Для связи в whatsapp +905441085890

Реферат на тему: Театр

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Компьютерные вирусы и антивирусные программы
  2. Реферат на тему: Самбо
  3. Реферат на тему: Глобальное потепление
  4. Реферат на тему: СПИД чума 21 века
Реферат на тему: Театр

Введение

Театр — это вид искусства, который художественно исследует мир через драматические действия, исполняемые актерами на глазах у зрителей.

Главным элементом театрального зрелища является сценическое действие в исполнении творческого коллектива. Общее театральное произведение включает в себя содержание автора, чтение режиссера, выступление актера с участием музыки, хореографии, художественного оформления. Театр сочетает в себе различные жанры сценического искусства — будь то драма или балет, опера или пантомима.

Театр не всегда был таким, каким мы его знаем. За свою долгую историю она изменилась не раз. Истоки театрального искусства восходят к религиозным образам и карнавальным актам, где доказало свою ценность взаимодействие различных искусств — литературы, музыки, хореографии, изобразительного искусства. Театр как вид искусства живет в свое время, в конкретной исторической реальности, и должен быть понятен зрителям.

Цель викторины — увидеть театр как вид искусства.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. рассмотрим искусство театра.
  2. Рассмотрим краткую историю театра.
  3. посмотреть на развитие древнего театра
  4. открыть для себя происхождение важнейших театральных жанров.
  5. рассмотреть значение фигуры режиссера и актера, системы К.С. Станиславского

Предмет тестовой работы — история искусств.

Тема — театральное искусство.

Теоретической основой работы стали научные исследования местных авторов, таких как Радугин А. А., Быстрова А. и другие.

Театральное искусство

Театр — «внутренний синтез эпохи» (В. Мейерхольд). Театр — это особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга, режиссера, художника, композитора и актера. Существует два взгляда на сценическое искусство: театр — «смешанное искусство» (Р. Вагнер) и театр — «отделенное существо» с семиотическими (знаковыми), эмоциональными и эффективными функциями. (Г. Спет). В театре реализация «новой реальности» происходит через спектакль (П. Флоренский). Театр — это закрытый мир, концентрированная вселенная.

Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр имеет свои особенности. Это искусство синтетическое: пьеса (спектакль) состоит из текста пьесы, произведения режиссера, актера, художника и композитора. В опере и балете музыка играет решающую роль.

В основе театрального представления лежит текст, например, пьеса для драматического спектакля. Даже в сценических постановках, где нет слова как такового, необходим текст; особенно в балете, а иногда и в пантомиме, есть сценарий — либретто. Процесс работы над спектаклем заключается в переносе драматургического текста на сцену — своего рода «перевод» с одного языка на другой. Это превращает литературное слово в сценическое. Театр предлагает свой собственный способ восприятия окружающего мира и, соответственно, свои художественные средства. Перформанс — это специальное действие, выполняемое в сценическом пространстве, и особенное, в отличие от музыки, например, образное мышление.

Актер реализует сюжет пьесы. Актер включает действие и придает театральность всему, что происходит на сцене. Декорации создают на сцене интерьер помещения, пейзаж, вид на городскую улицу, но все это останется мертвым реквизитом, если только актер не вдохновит вещи своим сценическим поведением.

И наоборот, самые условные знаки окружающей среды (вплоть до простейших досок с надписью «сад», «лес», «дворец», как это было в шекспировском театре) исцелят художественную жизнь, если актер превратится в персонажа пьесы и будет действовать как человек на сцене при предложенных обстоятельствах. Актерские навыки требуют особого таланта — наблюдения, внимания, умения подбирать и обобщать жизненный материал, воображения, памяти, темперамента, средств самовыражения (дикция, разнообразие интонаций, мимикрия, скульптура, жесты). В театре акт творения (создание картины актером) происходит на глазах у зрителя, что углубляет психическое воздействие на него.

В кино зритель видит результат творческого процесса, в театре — сам процесс. Это то, что делает выступление таким особенным. Каждое дальнейшее исполнение роли, которую актер обогащает новыми жизненными наблюдениями, размышлениями, учитывает опыт общения со зрителями. Актер может выразить жизнь только через себя, только через свою пластичность и интонацию, он присваивает и передает опыт взаимоотношений многих людей, превращает себя в персонажа. Театр является менее массовым искусством, чем кино, и не может воспроизводить свои спектакли без художественных потерь с помощью кино или телевидения (исчезает живой контакт между актером и зрителем).

