Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Личные права граждан
- Реферат на тему: Аборт
- Реферат на тему: Алкоголизм и его последствия
- Реферат на тему: Блюда из мяса птицы
Введение
Николай Васильевич Гоголь (1809 г., В. Сорочинцы, Полтавская Липпа — 1852 г., Москва) — писатель.
Родился в семье театрального помещика, который писал на украинском водевилях. В имении своего отца Гоголь приобрел богатые впечатления, которые послужили основой его творчества. Он начал писать стихи в раннем возрасте, много читал: религиозное наставление, которое получил от матери, сыграло большую роль в его жизни. В 1818 — 1819 годах он учился в Полтавской уездной гимназии, затем частные уроки позволили ему в 1821 году поступить в Нижнюю гимназию высших наук.
Он плохо изучал Гоголь, потому что любил читать, играть и рисовать. Гоголь, который еще не знал о своем призвании, мечтал жить в Санкт-Петербурге, стремился оказать большую услугу государству. Окончив гимназию, Гоголь в 1828 году отправился в Петербург, где безуспешно пытался найти себе место. Опубликованный под псевдонимом «Idyll» в стихах «Gantz Küchelgarten», он был вынужден насмехаться над критиками, чтобы скупить свою книгу и сжечь ее в печи.
Только в 1829 году ему удалось стать ведомственным чиновником с ничтожной зарплатой. Гоголь ненавидел эту службу, но получил много материала для дальнейшей работы. В 1830 — 1831 гг. Гоголь познакомился с М.П. Погодиным, А.С. Пушкиным, М.С. Щепкиным и другими после того, как нашел с ними дружеское сочувствие и понимание. В 1831 — 1832 гг. вышли в свет две части сборника «Вечера на хуторе под Диканькой», объединяющие истории украинской жизни, которые имели большой успех.
Помимо работы по освещению своей главной задачи, он занимался историей и пытался получить стул. В 1834 году по просьбе А.С. Пушкина и В.А. Жуковского Гоголю была предложена должность доцента Петербургского университета, но вскоре он был разочарован научно-педагогической деятельностью и начал работать исключительно на литре с 1835 года. В том же году он издал свои сборники «Арабески» и «Миргород», для которых Белинский назначил Гоголя «Начальником литературы, главой поэтов». После сюжета, представленного Пушкиным, Гоголь написал пьесу «Ревизор», к-рую смог вывести Александринский театр на сцену после многих сложностей.
Комедия не была понята и вызвала недовольство в различных слоях общества. Потрясенный неудачей, Гоголь отправился в Европу в 1836 году и прожил там до 1849 года, лишь ненадолго вернувшись в Россию. Гоголь влюбился прежде всего в Италию, которую он назвал «своим вторым домом». По сюжету Пушкина Гоголь написал первый том «Мертвые души» в Риме, который был издан в России в 1842 году. Во время работы над 2-м томом Гоголь начал вкладывать в свою работу религиозный, мистический смысл: «И теперь я чувствую, что не земная воля направляет мой путь.
Избранные места
Чем тяжелее шла работа, тем больше Гоголь стремился к духовному самосовершенствованию. В 1847 году, в своем желании проповедовать, Гоголь опубликовал «Избранные места из переписки с друзьями», в котором выразил сомнения в эффективности литературы и попытался представить утопическую социальную программу, которую должна была бы реализовать современная государственная власть. Эта книга вызвала резкое отвращение как у друзей, так и у оппонентов. В 1848 году Гоголь попытался оправдать себя в «авторском признании», пообещав исправить неудачу «избранных мест»… со вторым томом «Мертвых душ». В 1848 году Гоголь исполнил свою мечту, отправившись в Иерусалим, а затем вернувшись в Москву, тщетно пытаясь закончить работу, которая ни в коем случае не была брошена. В приступе отчаяния Гоголь сжег рукопись второго тома стихотворения незадолго до смерти. Гоголь оказал большое влияние на последующее развитие литературы не только как лидер «естественной школы», но и как автор гротескной и фантастической прозы, оказав влияние на ряд художественных течений XX века.
