Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Партизанское движение в годы ВОВ
- Реферат на тему: Имам Шамиль
- Реферат на тему: Ярослав Мудрый
- Реферат на тему: Буддизм как мировая религия
Введение
В Российской Федерации проживает более 160 национальностей. В ходе переписи населения 2002 года было получено более 800 различных версий ответов населения на вопрос о национальной принадлежности. Семь народов России — русские, татары, украинцы, башкиры, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне — имеют население более 1 миллиона человек. Численность 11 других народов превысила 0,5 миллиона человек. Россияне наиболее многочисленны — 116 миллионов человек (80% населения страны). Около 1,5 млн. человек не заявили о своей национальной самобытности.
Результаты переписи показали, что состав первых «двадцати» народов, проживающих в России, существенно не изменился: По сравнению с переписью 1989 года чистых евреев не было, а были азербайджанцы, хотя ранжирование народов в переписи изменилось довольно сильно. Башкиры, чеченцы, армяне, аварцы, казахи, кабардинцы, даргины — увеличили свои ряды, а чуваши, мордвы, белорусы, удмуры, марийцы, буряты, якуты — уменьшили. Звания русских, украинцев, татар и осетин остались неизменными.
Цель очерка — охарактеризовать национальности, живущие в России.
Национальные особенности народов, проживающих на территории России
Россия является одним из самых многонациональных государств в мире. На территории России проживает более 100 национальностей, в том числе русские — 81,5%, татары — 3,8%, украинцы — 3%, чуваши — 1,2%, башкиры — 0,9%, белорусы — 0,8%, убийцы — 0,7%, немцы и чеченцы — по 0,6%, авары, армяне, евреи — 0,4% и др.
Карта дает представление об удельном весе титульных наций в республиках и автономных образованиях Российской Федерации. Титульные нации — это народы, имеющие свои национально-территориальные образования на территории России. В зависимости от численности представителей титульной нации в субъекте (от 50% и более; от 30% до 50%; менее 30%) республики и автономные образования делятся на три группы.
Республика Дагестан не входит в эту классификацию из-за большого количества народов (около 30).
Давайте охарактеризуем отдельные национальности.
азербайджанец. В 19-ом и начале 20-ого веков в официальных русских документах азербайджанцев называли тюрками и татарами. Выделяются субэтнические группы азербайджанцев: Айрум, Ахшар, Баяты, Карадаг (Караджидаг), Карапапахи, Падар, Шахсевен и др. В 19-ом и начале 20-ого века официальные русские документы назывались азербайджанскими татарами. Язык — турецкий. Группы диалектов: восточный, западный, северный, южный. Широко распространены также русский, турецкий и персидский языки. Исторически сложилось так, что в основе письменности лежит арабская вязь, на момент вступления в СССР — русская. В 1991 году в Азербайджане был принят латинский алфавит, язык называется турецкий. Верующие — мусульмане, в основном шииты; сунниты, в основном на севере Азербайджана.
По данным переписи 2002 года, численность азербайджанцев, проживающих в России, составляет 621 тысячу человек.
Алтай, Алтай-Кижи (собственное имя, «Алтайский человек»), народ России, коренное население Республики Алтай, Алтайского края Кемеровской области. Численность населения в России составляет 69,4 тыс. человек, в том числе в Республике Алтай — 59,1 тыс. человек. Они также живут, в частности, в Казахстане и Узбекистане. В прошлом Алтай был коллективным названием для тюркских племен, живущих в горном Алтае и частично в Кузнецком Алатау. Существуют этнографические группы северных и южных алтайских племен. Среди северных (в дореволюционной литературе их иногда называют «черными татарами») есть следующие группы, которые восходят к племенному делению: Тубалары (левый берег р. Бия и северо-западный берег Телецкого озера), Челканы или Лебеди (бассейн Лебедя), Кумандины (среднее течение р. Бия); Южный Алтай (калмыков называли белыми, Алтай, горы, пригороды, Бия) — Алтай Кижи, Теленгиты (бассейн Катуни и его притоки). Язык — алтайский (турецкая группа алтайской семьи). Диалекты: южный (Алтай-Кижи, Телангит) и северный (Туба, Кумандин, Челкан). Русский язык широко распространен. Письмена с 19 века на основе русской графики. С 1923 г. литературный язык основан на алтайско-кижийском диалекте. Большинство верующих являются православными, есть баптисты и другие.