Театральность — это специфическая характеристика сцены, особая система поведения, особый способ художественного мышления. Театральность делает спектакль праздничным. Праздничность в природе театра. Театральность включает в себя пьесу, которая завершает художественную загадку перехода конкретного человека (актера) в художественный образ (фигуру). Имитация как не творческое поведение противопоставляется игре как свободной творческой жизненной стратегии. Игра присуща всем видам искусства, но в театре она перерастает в принцип художественного мира и построения произведения. В театре пьеса вписывается в условное пространство сцены. К спектаклю в театре добавляется игривый диалог между зрителем и сценой. Пьеса, происходящая в пространстве сцены, иногда перетекает в зрительный зал (расширение сценического пространства). Сцена в одних театральных системах — «окно», в других — «зеркало», в третьих — «экран», «киноглаз».

Театр — это сообщение, которое разворачивается в пространстве сцены и течет во времени; это семиотическая (знаковая) система. В нем творчество — это сочетание знаков и переход от одной знаковой системы к другой (перекодирование информации). Система знаков театрального языка включает в себя как вербальные (язык звучания), так и невербальные знаки: знаковые указатели (например, гром в сцене грозы в пьесе Шекспира «Король Лир»; в то же время это знак-символ, поскольку этот знак несет информацию о трагическом положении героя), а также знаковые знаки (образ сцены) и знаковые символы (например, изображение чайки на занавесе МХАТ). Театр — это информационная полифония, организованная динамика сценических знаков. Зритель получает одновременно шесть или семь сообщений из декораций, костюмов, освещения, размещения актеров в пространстве, их жестов, мимики и языка.

В театре есть сложный реципиент — зрители. Он не изолирован, он — часть аудитории. Аудитория находится в области взаимной индукции, эмоционально и интеллектуально. В театре человек находится в эстетически игривой позиции. В театре зритель воспринимает смысл спектакля и его визуального контрагента.

Театр оказывает влияние на зрителей двумя способами:

  1. «Эффект присутствия».
  2. Катарсис.

Театр синтетический и включает в себя музыку, танцы, прикладное искусство (реквизит: посуда, костюмы), а также живопись, скульптуру, архитектуру (декорации), иногда кино.

Краткая история развития театра

Театральное искусство восходит к древности, к тотемическим танцам, ритуальной имитации звериных привычек, совершению обрядов с использованием специальных костюмов, масок, татуировок и окраски тела. На ранних этапах развития театра драматурги и исполнители объединялись в одном лице.

В древности на представления собирались до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектаклей разворачивалось в лоне природы, как будто оно оставалось событием самой жизни. Это придало древнему театру естественность и живость.

В средние века театр развивался в формах, восходящих к литургической драме, которая исполнялась во время службы. В XIII-XIV веках из богослужения возникли жанры, отделенные от богослужения — тайны, чудеса, эти церковные произведения проникают в народные мотивы и спектакли. Формы народного театра исполняются как светским творчеством, так и в виде уличных представлений бродячими актерами. В XV веке рождается самый демократичный жанр средневекового театра — фарс, остроумно изображающий жизнь и нравственность современников.

В эпоху Возрождения популярные формы театрального искусства пропитались гуманизмом (итальянская маскарадная комедия), театр стал философским, средством анализа состояния мира (Шекспир), инструментом социальной борьбы (Лопе де Вега).

Театр классицизма (17 век) — современное искусство своей эпохи, основанное на нормативной эстетике (Буало) и рационалистической философии (Декарт). Она основана на драматургии великой трагедии («Расин», «Корнель») и великой комедии («Мольер»), утверждающей идеальных героев и насмехающихся над ними пороков. Актеры воплощают универсальные характеристики персонажей, пренебрегая при этом их историческими и национальными особенностями. Театр классицизма находится в центре художественных интересов двора и потребностей зрителей.

В XVIII веке Век. театр пронизан воспитательными идеями (Дидро, Лессинг), он становится средством социальной борьбы третьего класса с феодализмом. Актеры пытаются выразить социальную позицию персонажа.

В первой половине XIX века распространился романтический театр. Она характеризуется повышенной эмоциональностью, лиризмом, мятежным пафосом и характерна при изображении персонажей.

В 1930-х годах критический реализм стал доминирующей тенденцией в театре. Это направление развивалось на основе драматургии Гоголя, Островского, а позже Чехова, Ибсена, Шоу. Театр стал глубоко национальным и демократизированным, развивались его массовые и народные формы. Есть театры для простых людей: «Бульвар» (Париж), «Маленький» (Нью-Йорк), пригородный театр (Вена).

