Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Древняя Греция
- Реферат на тему: Магнитное поле
- Реферат на тему: Африка
- Реферат на тему: Стихийные бедствия
Введение
Особое место в системе психологических знаний занимает психология личности. Выдающийся психолог Б.Г. Ананьев писал об основных характеристиках человека и их развитии: «Проблема личности, являющаяся одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, функционирует как исследование особенностей психических характеристик и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных отношений, статуса и ролей личности в различных сообществах (социальная психология), субъекта социального поведения и конкретных личностных типов.
Еще один выдающийся психолог, лучший друг. Ломов, назвав категорию личности фундаментальной для психологической науки и указав на многомерность этого понятия, поставил задачу теоретического синтеза данных, собранных в различных психологических дисциплинах (иногда, по его словам, весьма спорных), задачу «…раскрыть интегральные качества человека, понять их как организованную целостность…». «и объективная основа этого»… интегральные психологические черты, характеризующие человека как личность, как личность и как личность… «.
Обращаясь к методологическим проблемам теории личности в российской психологии, он отметил, что задача состоит в том, чтобы «…исследовать организацию личностных признаков в единой структуре и, прежде всего, выявить те из них, которые считаются системообразующими». И для этого необходимо: «… чтобы сначала рассмотреть вопрос о происхождении имущества человека. Интеллектуальные свойства человека не могут быть выявлены иначе, чем системные свойства, т.е. необходимо рассматривать индивида как элемент системы, т.е. общества. С другой стороны, особенностью теории систем является взаимное преобразование таких терминов, как «элемент», «система», «подсистема», «надсистема»: «…систему можно рассматривать как элемент системы более высокого порядка, а элемент — как систему (с детальным анализом); отношение к системе определяется не только ее содержанием, но и точкой зрения исследователя, его позицией, задачей… «. Поэтому сам человек должен рассматриваться как единая система. Однако, знать объект как целостную систему»… требуется не менее трех различных уровней ее описания: с точки зрения присущих ей внешних, интегральных свойств; с точки зрения ее внутренней структуры и вклада ее составляющих в формирование интегральных свойств системы; с точки зрения понимания этой системы как подсистемы более комплексной системы… «.
Знание индивидуальных личностных качеств, которые остаются скрытыми от внешнего наблюдения, преподавателей, руководителей и консультантов имеет важнейшее значение для успеха обучения, подготовки и профессиональной деятельности.
В зависимости от характера темперамента, хода нервных процессов, акцента на характер, степени тревожности и психоэмоциональной устойчивости к различным, порой противоречивым методам, осуществления педагогических воздействий или организации труда должны быть в процессе развития.
Не менее важно учитывать индивидуальные черты личности, чтобы оптимизировать профессиональную деятельность. Знание индивидуальных личностных качеств необходимо для выбора карьеры, подбора персонала, оценки персонала и формирования резервов, профессиональных консультаций, профориентации.
Понятие личности
Личность — это общежитие и научный термин для человека: 1) человеческая личность как субъект взаимоотношений и сознательной деятельности (человек в самом широком смысле этого слова), или 2) устойчивая система социально значимых характеристик, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общины. Хотя эти два термина — индивидуальность как целостность индивида (лат. персона) и индивидуальность как его социально-психологический облик (лат. резулита) — совершенно разные по терминологии, иногда они используются как синонимы.
Определяется существенная характеристика личности и ее основные черты:
- содержание мировоззрения человека, его психологическая натура;
- степень целостности мировоззрений и убеждений, отсутствие или существование противоречий, отражающих конфликт интересов различных социальных классов
- насколько человек осознает свое место в обществе;
- содержание и характер потребностей и интересов, их устойчивость и легкая взаимозаменяемость, их узость и сложность
- через специфику отношений и проявление различных личностных характеристик.
Личность настолько многогранна в своих индивидуальных психологических проявлениях, что соотношение ее различных качеств может влиять как на проявления мировоззрения, так и на поведение.
С конца 1930-х годов наблюдается активная дифференциация в психологии личности. В результате во второй половине прошлого века появилось множество различных подходов и теорий о личности. При формальном подходе к расчету количества современных теорий человека существует не менее 48 их вариантов, и каждый из них, в свою очередь, может быть оценен по пяти параметрам.
Различные определения личности:
- Личность — это совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности (А.Н. Леонтьев).
- Личность — совокупность внутренних условий, через которые нарушаются все внешние воздействия (Рубинштейн С.Ю. ).