По данным переписи населения 2002 года, численность жителей Алтая в России составляет 67 тысяч человек.
Калмыки, Халмг (собственное название, по-видимому, происходит от турецкого термина, буквально — «остальные», обозначающего ойратов, не принявших ислам; есть и другие версии; в официальных документах России этноним калмыков появился с конца XVI в., с конца XVIII в. им пользовались сами калмыки), народ России. Количество 166 тысяч человек. Основное население Калмыкии (146 тыс. человек) проживает также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской, Ставропольской, Сибирской и других областях. Малые группы в Центральной Азии, США (около 2 тысяч человек), Франции (около 1 тысячи), Швейцарии, Германии и других странах. (по несколько семей). Общее количество людей составляет более 177 тысяч человек. На калмыцком языке говорит монгольская группа алтайской семьи. Шрифт 1925 года, основанный на русском алфавите, ранее Всеурата, так называемый Старый калмыкиш, шрифт тодо-бичиг. Большинство верующих являются буддистами (ламаизм, школа Гелугпа), некоторые — ортодоксальными.
По данным переписи 2002 года, численность калмыков, проживающих в России, составляет 174 тысячи человек.
Кыргызы, кыргызы (собственное имя), народ, основное население Кыргызстана (2229,7 тыс. человек). Они также живут в Узбекистане, Таджикистане (Памирский Кыргызстан), Казахстане, Российской Федерации (около 41 700), Синьцзяне (КНР), Монголии (небольшие группы в западных регионах), северо-восточном Афганистане и Пакистане. Общее количество людей превышает 2,5 миллиона человек. На кыргызском языке говорит турецкая группа алтайской семьи. Письмо основано на русской графике. Верующие — мусульмане-сунниты.
Кыргызская этническая группа сформировалась на основе двух этнических массивов: Средняя Азия — Южная Сибирь и Центральная Азия. Согласно письменным источникам, на территории Центрального Тянь-Шаня и Семиречья зафиксированы с древнейших времен до 16 века. В Центральном Тянь-Шане и Семиречье с древнейших времен до XVI в. упоминаются следующие этнические названия: саки, усуни, юэжи, гунны, эфталиты, дулу, нушиби, туркмено-тухси и азы, карлуки, согдийцы, цигили, аргумены, туркмены, кыпчаки, канглы, кара-китайцы, найманы, монголы и тюркские могольские племена Могулистана. Процесс сложения киргизских племен продолжался с начала II тысячелетия и завершился на рубеже XV-XVI вв. енисейские кыргызы, переселившиеся на Тянь-Шань в IX-X вв. (частично позже — в XIII-XIV вв.), составили основное ядро киргизского образования.
По данным переписи 2002 года, в России проживает 32 тысячи кыргызов.