Русское сценическое искусство XIX века — это театр реализма, острых социальных проблем, критического отношения к действительности, сатирической репрезентации, типизации жизни, психологического анализа личности.

В первой трети ХХ века в театре была проведена большая реформа: театр пришел к режиссеру. Это завоевание двадцатого века. Режиссеры Станиславский, В. Мейерхольд, М. Райнхардт, А. Аппиа, Х. Крейг, Л. Курбас создали новые научные теории оленеводства. В настоящее время основным принципом выступления является ансамбль. Режиссер руководит этим ансамблем (труппой), интерпретирует идею драматурга, воплощает пьесу в спектакле и организует весь ход спектакля.

Древний театр

Концепция древнего театра включает в себя историю Древней Греции, театр эллинистического периода и театр Древнего Рима.

Театр занимал большое место в жизни греческого полиса. Выступления длились три дня во время фестиваля Диониса в январе и марте. В эти дни авторы представили сразу три трагедии, конкурируя друг с другом. Специальных помещений для театра не было: на склоне Акрополя были сняты скамейки для зрителей, а внизу, перед сценой, была установлена круглая платформа — оркестр. Поскольку сцена была далека от зрителей, актеры (женские роли играли мужчины, женщины действовали только в мимике) надевали маски, указывающие на тип персонажа: женщина, старик, король и другие. Для того, чтобы зрители хорошо видели актеров, в театре использовали специальную обувь на высокой подошве (иногда 25-50 см) — котурний, а актер жестовал энергично. Сценическая речь была торжественной и содержательной, текст произносился голосом особого звучания и с особыми интонациями, отличающимися от повседневного языка. В этом заключалась сила и неотразимость влияния театра на каждого человека, и политика Афин платила за каждого бедного гражданина, чтобы все жители могли присутствовать на театральных представлениях, которые были частью праздничного ритуала.

Греческий театр помимо хорового пения ассоциировался с ораторским мастерством, так как события на сцене практически отсутствовали: хор, корифея (хормейстер), актер-декламатор, который передавал сообщения хору, обменивался репликами с хором, светила, комментировал все, что обсуждалось, — все они просто рассказывали о событиях, описывали их, давали зрителям возможность наблюдать, решать, на чьей стороне справедливость. В зависимости от того, что говорит актер хора, меняется настроение хора, а вместе с ним и настроение зрителей. Но перед зрителями не было никакого действия. Речь шла о подвигах богов и героев, о войнах и героических поступках. Долгое время на сцене был только один актер, кроме хора и корифея, позже их число увеличилось.

В III-II веках до н.э. театр в Риме играет большую роль, сюжет пьес заимствован у греков, но персонажи имеют римское происхождение.

С этрусками и римлянами, как и со всеми народами, существовали ритуальные и культовые песни и игры, был также театр популярной комедии из этрусских театральных истерик, греческая пантомима была близка к популярному театру «Афилан» (из города Ателла) с постоянной актерской маской: шут Буккон, шут Мак, простак Папа Римский, хитрый Доссен. Поскольку театральное представление не было связано с культом божества, а было направлено на праздники, цирковые представления, гладиаторские бои, триумфы и погребения государственных деятелей, освящения храмов, римский театр имел прикладной функциональный характер. Римская республика, а тем более империя, была государством олигархического типа, поэтому развитие культурной жизни шло по другому пути, что также повлияло на театр. В таких условиях он не мог отпустить свои глубокие корни. Что отличалось, как и в Греции, так это статус актера. В отличие от Греции, он не был полноправным членом общества, и его профессия презиралась.

Организация римского театра имела свои особенности. Хор не принимал участия в спектакле, актеры не носили масок. Проблемы римских драматургов не достигли нравственной вершины греческой древности. Только два драматурга полностью пришли в наше время: Плавта и Теренс, комедианты, один из которых пришел из низших слоев общества, а другой был рабом, брошенным своим хозяином на произвол судьбы талантов. Сюжет их комедии взят из пьес Новозаветной комедии, ее главный герой — умный, любопытный раб. Трагический жанр представлен только произведениями философа Сенека-тауки, написавшего пьесы на мифологические темы для узкого круга избранных, которые, строго говоря, не имеют никакого отношения к театру.

С утверждением Римской империи пантомимы очень распространены. Тем не менее, римская драматургия оказала большое влияние на драматургию нового периода классицизма: Корнеля, Расина (в пост-античной Европе греческий был известен лишь немногим).