Используются материалы книги: А.П. Шикман. Биографический справочник. Москва, 1997.
Гоголь Николай Васильевич (20.03/1.04.1809-21.02/4.03.1852), великий русский писатель, прозаик, драматург, критик, историк, публицист. Он родился в благочестивой патриархальной дворянской семье. По воспоминаниям одноклассника Гоголя, религиозность и склонность к монашеской жизни были ощутимы в Гоголе «с детства», когда он рос на своем родном хуторе в Миргородском районе, в окружении «благочестивых и вполне религиозных» людей. Позже, когда писатель был готов «заменить свою светскую жизнь монастырем», он только вернулся к тому первоначальному настроению, которое было так характерно для него. Род Гоголей, как отец, так и мать, принадлежал к старым казачьим родам. Атмосфера веры и христианского благочестия была присуща как старейшинам, так и младшим членам семьи. Евангелие всегда было на столе, а любимым чтением была книга читателя Минея, в старых кожаных обложках. История собственности семьи с. Васильевка Гоголь позже была изображена в романе «Хозяин Старого Света», а прошлое семьи отразилось в «Тарасе Бульбе».
Недалеко от Васильевки была также Кочубьевка Диканька, чье имя опять-таки связано с циклом ранних романов Гоголя. Согласно семейным традициям, брак родителей писателя был благословлен Богородицей. У его отца, Василия Афанасьевича, было видение, когда он совершил паломничество к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, названной Ачтырской (ныне в США). Во сне Царица Небесная явилась ему и указала на ребенка, сидящего у ее ног на земле: «… Вот твоя жена». Через некоторое время, в груди, дочери соседа по имени Козьяровский, он вдруг узнал, застыв в изумлении, те самые черты ребенка, которые показали ему во сне. Тринадцать лет спустя, пока Василий Афанасьевич не перестает смотреть на свою половинку, зрение повторяется снова, и он просит руки девушки. Молодые люди были помолвлены, через год была запланирована свадьба. Николаю Гоголю было присвоено имя святого Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого произнесла обет его мать, Мария Ивановна. Очевидно, что ощущение пророческого призвания Гоголя было в значительной степени поддержано этими семейными легендами.
Будущий писатель получил начальное образование на дому у «наемного семинариста». В 1818-19 гг. вместе со своим младшим братом Иваном (около 1820 г.) Гоголь учился в Полтавской гимназии, летом 1820 г. готовился к поступлению в Полтавскую гимназию. В 1821 г. он был принят во вновь открытую гимназию в Нижнем Новгороде. В соответствии с задачей, поставленной императором Александром I по борьбе с европейским вольнодумством, занятия здесь включали обширную программу религиозного образования. Домашняя церковь, общая исповедница, общие утренние и вечерние молитвы, молитвы перед началом и окончанием уроков, дважды в неделю закон Божий, каждый день за полчаса до уроков чтение новозаветного священника, вечером после уроков чтение книг с духовным содержанием, Ежедневное заучивание двух-трех стихов из Священного Писания, строгая дисциплина — такова была почти «монашеская» жизнь его учеников, как определено в уставе гимназии, о которой Гоголь позднее использовал многие характеристики для описания Бурсатского быта в «Тарасе Бульбе» и «Виа» (он даже в шутку назвал Нижнюю гимназию «слизистым мешком»).
В конце декабря 1828 года Гоголь приехал в Петербург с далеко идущими (и туманными) планами благородного труда на благо отечества. Ограниченный материальными средствами, он пробовал свои силы как государственный служащий, актер, художник, зарабатывал на жизнь хлебными часами, дважды дебютировал в прессе. Сначала — как поэт. В 1829 году он опубликовал поэму «Италия» (без подписи) и написал в Нишине подражание (в духе немецкой романтической школы) поэму «Ганц Кюхельгартен» (под псевдонимом В. Алов).