Пермские комисы, народ России. Численность населения — 147,3 тыс. человек, коренное население Коми-Пермского автономного округа (95,4 тыс. человек) и части Пермского края. Общая численность населения бывшего СССР составляет 152,1 тыс. человек. До 20-го века их называли пермяками. Термин «пермь» («пермский народ»), скорее всего, заимствован из вепсского языка, в языке которого есть выражение «перья маа», означающее «земля за границей». Название «Пермь» сохранилось в древнерусском языке. Большая часть территории Коми расположена на территории Пермского автономного округа, где они составляют 60% населения. За пределами района исторически сложились две компактные группы Коми-Пермяков — Язвин и Зуздин Коми-Пермяков — и получили свое название от места поселения. Коми-Пермяки Язвин живут в Пермском крае в бассейне реки Язва (приток Вишера). Их численность оценивается примерно в 2 тысячи человек (в 1960 году — 4 тысячи). Комисы Зузда-Пермяцкие живут в основном в бывшем Зуздинском (ныне Афанасьевском) районе Кировской области, граничащем с Пермско-Комским автономным округом. В 50-х годах 20 века их насчитывалось более 7 тысяч человек, сегодня они как этнографическая группа находятся на грани исчезновения как такового. На языке коми-пермяков говорят в финно-угорской группе алтайской семьи. У него четыре диалекта: Север — Косинско-Камское, Юг — Инвенское, Верхне-Камское и Коми-Язвинское. Написание основано на русской графике. Большинство верующих в Коми являются православными, есть старообрядцы.
По данным переписи 2002 года, численность коми-пермяков, проживающих в России, составляет 125 тысяч человек.
Мордва, народ России, уроженцы Мордовии. В России проживает 1072,9 тыс. человек, в том числе в Мордовии — 313,4 тыс. человек, Башкирии — 31,9 тыс. человек, Татарстане — 28,9 тыс. человек, Чуваше — 18,7 тыс. человек, Самаре — 116,5 тыс. человек, Пензе — 86,4 тыс. человек. Население Оренбурга (68,9 тыс. чел.), Ульяновска (61,6 тыс. чел.), Нижнего Новгорода (36,7 тыс.), Саратова (23,4 тыс.), Сибири и Дальнего Востока (более 80 тыс.). Также проживают в Казахстане (30 тыс. человек), Украине (19,3 тыс. человек) и Узбекистане (11,9 тыс. человек). Общая численность населения составляет 1 150 000 человек. Мордва состоит из двух подэтносов — Эрзя (имя собственное) и Мокша (имя собственное). В Мордовии мокша в основном оседает в западных и южных районах, а эрзя — в восточных.
Выделяются также небольшие этнографические группы: Тенгушевская мордва, иногда называемая «Шочча» (в селе Шочча), проживающая в основном в Тенгушевском районе Мордовии, и Каратайская мордва, иногда называемая «Каратай» (в селе Мордовский Каратай), в Камско-устининском районе Татарстана. Как Эрзян, Тенгушевская группа Мордвы была частично ассимилирована Мокшей, а Каратайская мордва, которую одни исследователи считают Мокшей, другие — Эрзяном, а третьи — Эрзя-Мокшахом, оказалась под сильным влиянием татар.
По данным переписи 2002 года, численность мордвы, проживающей в России, составляет 845 тысяч человек.
Селькапы, люди в Российской Федерации. Количество 3600 человек. Они проживают в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1 600 человек), в Каргасокском, Парабельском, Верхнекесском районах и сельских районах Колпашевского городского совета Томской области (1 350 человек), малой группе в Туруханском районе Красноярской области. Говорят на самоедском языке самоедов уральской семьи. Русский язык также широко распространен.
По данным переписи 2002 года, численность болгар, проживающих в России, составляет 4000 человек.
Татары, татары (собственное имя), народ России, основное население Татарстана. Численность в России составляет 5522 тыс. человек, в том числе в Татарстане — 1765,4 тыс. человек, Башкирии — 1120,7 тыс. человек, Удмуртии — 110,5 тыс. человек, Мордовии — 47,3 тыс. человек, Марии — 43,8 тыс. человек, Чувашии — 35,7 тыс. человек, а также Волго-Уральском регионе, Западной и Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Кроме того, 327,9 тыс. человек проживают в Казахстане, 467,8 тыс. человек — в Узбекистане, 72,2 тыс. человек — в Таджикистане, 70,5 тыс. человек — в Кыргызстане, 39,2 тыс. человек — в Туркменистане, 28 тыс. человек — в Азербайджане, 86,9 тыс. человек — на Украине, 14 тыс. человек — в Литве, Латвии и Эстонии, что составляет в общей сложности 6,710 тыс. человек.