Происхождение рода

Водевиль — это своего рода комедия с поющими парами и танцами. Он возник во Франции, с начала XIX века распространился по всей Европе. Лучшие комедии характеризуются пылким весельем, текущим представлением реальности.

Драма — один из ведущих жанров драмы, начиная с Просвещения, который изображает мир реального человека в его остром конфликте, но не в отчаянных отношениях с обществом или с самим собой. В XX веке драма характеризовалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, изучала психологию человека.

Комедия — это своего рода драма, в которой сюжет и персонажи интерпретируются в комической форме. Как и трагедия, в Древней Греции она берет свое начало от обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследующая человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения народа. Лучшие образцы этого жанра характеризуются «бескомпромиссным» анализом, остротой и смелостью в насмешках над пороками общества. В разных странах существовали разные версии комедии. Известная «научная» комедия итальянских гуманистов и испанская комедия Лопе де Вега и Кальдерона, английская комедия эпохи Возрождения, французская комедия эпохи Классического Просвещения, русская реалистическая комедия. По принципу организации сюжет характеризуется комедией персонажей, позиций и идей. По типу комедии сюжет может быть бытовым и лирическим, по характеру комедии — юмористическим, сатирическим.

Мелодрама — игра с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким контрастом между добром и злом, моральной и поучительной тенденцией. Он появился в конце XVII века во Франции, в России — в 20-х годах XIX века.

Мим — комедийный жанр в старинном народном театре, короткие импровизационные сцены с сатирико-развлекательным характером.

Тайна — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Тайны были представлены на городских площадях. Религиозные сцены в них чередовались с интерлюдиями.

Монодром — драматическое произведение в исполнении актера.

Моралистические пьесы — жанр западноевропейского театра XV-XVI веков. Это были аллегорические, самодостаточные драмы, которые исполнялись такими профессионалами, как менестрели или жонглеры. Как правило, пьесы интерпретируют жизнь человека. Среди аллегорических персонажей были такие фигуры, как смерть, обжорство, добрые дела и другие пороки и добродетели.

Морально-музыкально-сценические произведения, в основном комического характера, используя средства поп- и хаус-музыки, драмы, хореографии и оперы, этот жанр стал популярным в США в конце XIX века.

Пасторальный — опера, пантомима или балет, действие которых связано с идеализированным образом пасторальной жизни.

Соит — комический и сатирический жанр французского театра XV-XVII века, своего рода фарс.

Трагедия (в переводе с греческого — «песня козлов») — это своего рода драма, пронизанная пафосом трагедии. В древности она отражала непосредственную жизнь героев трагических событий, сюжет превалировал над сюжетом. В эпоху Возрождения пьесы отбрасывались как обязательная сюжетная единица, часто сочетая трагическое с комическим. Позднее трагедия была строго регламентирована: снова царило единство сюжета, места и времени; было разделение комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Острые социальные конфликты, фундаментальные экзистенциальные проблемы и столкновения между личностью и судьбой и обществом составляют основу трагедии. Трагические столкновения обычно разрешаются смертью героя.

Трагикомедия — драматическое произведение с признаками как комедии, так и трагедии. Она основана на чувстве относительности существующих критериев жизни; драматург видит одно и то же явление и в комическом, и в трагическом освещении, столь характерном для 20-го века.

Фарс — 1) своего рода средневековый западноевропейский народный театр бытовой комедии, но сатирического характера, существовавший в XIV-XVI вв. Рядом с немецким фастнатом, итальянской «Комедией дель Арте» и др.; 2) в театре XIX-XX вв. Comedy Variety легкое содержание с чисто внешними комическими техниками.

Экстравагантность — жанр театральных постановок, в котором для фантастических сцен используются сценические эффекты. Развивается в Италии в XVII веке.

Флиаки — популярные театральные постановки в Древней Греции, особенно распространенные в греческих колониях в III — IV веках до н.э.: короткие импровизационные анекдоты из повседневной жизни о счастливых приключениях богов и героев.

Значение фигуры режиссера и актера

Долгое время главным героем в театре был актер, а режиссеру отводилась вспомогательная роль. Иногда великие актеры могли договориться друг с другом и сформировать сценический ансамбль, выработать общий тон и придать спектаклю определенное единообразие. Если бы у автора пьесы были определенные педагогические и сценические направления, он мог бы помочь актерам, стать их наставником и объединить их. Но это был вопрос случая. То, что мы сейчас называем «художественной целостностью пьесы» или «лицом театра» — все это было факультативным сценическим законом.