Последние получили отрицательные отзывы в журналах, после чего Гоголь попытался сжечь все копии тиража, доступные для книготорговцев. Второй дебют состоялся в прозе и сразу же поставил Гоголя в один ряд с первыми русскими писателями. В 1831-32 годах была опубликована серия романов «Вечера на хуторе близ Диканьки» — которые, в отличие от первого опыта, не содержали «ничего германского или старого». В это время Гоголь встречался с В.А. Жуковским, П.П. Плетневым, бароном А.А. Дельвигом, А.С. Пушкиным. Он прославился при дворе своими романами. Благодаря Плетневу, бывшему учителю наследника, в марте 1831 года Гоголь занял должность младшего преподавателя истории в Патриотическом институте, который был создан под руководством Императора Плетнева. Александра Федоровна.
Лето 1831 года писатель провел в родной Васильевке. Проходя через Москву, он встретился с М. Погодиным, Аксаковым, И. Дмитриевым, М. С. Загоскиным, М. С. Щепкиным, Киреевским, О. М. Бодянским, М. А. Максимовичем и другими. Пребывание в Первопрестольном Святом Престоле дало ему толчок к размышлениям о фундаментальных различиях между исконной («старосоветской») культурой России и недавним европейским «Просвещением» «цивилизованного» Санкт-Петербурга, критику которого он развил в цикле так называемых «петербургских» романов. Эти размышления зародились позже, после нескольких лет пребывания Гоголя за границей, и легли в основу контраста между «идиллическим», «вневременным», но культурно ценным Римом и духовно пустым, тщетным Парижем в романе «Рим» (1842 г.). гоголевская классика поэзии
В 1834 г. Гоголь вместе со своими близкими друзьями — Плетневым, Жуковским, Погодиным, Максимовичем, а также С. П. Шевиревым и К. М. Базилием — стал одним из первых сотрудников министра народного просвещения С. С. Уварова, который провозгласил свою деятельность по исконным принципам православия, самодержавия и этноса. Результатом этого сотрудничества стала публикация четырех статей Гоголя в основанном Уваровым «Журнале Министерства народного образования», которые тесно связаны с рассказом «Тарас Бульба», написанным год спустя, и принятие доцента на факультет Всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Однако начало плодотворного сотрудничества Гоголя с Уваровым было прервано острым конфликтом, который Пушкин инициировал с Уваровым в 1835 году.
В 1835 г. вышли в свет сборники Гоголя «Арабески» и «Миргород». Он подарил Уварову экземпляр «Миргорода» для презентации Николаю I. Критики были единодушны в оценке гоголевского таланта. Особенно среди романов «Миргород» они выбрали «Тараса Бульба». Летом того же года Гоголь снова посещает Москву, Васильевку, отдыхает в Крыму, посещает Киев после Максимовича, где совершает долгие прогулки по старому Киеву и его святым местам. В этом же году он оставляет службу в Санкт-Петербургском университете и в Патриотическом институте, приступает к работе над поэмой «Мертвые души», создается комедия «Ревизор». Обе идеи напрямую связаны с проблемой людей, которую министр Уваров поставил перед писателями. Гоголь сам выражал свое понимание народа следующим образом: «Хорошо себя в сердце семени Христово отдал все доброе, чего нет ни в русском характере… Стать русским… источник всех русских вещей, для себя, нужно обратиться к нему. В этом определении содержится наиболее важная, основная идея «Мертвых душ».