- Человек — это социальная личность, объект и субъект социальных отношений и исторических процессов, который проявляется в общении, деятельности и поведении (целое).
- Понятие «личность» относится к человеческой личности как к члену общества, суммируя социально значимые характеристики, интегрированные в него (I.S. Kon).
- Человек — субъект публичного поведения и публичного общения (Б.Г. Ананьев).
- Человек — это человек как социальная личность, субъект знаний и объективного преобразования мира, рациональное существо с языком и умением работать (А.В. Петровский).
- Личность — человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
- Индивидуум — это совокупность индивидуальных психологических черт, формирующихся в процессе жизни и определяющих своеобразное отношение конкретного человека к себе, обществу и миру в целом (Щербатыч Ю.В.).
Психологи по-разному отвечают на вопрос о том, что такое человек, а сложность самого феномена личности проявляется в многообразии их ответов и, отчасти, в расхождении мнений по данному вопросу. Каждое из имеющихся в литературе определений личности (при условии, что они содержатся в разработанной теории и подкрепляются исследованиями) заслуживает того, чтобы быть принятым во внимание при поиске глобального определения личности.
Человек обычно определяется как личность во всей совокупности своих социальных, приобретенных характеристик. Это означает, что такие человеческие черты, которые генотипически или физиологически определены, никак не зависят от жизни в обществе и не входят в число личностей. Во многих определениях личности подчеркивается, что психологические черты человека, характеризующие его познавательные процессы или стиль его индивидуальной деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям, в обществе, не относятся к числу личностных черт. Понятие «личность» обычно включает в себя те характеристики, которые более или менее стабильны и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его действия, которые важны для людей.
Так что же такое человек, учитывая эти ограничения? Человек — это человек, который входит в систему таких психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляют себя на людях по природе общения и отношений, являются постоянными, определяют нравственные поступки человека, которые являются существенными для него и его коллег.
Помимо терминов «человек», «личность», в науке часто используются термины «индивидуум» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» заключается в следующем.
Если термин «человек» охватывает совокупность всех человеческих характеристик, присущих человеческим существам, независимо от того, обладает этот конкретный человек ими или нет, то термин «индивидуум» характеризует этого человека и дополнительно охватывает такие психологические и биологические характеристики, которые, помимо личностных характеристик, присущи и ему. Кроме того, термин «индивидуум» включает в себя как характеристики, отличающие этого человека от других людей, так и общие характеристики, присущие этому человеку и многим другим людям.
Индивидуальность — это самый узкий термин, который обсуждается. Она содержит только индивидуальные и личностные характеристики человека, такое их сочетание, которое отличает этого человека от других людей. Давайте посмотрим на структуру личности. Обычно это включает в себя способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки.
Способность относится к индивидуальным стабильным характеристикам человека, определяющим его успех в различных видах деятельности. К ним относятся характеристики, от которых зависит реакция человека на других людей и социальные обстоятельства. Персонаж содержит черты, определяющие действия человека по отношению к другим. Воля включает в себя несколько специфических черт личности, которые влияют на желание человека достичь своих целей. Эмоции и мотивация — это чувства или мотивы для действий, в то время как социальные установки — это убеждения и установки людей.
Индивидуум выражает общие черты человека как организма.
Индивидуальность выражает специфику индивида, и эта специфика может быть наследственной или случайной.
Личность является результатом процесса образования и самообразования. «Личности не рождаются, а становятся» А.Н. Леонтьева. У детей нет личности, потому что ответственность за их действия возлагается на родителей. По мнению Л.И. Божовича, можно выделить два критерия образованной личности.
Человек может считаться человеком, если в его мотивах есть иерархия в определенном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные импульсы ради другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к косвенному поведению. В этом случае предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются прямые мотивы, являются социально значимыми.
Способность сознательно управлять собственным поведением. Это лидерство основано на осознанных мотивах — целях и принципах. Второй критерий отличается от первого тем, что подразумевает сознательное подчинение мотивов. Просто косвенное поведение (первый критерий) может иметь спонтанную иерархию мотивов и даже «спонтанную нравственность»: человек может не знать, что заставило его действовать точно так же, и в то же время действовать морально. Таким образом, хотя вторая характеристика также относится к косвенному поведению, акцент делается на сознательном посредничестве. Это подразумевает существование сознания как особого экземпляра личности.
Человек — это человек, который осознает свою индивидуальность.