Они разделены на три основные этнотерриториальные группы: Волго-Уральские татары, сибирские татары и астраханские татары. Наиболее многочисленными являются волго-уральские татары, к которым относятся субэтнические группы казанских татар, казимовских татар и смешанных татар, а также субконфессиональная община кряжей (крещеные татары). Среди сибирских татар выделяются Тобол, татары, Тюмень, Бараба и Бухара (этническая группа татар). Среди астраханских татар есть юрты, кундровские татары и карагаши (в прошлом были также татары «трех дворов» и татары «эмеша»). Особая этническая группа турок Золотой Орды, исчезнувшая в ходе этнических и политических процессов XV-XVI вв., входила в состав татарской нации до начала XX в. Эта группа во 2-й половине XIX — начале XX вв. в определенной степени переживала процесс интеграции в татарскую национальную общность.
По данным переписи 2002 года, численность татар, проживающих в России, составляет 5 миллионов 558 тысяч человек.
Основные тенденции и проблемы в многонациональном регионе
Проведенная перепись оставила неоднозначные оценки специалистов, но ее результаты неоспоримы. По крайней мере, это единственный вид социологического опроса граждан, проводимого на всей территории страны уполномоченным государственным органом, имеющим большой опыт проведения всеобщей переписи населения. Хотя в ходе переписи населения многие вопросы остались без ответа, тем не менее, она дает ответы на ряд актуальных и важных вопросов для государства и, прежде всего, для представлений об обществе, в котором мы живем.
История населения — это история общества, и изменения в численности населения и его составе, а также в демографических процессах, вызывающих эти изменения, отражают сложные, порой противоречивые, а порой и трагические события в жизни стран и их народов.
Материал переписи составляет основу для очень интересных исследований по проблемам, связанным с населением: численность и местонахождение населения, уровень образования, гендерная и возрастная структура населения, его социально-экономические характеристики, семейное положение, численность и состав семей и т.д.
Не вдаваясь во множество выводов и обобщений, которые можно сделать из материалов переписи, мы хотим обратиться к ключевой проблеме многонационального государства со сложной административно-территориальной структурой (унаследованной от прежней административно-управленческой и руководящей системы), а именно Российской Федерации — распределению населения по национальности. К сожалению, результаты не были должным образом учтены региональным научным сообществом, и есть над чем задуматься.
Помимо чисто статистических расчетов изменений в динамике паритета и роста численности разных народов, населяющих территорию Российской Федерации, остановимся на вопросе об этническом составе населения России.
Наиболее важным этническим детерминантом, и особенно в тех случаях, когда нет никаких препятствий для свободного выражения национальной идентичности, является национальная идентичность.
Вопросы самосознания или самоидентификации представляют большой интерес, однако в научной литературе они еще недостаточно освещены. Общеизвестно, что уверенность в себе обычно достаточно четко выражается среди представителей народов, достигших высокой степени консолидации.
Вопрос об этнической принадлежности («национальности») существует только в программах переписи населения нескольких стран мира (и Российская Федерация является одним из исключений в этом смысле), но даже там, где этот вопрос существует, метод исключения народов может вызвать определенные сомнения у экспертов. И все же, несмотря на все существующие трудности, ученые пытаются составить список современных этносов, который примерно одинаково детально проработан для всех регионов мира.
Национальная принадлежность указывалась самими респондентами в соответствии с Конституцией РФ в рамках опроса населения, проводившегося на основе самоопределения, и фиксировалась переписчиками со слов респондентов.
В ходе переписи населения было получено более 800 различных ответов на вопрос о национальности, орфография которых часто отличалась только из-за языкового диалекта и принятых местных названий этнических групп. При обработке материалов переписи населения ответы населения о своей национальности были систематизированы примерно по 200 национальностям и этническим группам (точнее по 192).
Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств в мире.
Впервые прямой вопрос о национальности был включен в программу первой советской переписи населения в 1920 году, которая проходила в сложных условиях гражданской войны и интервенции.
В декабре 1926 года состоялась первая всесоюзная перепись населения, которая по сей день считается образцовой в истории национальной статистики как с точки зрения методологии, так и с точки зрения представления результатов. В ходе переписи населения было выявлено 194 национальности на территории Советского Союза.
Сравнение данных об этническом составе населения по всероссийской и общероссийской переписи населения корректно, поскольку на территории современной России представлены также все этнические группы, идентифицированные, в частности, по результатам переписи населения 1979 года на территории Союза Советских Социалистических Республик.
Последующие переписи населения зафиксировали резкое сокращение населения страны в период 1929-1959 годов. Когда проводилась перепись 1959 года, только 109 человек, 1970 год — 104 человека, а в переписи 1979 года были указаны те же люди, что и в 1970 году, но в публикации были приведены данные только по 101 человеку.
Не секрет, что за такое короткое время «исчезли» 90 этнических общин. С развитием процессов консолидации — слияния близкородственных, территориальных и племенных групп в крупные народности и нации (особенно объединение около двадцати малых этнических групп Саян-Алтайского нагорья в два более крупных народа — алтайцев и хакасов) — происходило насильственное включение представителей близкородственных народов в более крупный этнос, но со своей четкой этнической идентичностью (например, аварцы включали в себя также представителей немногих андо-цызских народов — андов, ахвахов, карпатинцев, цезийцев, беженцев и других — которые имеют с ними лингвистическую связь).
В этом контексте в условиях демократизации общественно-политической жизни ожидалось появление «новых» старых крупных (несколько десятков тысяч человек) этнических групп.
В частности, было предсказано появление таких народов, как мордва-Эрзя (84 тыс. человек) и мордва-мокша (50 тыс. человек), восточный луг Мари (56 тыс. человек) и гора Мари (19 тыс. человек), андийцы (22 тыс. человек), кесы (15 тыс. человек), крянша (25 тыс. человек, их численность, по-видимому, занижена многочисленными свидетельствами) и многие другие.
Однако в дополнение к ожидаемым результатам перепись также дала довольно неожиданные результаты, которые могут озадачить.
В частности, речь идет о появлении сразу трех «осетинских» народов: собственно осетин, осетин — дигоров и (даже чужих) осетин — иронов — и это впервые после проведения переписей населения, что весь Союз (а теперь и вся Россия). На этом фоне осетинские соседи Северокавказского региона (за исключением Дагестана, где происходят сложные процессы национального разделения и объединения) продемонстрировали этнический монолит.
Таким образом, были четко выявлены проблемы отсутствия этнической консолидации, которые ставят перед обществом следующие вопросы
Как так получилось, что некоторые особенности между частями нации, которые пересекают границу нации, становятся причиной разобщенности?
Являются ли эти показатели настолько безобидными и не угрожают осетинскому народу процессом этнической дифференциации?
И если да, то что можно и нужно сделать, чтобы предотвратить такой возможный сценарий?
Опишите, что вы знаете о людях в нашем регионе.
В Тюменской области проживают представители 125 народов с общей численностью населения 3,1 миллиона человек. Самые многочисленные из них: Русские — 2,2 млн., украинцы — 260 тыс., татары — 227 тыс., белорусы — 49 тыс., башкиры — 41 тыс., чуваши — 31 тыс., немцы — 29 тыс., азербайджанцы — 20 тыс., молдаване — 18 тыс., казахи — 16 тыс.