По мнению Гоголя, душевная смерть героев поэмы заключается в том, что вместо источника всех русских — Спасителя — ее герои, герои «Мертвых душ», обращаются к западному еретическому «Просвещению», носителям европейского «отчуждения». Типы, происходящие от Гоголя, являются «мертвыми душами», потому что они неортодоксальны, неправильны (в самом прямом смысле этого слова) и не являются аборигенными. Эти убеждения определяют основное содержание Гоголя — критику плодов европейского светского «Просвещения» на русской земле (на самом обыденном, мирском уровне) и утверждение идеалов патриархальной русской жизни.
19 апреля 1836 года в Петербурге на сцене Александрийского театра состоялась премьера «Ревизора» при участии императора Николая Павловича, утвердившего постановку и печать спектакля. Гоголю было вручено бриллиантовое кольцо для копии «Инспектора», подаренной императору.
6 июня 1836 года Гоголь отправился за границу, предполагая, что проведет там полтора года. Из заграничных путешествий он твердо верил в великое призвание России как единственной свободной державы в мире, исповедующей православие. Когда он объявил о своем долгом пребывании за пределами родины, Гоголь признал: «… Со всех уголков Европы мои глаза видят новые стороны России. О своей поэме он написал одновременно: «Не провинция и не несколько уродливых землевладельцев, и не то, чтобы их приписывали, является предметом «Мертвых душ». Это все еще загадка, которая внезапно, к всеобщему удивлению. раскрыться в следующих томах… «Разгадка этой «загадки» во многом обусловлена тем, что «Мёртвые души», как в «Ревизоре», были не русскими гоголевскими типами, а, как говорит сам писатель, «временные, эфемерные лица, образовавшиеся под бродившимся новым ферментом» — результатом европейского влияния. Поэтому Гоголь нарисовал материал для своего стихотворения не только в воспоминаниях о России, но и в прямых впечатлениях о Западной Европе — где в основном создавались «мертвые души» — путешествуя практически по всем европейским странам. Идею о преимущественно западном происхождении всемирного вероотступничества, описанную в «Мертвых душах», можно во многом объяснить патриотическим замыслом «Тараса Бульбы», второе издание которого было написано Гоголем — «Возлюбленный, — по его словам, спасение своей страны», в то же время концом первого тома поэзии.
Весна 1840 года
Весной 1840 года Гоголь отправляется в Рим — вероятно, на пять месяцев, но проводит здесь почти полтора года — пока не завершится первый том «Мертвых душ». Затем он начинает работу над вторым томом стихотворения, продолжение которого связано с размышлениями писателя о духовном, «небесном братстве» русского народа, с его убежденностью в том, что каждый русский человек, подобно самоотверженному запорожскому «Тарасу Бульбе», «внезапно» «может войти в рыцарство». Осенью 1841 г. Гоголь вернулся в Россию для издания первой части «Мёртвых душ» (1842 г.) и подготовки печатного сборника сочинений (1843 г.), где были напечатаны первые «Мантия», «Театральные походы», второе издание «Тарас Бульба» и др. Во время пребывания в Москве Гоголь получил благословение Его Высокопреосвященства Иннокентия (Борисова), Архиепископа Харьковского (впоследствии Архиепископа), на паломничество в Иерусалим.
В марте 1845 года Император Николай Павлович пожертвовал Гоголю трехлетний гостевой дом в тысячу рублей в год в серебре; такую же сумму наследник Александр Николаевич добавил по собственному желанию.
В июне 1845 года Гоголь сжег первоначальный вариант второго тома «Мёртвых душ», написав завещание, которое позднее было опубликовано в книге «Избранные места из переписки с друзьями». В связи с сожжением второго тома «Мертвых душ» он пытается покинуть литературное поле и войти в монастырь. 29 июня 1845 года Гоголь приехал в Веймар, чтобы обсудить свои намерения с православным священником, протоиереем Стефаном Сабининым, но последний убедил его не принимать окончательного решения ввиду его болезненного состояния. В 1846 году, получив известие о переводе на немецкий язык первого тома «Мёртвых душ», Гоголь написал Н.М. Языкову: «… Неприлично, что это произведение в любом случае должно быть переведено до того, как оно будет закончено, и я не хотел бы, чтобы иностранцы впали в такую глупую ошибку, которую большинство моих соотечественников, считавших, что «Мертвые души» — это портрет России.