Шизофреники могут иметь раздвоение личности, а олигофреники — нет.
Атрибуты личности :
- Завещание.
- Свобода.
- Температура.
- Характер.
- Мотивация.
Большинство психологов сейчас согласны с мыслью о том, что человек не рождается, а становится человеком. Однако их взгляды на то, каким законам подчиняется развитие человека, существенно различаются. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности ценности общества и различных социальных групп для развития личности, законов и стадий развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.
Для каждого типа теории, рассмотренного в предыдущем разделе данной главы, существует своеобразный взгляд на развитие личности. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, как развитие защитных механизмов и как способы удовлетворения потребностей, согласованные с «Super-Z». Идея развития теории черт базируется на том, что все черты личности формируются живыми, и процесс их формирования, трансформации и стабилизации рассматривается как подчиненный другим, небиологическим законам. Теория социального обучения представляет процесс развития личности через призму формирования определенных форм межличностного взаимодействия между людьми. Гуманистические и другие феноменологические теории рассматривают его как процесс формирования «Я».
В последние десятилетия наблюдается растущая тенденция к интегрированному, целостному взгляду на индивида с точки зрения различных теорий и подходов и к интегративной концепции развития, которая учитывает последовательное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех аспектов индивида, которые были подчеркнуты в связи с различными подходами и теориями. Одним из таких понятий была теория американского психолога Э. Эриксона, в которой эта тенденция выражалась больше, чем в других.
Э. В своих взглядах на развитие Эриксон придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетического предопределения стадий, которые обязательно происходят в личностном развитии человека от рождения до конца его дней.
Самый значительный вклад Эриксона в теорию развития личности состоит в выявлении и описании восьми жизненных кризисов, которые неизбежно происходят в каждом человеке:
- кризис доверия — недоверие (в первый год жизни).
- Автономия в противовес сомнению и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
- инициирование в качестве противовеса задолженности (около 3-6 лет).
- Тяжелая работа в отличие от комплекса неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
- личное самоопределение в противовес индивидуальному серому и конформизму (от 12 до 18 лет).
- близость и общительность в отличие от личной психологической изоляции (около 20 лет).
- забота о воспитании нового поколения в отличие от «погружения в себя» (от 30 до 60 лет).
- удовлетворение жизнью в противовес отчаянию (более 60 лет).
В концепции Эриксона формирование личности понимается как изменение этапов, в каждом из которых происходит качественное изменение внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с другими людьми. В результате он как человек приобретает нечто новое, характерное для этой конкретной стадии развития, и остается в ней (по крайней мере, в виде видимых следов) на протяжении всей своей жизни.
По словам Эриксона, сами по себе личные новообразования не появляются на пустом месте — их появление на определенном этапе готовит весь процесс предшествующего личностного развития. Новые вещи могут появиться и закрепиться только в том случае, если в прошлом уже были созданы психологические и поведенческие условия.
Сформировавшись и развившись как личность, человек приобретает не только положительные, но и отрицательные качества. В единой теории практически невозможно подробно представить все возможные варианты развития личности через все возможные комбинации положительных и отрицательных новообразований. Учитывая эту сложность, Эриксон представил в своей концепции только две крайние линии развития личности: нормальную и аномальную. В чистом виде они почти никогда не встречаются в жизни, но содержат всевозможные промежуточные стадии, варианты развития личности.
Э. Эриксон выделил восемь этапов развития, один к одному из которых соответствует описанным выше возрастным кризисам развития. На первом этапе развитие ребенка определяется почти исключительно общением со взрослыми, в первую очередь с матерью. На этом этапе уже могут существовать условия для проявления будущих устремлений или исключения.
Второй этап определяет развитие таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе ребенка. Их образование также в значительной степени зависит от того, как взрослые общаются с ребенком и как с ним обращаются.
Следует отметить, что к трем годам ребенок уже приобрел определенные личные формы поведения, и здесь Э. Эриксон обсуждает в соответствии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о легитимности информации о развитии в целом, вплоть до общения и лечения ребенка взрослыми (исследования доказывают важную роль в этом процессе существенной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок уже ведет себя как маленький человек в возрасте трех лет, практически не вызывает сомнений.