Но со временем театр развивался, и требования к нему росли. Зрителям хотелось увидеть весь гармоничный мир спектакля, где все гармонично: актеры, сценическая атмосфера, ритм и цвета. В театре нужен был особенный человек — тот, кто отвечает за все, знает все и знает все. Директор стал этим человеком. В современном понимании режиссер — это не только интерпретатор пьес, но и организатор театрального процесса, идеолог театра.

Первый завершенный зрелый режиссерский театр появился в России в конце 1990-х годов XIX века и был основан К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. Директора следующих поколений, студенты и преемники — В.Мейерхольд и Е. Немирович-Данченко — слева от стен этого же театра. Вахтангов. Все вместе они стали строителями русского и советского театра, светилами мировой театральной культуры.

В 20 веке театральная практика обогатилась многими экспериментальными формами: театр абсурда, камерный театр, политический театр, уличный театр и др.

Станиславская система К.С.

Станиславский разработал и внедрил в художественную практику принципы действия в театре опыта. Система Станиславского дала ключ к осознанному овладению творческим процессом и предложила такое сценическое поведение, которое приводит к превращению актера в образ (метод физического действия: истина сценического действия актера вызывает истину чувств). В. Мейерхольд и Е. Мейерхольд. Вахтангов сделал его принципом «отчуждения» актера от своей роли: актер и образ не сливаются, а между ними остается расстояние, позволяющее актеру выразить свое отношение к герою. В спектакле «Принцесса Турандот» в театре Вахтангова открылась новая возможность: актер и герой затем слились в один образ, а затем снова разошлись.

Главный принцип системы Станиславского — главный принцип любого реалистического искусства — правда жизни. Это основа всей системы.

Пять основных принципов системы КШ Станиславского, которые должны быть основаны на профессиональной (сценической) подготовке советского актера:

  1. Принцип истины жизни;
  2. Принцип идеологической деятельности искусства, нашедший свое выражение в доктрине сверхзадачи;
  3. Принцип, по которому действие как агент сцены переживает и как основной материал в искусстве актера;
  4. Принцип органического творчества актера;
  5. Принцип творческого преобразования актера в образ.

Заключение

Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр имеет свои особенности. Это искусство синтетическое: пьеса (спектакль) состоит из текста пьесы, произведения режиссера, актера, художника и композитора. В опере и балете музыка играет решающую роль.

Театральное искусство уходит корнями в глубину. На ранних стадиях развития театра драматург и исполнитель объединялись в одном лице.

В древности на представления собирались до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектаклей разворачивалось в лоне природы, как будто оно оставалось событием самой жизни. Это придало древнему театру естественность и живость. В средние века театр развивался в формах, которые можно проследить по литургической драме, которая исполнялась в контексте службы. В эпоху Возрождения популярные формы театрального искусства пронизаны гуманизмом (итальянская маскарадная комедия), а театр приобрел философский характер. Театр классицизма основан на драматургии великой трагедии («Расин», «Корнель») и великой комедии («Мольер»), утверждая идеальных героев и насмехаясь над пороками. В первой половине XIX века распространился романтический театр. В тридцатых годах XIX века критический реализм становится доминирующей тенденцией в театре. В первой трети 20 века театр претерпел Великую Реформу: в театр пришел режиссер.

Долгое время главным героем в театре был актер, а режиссеру отводилась вспомогательная роль. В современном понимании режиссер — это не только интерпретатор пьес, но и организатор театрального процесса, идеолог театра.

Станиславский разработал принципы действия в Театре опыта и применил их на практике в искусстве. Система Станиславского дала ключ к осознанному овладению творческим процессом и предложила такое сценическое поведение, которое приводит к трансформации актера в образ.

Список литературы

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник/Й.Б. Борев-М, Выш. шк. 2003 . — — 511с.
  2. Мир культуры Быстровой А.Н. (основы культурологии). Учебник. 2-е издание, исправлено и дополнено — М.: Издательство «Федор».
  3. Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство «СКЕА», 2002. — 712 с.
  4. Эстетика Радугина А.А.. — М.: Центр, 2004-240 с.
  5. Заава БЕ. Актерское и режиссерское мастерство. — Изд. 3, pp. и dop. — М.: «Разведка», 1972г. — 334 с.
  6. Радугин А.А. Культурология. — М.: Центр, 2004. — 304 с.