В начале 1847 г. вышла в свет книга Гоголя «Избранные места из переписки с друзьями», идея которой, как и продолжение «Мёртвых душ», была связана с размышлениями писателя о судьбе России и мира. По своему проповедническому тону книга стала сюрпризом для большинства читателей, а некоторые из них были резко против нее (В.Г. Белинский и др.). С намерением объясниться с читателями Гоголь работает над «Исповедью автора» и статьей «Искусство — это примирение с жизнью». В начале 1848 года он совершил паломничество из Неаполя на Святую землю, где Святые Тайны соединяются у алтаря Гроба Господня.
В апреле 1848 года Гоголь вернулся в Россию и, проведя лето в родной Васильевке, приехал в Москву, где остановился в Погодине. Ф. Чижов, встретивший Гоголя в Киеве в 1848 году после возвращения из Иерусалима, вспомнил, как он тогда сказал ему: «…Те, кто сильно привыкли к римской жизни, могут любить Москву только после Рима». В 1850 году Гоголь писал А.Стурдзе от Васильевки: «Я бы ни за что не уехал из Москвы, которую так люблю. На самом деле, Россия все ближе ко мне. Кроме обладания Родиной, есть нечто еще более высокое, чем Родина, как если бы это была страна, из которой она ближе к небесной родине». В 1851 году, в день празднования двадцать пятой годовщины царствования императора Николая I, на смотровой площадке Пашковского дома в Москве — и с видом на празднично освященную столицу — Гоголь сказал: «Как это зрелище напоминает мне о вечном городе».
В конце 1848 года писатель Погодин переехал к графу А. П. Толстому на Никитский бульвар. Дом на Никитском бульваре, который принадлежал графу Толстому (впоследствии главному прокурору Священного Синода) и стал последней земной резиденцией Гоголя (сегодня в этом доме установлен мемориал, посвященный памяти писателя). В 1849 г. читает в Смирнове, Шевирёве, Аксакове главы второго тома «Мёртвые души», встречается с Арчимом Фёдором (Бухаревым). С 17 по 19 июня 1850 года, по дороге на родину Гоголя, он впервые посещает пустыню Оптина. Летом того же года он живет в Васильевке, на зиму переезжает в Одессу, где планирует новое издание своих работ. Весной 1851 года Гоголь в последний раз приезжает в Васильевку и 2 июня, возвращаясь в Москву, вновь посещает пустыни Оптины. Осенью 1851 года Гоголь намеревался посетить Святую гору Афон.
В июле — начале августа 1851 года Гоголь прочитал под великой тайной новые главы второго тома «Мёртвые души»; в сентябре, перед неудачным новым путешествием на родину — начало книги о Божественной Литургии. 22 сентября он уехал из Москвы в Васильевку и вернулся в Москву около 27 сентября, в третий раз посетив пустыню Оптина 24 и 25 сентября. Через несколько дней, 1 октября, Гоголь посетил Троице-Сергиеву лавру, где встретился со студентами Московской духовной академии. 5 ноября 1851 года в квартире графа А. П. Толстого он зачитал московским писателям и художникам из «Ревизора».