Малые народности
В регионе проживает треть малочисленных народов Севера России, в том числе 23 000 ненцев, 20 000 ханты, 7 000 манси и 1600 селькупенов. Их доля в общей численности населения составляет 1,5% в Ханты-Мансийском автономном округе и 6% в Ямало-Ненецком автономном округе. Регион по-прежнему является регионом значительных миграционных процессов. В 1998 году прибыло 106548 человек и 99650 человек погибло. Всего 14 национальностей. Треть народов, проживающих в регионе, не имеют национальных или государственных образований на территории России и стран СНГ.
Среди проблем этнокультурного возрождения народов нашего региона наиболее остро стоят вопросы сохранения экономической и социальной основы выживания малых народов Севера, среда обитания которых серьезно ограничена в результате активного коммерческого освоения северных территорий нефтегазовым комплексом. На этом фоне областная администрация принимает меры по защите территорий с традиционным землепользованием. В районах компактного проживания малочисленных народов Севера формируются клановые общины и утверждается их статус, что определяет рамки осуществления любой хозяйственной деятельности, не связанной с традиционной хозяйственной деятельностью народов Севера.
Региональная администрация отдает приоритет идеологии национальной политики, основанной на национальной культурной автономии, сохраняет целостность региона, гарантирует право каждого народа на свой образ жизни, язык, культуру, обычаи и религию, опирается на исторически сложившиеся институты самоорганизации.
Расширяется сеть национальных школ, растет число учащихся, изучающих свой родной язык. В настоящее время в регионе действуют 198 национальных школ, в том числе Мансийский и ханты-мансийский — 68, татарский — 121, башкирский — 4, чувашский — 2, казахский — 2, где учатся 19800 студентов. В Тюменском государственном университете, Тобольском педагогическом институте и Педагогическом университете автономного округа созданы отделы по подготовке учителей общеобразовательных школ.
Совместно с областным департаментом статистики было проведено обследование условий жизни малочисленных народов Крайнего Севера. Регулярно проводятся национальные фольклорные фестивали, выставки прикладного народного творчества и ремесел, фольклорные экспедиции и конкурсы по национальным видам спорта. Совместно с Областным музеем изобразительных искусств издан альбом «Искусство народов Севера», в ряде городов области прошли выставки работ ненецких и хантыйских художников Леонида Лара и Геннадия Райшева.
Особое внимание уделяется поддержке коренных малочисленных народов Тюменской области. Эта деятельность регулируется Законом Российской Федерации, Федеральной целевой программой социально-экономического развития коренных малочисленных народов на период до 2011 года и мандатом губернатора области по поддержке традиционного образа жизни.
Заключение
По завершении работы над эссе можно сделать вывод, что Россия является одним из самых многонациональных государств в мире. В Российской Федерации проживает более 160 национальностей. В то же время этнический состав населения страны постоянно меняется.
Конечно, в таком многонациональном обществе есть проблемы. Проблемы национальной идентификации граждан из стран со сложными этническими структурами населения требуют тщательного критического анализа всех имеющихся данных. Долгое время этнологи не интересовались этой темой, поскольку традиционно уделяли больше внимания изучению проблем меньшинств и архаичных культур. Политики и социологи, в свою очередь, считали, что изучение настроений и политических ориентаций этнического большинства — это то же самое, что изучение проблем российского общества в целом. Однако в постсоветский период «вопрос о России» все чаще становился предметом обсуждения — первоначально только политиками и публицистами, но в последнее время — и учеными.
Список литературы
- Брук С.И. Мировое население. Этнодемографический справочник. М., 1984 . С. 145.
- Налчаджян А. А. Этнопсихология. — Второе издание. — Санкт-Петербург, 2004. С. 91-93.
- Народы России: от прошлого к настоящему / Алексеева, Т.И., Бацевич, В.А., Година, Е.З. и др. — М., 1991.
- Важнейшие результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. Москва, Госкомстат, 2002.
- Тишков В.А. Культурная мозаика и этническая политика в России. (Доклад на III. Международная конференция «Россия: тенденции и перспективы развития», Москва, 16-17 декабря 2004 г.).