По словам Эриксона, третий и четвертый этапы развития также в целом совпадают с идеями Д.Б. Эльконина и других домовых психологов. В данной концепции, как мы уже рассматривали, подчеркивается важность образовательной и трудовой деятельности для умственного развития ребенка в эти годы. Разница между взглядами наших ученых и позициями, на которых стоит Э. Эриксон, заключается лишь в том, что он концентрирует свое внимание не на формировании оперативных и познавательных способностей и навыков, а на личностных качествах, связанных с соответствующей деятельностью: Инициативность, активность и трудолюбие (на положительном полюсе развития), пассивность, нежелание работать и комплекс неполноценности по отношению к труду, интеллектуальные способности (на отрицательном полюсе развития).
Следующие фазы развития личности не представлены в теориях домашних психологов. Однако, можно с уверенностью согласиться с тем, что приобретение новой жизни и социальных ролей заставляет человека по-новому взглянуть на многие вещи, и это, безусловно, самый важный момент развития личности в старости, после юности.
В то же время, линия аномального развития личности, линия Э. фон Эриксона для этих возрастов. Оно выглядит явно патологическим, в то время как это развитие может принимать другие формы. Очевидно, что на систему взглядов Эриксона сильно повлиял психоанализ и клиническая практика.
Более того, на каждом этапе своего развития автор указывает лишь некоторые моменты, объясняющие его течение, и только некоторые личные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях развития ребенка, усвоение и использование языка ребенка игнорировалось, в основном, только в аномальных формах.
Тем не менее, в этом понятии содержится значительная часть истины жизни, и, прежде всего, оно позволяет представить себе важность периода детства во всем процессе личностного развития человека.
Наконец, мы хотели бы отметить особое положение Э. Фромма в отношении развития личности. Представляется, что он дал философски правильную трактовку целей и задач развития человеческой личности в условиях современного демократического общества. Демократия, — писал он, — это система, создающая экономические, политические и культурные условия для полноценного развития личности как личности не на словах, а на деле. Личностное развитие — это признание и реализация уникальных возможностей, доступных каждому человеку. Люди, как считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение к человеческой личности, культивирование ее уникальности, которая соответствует ее сущности и находится в гармонии с высшими нравственными и духовными ценностями, является важнейшей задачей образования.
Человек должен быть свободен эволюционировать, а свобода эволюционировать на практике означает, что она находится вне контроля высшей силы или цели, которая не является самосовершенствованием человека. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в его позитивном смысле, который связан с понятием индивидуальности. Никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив, не может манипулировать индивидуумом как личностью.
Проблема структуры личности в психологии еще более сложна, чем само понятие «личность». Б.Г. Ананьев дает достаточно подробный анализ характеристик структуры психологической личности, выделяя работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясышевой и К.К. Платонова, и отмечает, что их расхождения «в трактовке понятия структуры личности вполне характерны для современного состояния проблемы».
А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:
- Темперамент (структура природных характеристик);
- Ориентация (система потребностей, интересов и идеалов);
- Способности (система интеллектуальных, умышленных и эмоциональных качеств).
Все эти структуры являются результатом взаимосвязи психических характеристик индивида и характеризуют «стабильный, постоянный уровень активности, который, благодаря наиболее адекватному отражению неактивных стимулов, позволяет индивиду наилучшим образом адаптироваться к неактивным стимулам». В процессе деятельности характеристики связаны определенным образом в соответствии с требованиями деятельности». Кроме того, он считает, что «структура психической жизни индивида» формируется взаимосвязью между психическими процессами, психическими состояниями и психическими характеристиками индивида.
В.Н. Мясищев, напротив, придерживался двух планируемых структур и режимов функционирования психики — потенциального и процедурного. К потенциалу он отнес такие качественные особенности личности: дух, талант, характер, способности; к процессам — деятельности, опыту мышления, а их функционирование всегда диалектическая единица, в которой «о потенциале можно судить по его реализации в процессе, сам процесс определяется внутренне природой потенциала». Согласно его концепции, единство личности характеризуется ориентацией (доминирующее отношение к определенным объектам), ментальной стадией развития, динамикой личностных реакций (темперамент) и структурой личности, к которой она принадлежит»… Пропорциональность, гармония, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. связь между различными характеристиками психики или то, что в первую очередь называется характером личности». Так, по мнению Б.Г. Ананьева, с точки зрения В.Н. Мясищева, структура личности «является лишь одним из определений ее единства и целостности, т.е. достаточно частной чертой личности, интеграционные черты которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности». »
Степень интеграции в структуру личности К.К. Платонова различна.