26 января 1852 г. скончалась Е. М. Хомякова (жена А. С. Хомякова и сестра Есикова), которая произвела на Гоголя глубокое впечатление. 7 февраля 1852 г. он отправился в свою бывшую приходскую церковь, исповедался и принял Святое Причастие Тайн Христовых. В ночь с 11 на 12 февраля он сжигает рукописи второго тома «Мертвых душ» (черновики отдельных глав этого тома были обнаружены в его работах вместе с рукописями «Размышлений о Божественной литургии» после смерти писателя). 18 февраля 1852 года Гоголь собрался и вновь был ознакомлен со Святыми Тайнами. Смерть писателя последовала 21 февраля 1852 года, около 8 часов утра. Накануне вечером, поздно вечером, он сказал вслух: «Быстрее, поднимитесь по лестнице! «, и последними словами, которые он сказал в полном сознании, были: «Как сладко умирать! «
Гоголь Николай Васильевич (1809 — 1852 г. г.), прозаик, драматург, критик. Николай Гоголь родился 20 марта (1 апреля 2012 года) в Великих Сорочинцах Миргородского уезда Полтавского воеводства, сын семьи бедного землевладельца. Свои детские годы он провел в имении своих родителей Васильевка, недалеко от села Диканька, на грани легенд, сказок и исторических преданий. Его отец, Василий Афанасьевич, сыграл роль в воспитании будущего писателя, он был страстным поклонником искусства, любителем театра, автором стихотворений и остроумных комедий.
После домашнего обучения Гоголь провел два года в Полтавской уездной школе, затем поступил в Нижнюю гимназию, которая, как и Царскосельский лицей, была создана для детей губернской знати. Здесь он учится играть на скрипке, красит, принимает участие в комических спектаклях. Когда он думает о своем будущем, он останавливается на правосудии и мечтает «остановить несправедливость».
Окончив Нищинскую гимназию в июне 1828 г., в декабре 1828 г. он отправился в Петербург в надежде начать широкий круг деятельности. Получить услугу не удалось, первые литературные прослушивания прошли безуспешно. Разочарованный, летом 1829 года уехал за границу, но вскоре вернулся. В ноябре 1829 года он получает место небольшого государственного служащего. Серую жизнь чиновника скрасили занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Его также сильно привлекала литература.
В 1830 году в журнале «Отечественные записки» был опубликован первый роман Гоголя «Басаврюк», который впоследствии был переработан и стал рассказом «Вечер в канун Ивана Купалы». В декабре в альманахе Дельвига «Северные цветы» публикуется глава из исторического романа «Гетман». Гоголь подходит к Дельвигу, Жуковскому, Пушкину, с которыми дружба имела большое значение для развития общественного мнения и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин познакомил его со своим кругом, где посетил Крылова, Вяземского, Одоевского, художника Брюллова, дал ему сказки для «Инспектора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — все, что я видел перед собой, это Пушкин…» Его вечное и непреложное слово было дорого моему сердцу».
Литературную славу Гоголю принесли «Вечера на хуторе под Диканькой» (1831 — 32), рассказы «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и другие. В 1833 г. он решил посвятить себя научно-педагогической работе и в 1834 г. был назначен доцентом кафедры всеобщей истории Санкт-Петербургского университета. Изучение работ по истории Украины легло в основу идеи «Тарас Бульба». В 1835 году он покинул университет и полностью посвятил себя литературной деятельности. В том же году вышли в свет романы «Миргород», в том числе «Старосветский мир», «Тарас Бульба», «Вий» и др. и «Арабские» (на темы петербургской жизни). Повесть «Шинель» стала важнейшим произведением петербургского цикла, проект которой был зачитан Пушкину в 1836 году и завершен в 1842 году. Во время работы над романами Гоголь пробовал свои силы в драме. Театр казался ему большой силой, которая имеет исключительное значение в народном образовании. В 1835 году был написан «Инспектор», а уже в 1836 году он был назначен в Москву при участии Щепкина.
Вскоре после постановки «Ревизора», на которого охотились реакционная печать и «мирская чернь». Гоголь уехал за границу, обосновался сначала в Швейцарии, затем в Париже и продолжил работу над «Мертвыми душами», начатую в России. Новость о смерти Пушкина нанесла ему ужасный удар. В марте 1837 года он поселился в Риме. По прибытии в Россию в 1839-40 годах он прочитал друзьям главы из первого тома «Мертвые души», который был завершен в Риме в 1840-41 годах.
