роли Церкви в обществе.
В 1037 году в Киеве в честь победы над печенегами был построен новый собор — Софийский собор. Этим Ярослав показал равенство Руси и Византии, потому что в Константинополе был одноименный храм. Позже по его приказу в Софийском соборе были созданы школа и библиотека.
В середине 50-х годов 11 века под Киевом был построен знаменитый Печерский монастырь. В начале его создания был Иларион, священник Великокняжеской церкви в селе Берестово, загородной резиденции великих князей.
В период противостояния с Византией, когда Россия добивалась независимости своей церковной организации от Константинопольского патриархата, Ярослав решил выдвинуть на митрополию кафедру русского духовенства, в то время как ранее ее занимали греки, посланные из Византии. В 1051 году Ярослав, вопреки канону, избрал митрополита Киевского на собрании русских епископов Илариона.
Для усиления влияния Церкви была обновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. Церковь получила десятую часть дани, определенной князьями.
При Ярославе Мудром был опубликован кодекс канонического права «Номоканон», или в переводе «Кормовая книга».
Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил много храмов, церквей и монастырей. И вместе с их строительством появляются архитектура и живопись, которые заимствованы из греческих церковных мелодий. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно изменилась.
Личность Ярослава
Ярослав Мудрый вошел в историю не только как важный государственный деятель. Он показал себя и как человек, которому удалось преодолеть себя. Поскольку у него не было физической силы и он был хромым, Ярослав был бесстрашным воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой семье, он стал настоящим христианином. Великий князь в то же время оказался исключительно разносторонней личностью.
Ярослав сохранился в истории как важный градостроитель. При нем в Киеве был построен новый «Ярослав Гордый», и Киев значительно расширил свои границы. Было построено множество церквей. В то время в Киеве было около 400 церквей. В честь победы над врагами Ярослав построил так называемые «Золотые ворота», которые поразили иноземцев своим великолепием. Сфера его строительства вышла далеко за пределы российской столицы. Основал города на берегах Волги и Балтики, на южных границах России.
Ярослав был горячим сторонником образования, открытия школ и распространения грамотности. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, которая собрала около 300 детей священников и директоров школ. Была проделана интенсивная работа по переводу византийских и других книг на церковнославянский и древнерусский языки. Огромные средства были потрачены на переписку книг.
Под Ярославом находились монеты с надписью «Ярославское серебро». С одной стороны изображен Иисус Христос, с другой — Георгий Победоносный, покровитель Ярослава.
Ярослав Мудрый умер в 1054 году в 76 году жизни, но летописные данные о дате смерти Ярослава Мудрого противоречивы.
Перед смертью Ярослав сам разделил русскую землю между своими сыновьями, оставил престол старшему сыну Изяславу и наказал остальных, чтобы они не присоединились к другим братьям. За каждым из его сыновей стояли районы с другими городами и селами.
Ярослав был похоронен в любимом Софийском соборе, на стене которого была помещена важная надпись о смерти «нашего царя». Впервые титул царя был услышан в обращении к русскому правителю.
Ярослав получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за приятные Богу деяния, Ярослав не получил оружия новой земли, но вернулся затерянным в разрушительных боях, много сделал для укрепления Русского государства.
Заключение
Абстрактные цели и задачи были достигнуты.
Изучив деятельность Ярослава Мудрого во всех сферах жизни Древнерусского государства, можно сделать вывод, что за время его правления экономика и культурная жизнь Киевской Руси поднялись на новый уровень. Ярослав также добился значительных успехов во внутренней и внешней политике.
Внутриполитическая деятельность Ярослава была направлена на сохранение территориальной целостности государства. Во время его правления началось строительство первых храмов и монастырей, что вызвало подъем духовного и культурного уровня страны. Не менее важным было назначение киевского митрополита Илариона, что означало независимость России от Византии в церковных делах. Ни до, ни долгое время после этого у России не было такой «привилегии». После его смерти была разработана новая и сильная система русского единства — передача великой княжеской власти по старшинству.
Во внешней политике основным направлением был Юг. В 1036 году Ярослав разбил Печенегов и вывез их из Киева навсегда. Остатки тюркоязычных печенегов, турок, берендеев влились в Древнерусское государство и стали защитой от кочевых степей.
Ярослав всеми силами старался укрепить международный авторитет Киевской Руси, и ему это удалось. При Ярославе торговля в России была связана с тесными отношениями с Германией, Францией, Венгрией, Польшей и скандинавскими странами. Европейские монархи могли бы гордиться своей связью с Киевской Русью.
Ознакомившись с Кодексом «Русская правда» и оценив общественную жизнь и нормы правопорядка Древнерусского государства, следует отметить, что уже в момент создания нового Кодекса, состоящего из 17 статей, стало ясно, что предприятие развивается стремительными темпами. Новый Кодекс защищает стремительно развивающуюся собственность «могучих мира» на землю и связанные с ней материальные приобретения и различные общественные блага. Этот новый Кодекс был создан Ярославом Владимировичем.
Новые законы в первую очередь касались вопросов государственной политики, но они уже учитывали особенности растущего социального неравенства. Нормы «Русской Правды», которые распространялись на всю территорию России и не ограничивались одним регионом, распространялись на всю территорию единственного государства, которым Россия стала после 1036 года.
С введением христианства на Руси, под влиянием новых нравственных понятий, подменяются языческие представления о преступлении и наказании. В области уголовного права Древней Руси частный характер древних христианско-византийских правовых норм проявляется на основе римского частного права. Такая замена наиболее ярко выражена в русской правде, в которой каждое преступление не определено как нарушение закона или княжеской воли и как «преступление», т.е. причинение материального, физического или морального ущерба лицу или группе лиц. За это преступление виновный должен был выплатить определенную компенсацию. Таким образом, правонарушение юридически не отличается от гражданского права.
«Русская правда» является одним из важнейших источников изучения Киевской Руси, ее общественной жизни и общественных отношений, а также норм правопорядка и структуры государственной власти.
Изучив историческую фигуру Ярослава Мудрого, можно сделать вывод, что благодаря ему Киевское государство было сильным и процветающим. Великий Князь поощрял развитие культуры и образования. Он строил храмы и церкви, открывал школы. Ярослав обладал огромным богатством, которое позволило ему заняться обширным и великолепным строительством. Он сделал все это, не сэкономив денег, и поэтому добился блестящих результатов.
Ярослав завещал своим преемникам «заботу и развитие» Киевской Руси, но тем не менее через некоторое время после его смерти начинается постепенный упадок Киевской Руси. Это связано с постоянными внутренними спорами, несовершенством силового аппарата и многими другими причинами. И все же можно с уверенностью сказать, что Ярослав Мудрый был одним из величайших мировых правителей в истории.
Как видно из всего вышесказанного, политику Ярослава Мудрого можно считать очень успешной. Его реформы охватывали широкий круг проблем — политических, религиозных и образовательных. Правление Ярослава Мудрого вызвало подъем Киевской Руси. Фактически, период его правления был «пиком» его развития, когда Россия стала одним из сильнейших государств мира и была «принята» в Византии, Франции, скандинавских странах и многих других европейских странах.
Список литературы
- Сахаров А. Н., Буганов В. I. История России от древнейших времен до конца XVII века — М.: Просвещение, 1995 . — – 304 с.