По возвращении в Россию в октябре 1841 г. при поддержке Белинского и др. Гоголю удалось напечатать первый том (1842 г.). Белинский назвал эту поэму «социальным, общественным и историческим творением, глубоко погруженным в размышления».
«Мертвые души»
Работа над вторым томом «Мертвые души» совпала с глубоким духовным кризисом писателя и отразила прежде всего его сомнения в эффективности вымысла, поставившего Гоголя на грань отказа от своих прежних созданий.
В 1847 г. он опубликовал «Избранные места из переписки с друзьями», которую Белинский раскритиковал в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционера.
В апреле 1848 года, после путешествия в Иерусалим, в Гроб Господень, он наконец вернулся в Россию. Он жил в Санкт-Петербурге, Одессе и Москве и продолжил работу над вторым томом «Мертвые души». В 1852 году у Гоголя начались встречи с фанатиком и мистиком протоиереем Матвеем Константиновским.
11 февраля 1852 года писатель, находясь в тяжелом душевном состоянии, сжег рукопись второго тома стихотворения. Утром 21 февраля Гоголь скончался в своей последней квартире на Никитском бульваре.
Заключение
Гоголь был похоронен в Донском монастыре. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.
Использованы материалы книги: русские писатели и поэты. Короткий биографический словарь. Москва, 2000.
1809 г., 20 марта (1 апреля) — Н. В. Гоголь родился в селе Сорочинцы Полтавской бухты в семье небогатого украинского землевладельца. Детство провел в семье родителей в имении Васильевка Миргородского района.
1818-1819 — учился в Полтавской уездной школе.
1821-1828 — учился в Нижнесинской гимназии для получения высшего образования.
1828 — переехал в Петербург, где работал государственным служащим до 1831 года. Ранний литературный опыт относится к времени, проведенному в гимназии. В 1829 году он опубликовал романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алова, которая была достойна подражания. В 1830 году он опубликовал в журнале «Отечество отмечает» рассказ «Вечер в канун Ивана Купалы», первую часть цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2 части, 1831-32). В романах этого цикла («Сорочинская ярмарка», «Майенначт одер Эртринкенде Ночь», «Schreckliche Rache» и др.) он создал поэтический образ Украины, основанный на фольклорных мотивах, которые он очертил национальным характером.
1831 год — знакомство с Пушкиным, который с энтузиазмом говорил о «вечерах…».
1835 — Издаются сборники «Миргород» (романы «Старосоветские помещики», «История ссоры между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем», «Вий», особое место занимает историческое повествование «Тарас Бульба», идея которого связана с гоголевскими исследованиями в области истории и преподавания в Университете Святого Ивана Ивановича. Петербург в 1834-35 гг.) и «Арабские» («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», рядом с ним, опубликованы в журнале «Современный» сатирический роман «Нос»). К последним относятся так называемые «петербургские истории».
1836 — комедия «Ревизор» была поставлена в Александрийском театре в Петербурге.
1836 г. — выезжает за границу, встречается с Мицкевичем, художником Ивановым, работает над «Мертвыми душами», начата в 1835 г. по совету Пушкина.
1842 — выходит в свет первый том «Мертвые души» и повесть «Шинель».
В 1940-е годы связь Гоголя со славянофилами углубилась, что наиболее ярко выражено в книге «Избранные места из переписки с друзьями» (1847 г.).
1848 — Возвращение в Россию, работа над вторым томом «Мертвые души».
1852 г., 21 февраля (4 марта) — Н. В. Гоголь скончался в Москве, уничтожив второй том «Мёртвых душ» за несколько дней до смерти.
Список литературы
- Гиппиус В. В. Гоголь. Л., 1924.
- Вересаев В. В. Гоголь в жизни. М., 1990.
- Николай Гоголь // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1996.