По ряду критериев он подчеркивает динамическую функциональную психологическую структуру личности, которая состоит из четырех подструктур:
- социально обусловленные характеристики, формируемые образованием (ориентация, моральные качества);
- биологически детерминированные характеристики (темперамент, пол и возрастные характеристики, патологические органические изменения, склонности, инстинкты, простые потребности);
- личный опыт, также приобретенный в процессе обучения (объем и качество имеющихся знаний, навыков и привычек);
- индивидуальные характеристики различных психических процессов или психических функций как форм рефлексии (которые в наибольшей степени зависят от биологически детерминированных характеристик)
Кроме того, «в дополнение к этим четырем основным структурам, которые, так сказать, построены по рядкам, существуют еще две наложенные подструктуры — по характеру и способностям». Более того, К.К. Платонов описывает эту структуру как функциональную, «потому что она и целое, и составляющие его элементы рассматриваются как психические функции». Рано или поздно эта функциональная структура будет достаточно полно наложена как «психологический паттерн» на морфологическое и физиологическое строение, как на физиологическое полотно… «. Кроме того, он называет эту структуру психологической, поскольку «она обобщает психологические характеристики человека, хотя и связана с его социальными ролями».
В своих исследованиях Б.Г. Ананьев считает целесообразным не противопоставлять друг другу, а «сравнивать различные взгляды на степень интеграции личностных черт в структуру личности, поскольку конфликтующие взгляды отражают объективную сложность взаимных переходов между интеграцией и дифференциацией феноменов развития личности».
Более поздним исследованием является работа А.А. Малыщева, посвященная структуре личности.
Кроме того, необходимо учитывать наличие во всех вариантах рассматриваемых структур такого понятия «характер», определяемого (в строгом смысле) как «совокупность прочных качеств индивида, в которых выражается манера его поведения и манера его эмоциональной реакции». Кроме того, «черты характера отражают то, как человек действует, а черты характера — то, ради чего он действует».
На вопрос о связи между характером и личностью Ю.Б. Гиппенрайтер, оценивая характер как индивидуальную черту человека, утверждает, что «…теория «двух факторов» (биологических и социальных, генотипических и экологических), справедливо критикуемая по отношению к процессу развития личности…». оказывается вполне подходящим для характера как индивидуальной черты».
Большое внимание Б.Г. Ананьев уделяет этой теме и в своих исследованиях, прослеживая историю предмета еще с А.Ф. Лазурским, который, в свою очередь, рассматривал одну из закономерностей формирования характера при переходе от отношений к чертам характера. Для него» … личностные отношения и генезис формирования характера оказались категориями одного и того же порядка. Таким образом, характер представляется как «система характеристик личности, ее субъективных отношений к обществу, к другим людям, к деятельности и к самому себе, которые постоянно реализуются в социальном поведении и фиксируются в образе жизни». «Иными словами, статус и социальные функции — роль, поведенческая мотивация и ценностные ориентации, связанные с такими характеристиками, — все это характеристики человека, определяющие его мировоззрение, жизненную ориентацию, социальное поведение и важнейшие тенденции развития. В то же время «структурная интеграция отношений — это именно характер индивида».
Анализируются идеи А.Ф. Лазурского и Ю.Б. Гиппенрайтера, который отмечает: «На пути к более высоким уровням развития человека А.Ф. Лазурский таким образом постепенно исключает черты характера из характеристики человеческой индивидуальности и заменяет их личностными чертами. «Она также говорит, анализируя различные типологии персонажей, о значении задачи — понять, почему и каким образом определенные черты характера способствуют формированию определенных личностных качеств, и отмечает: «…типичность обсуждаемых сочетаний означает не предопределение личности персонажем, а лишь естественное проявление роли определенных черт характера в процессе формирования личности. »
Широкий спектр взглядов на проблему «личности» и ее «структуры» в зарубежной психологии был также изучен многими…. Ограничимся кратким обзором только самых ярких представителей, которые непосредственно интересны для нашего исследования.
Например, мнение видного американского психолога Г. Мерфи, представителя биосоциального подхода, было подробно проанализировано В.Н. Мясищевым.
H. Мерфи рассматривает биологические компоненты личности:
- физиологические предрасположенности, обусловленные наследственной и эмбриональной предрасположенностью
- Направление энергии как процесс, посредством которого мотив или концентрация энергии находит свой путь к разрядке в поведении;
- Условные рефлекторные реакции, т.е. связь между состояниями внутренних тканей и специфическими поведенческими моделями;
- когнитивные или ориентированные на будущее навыки как продукты двух предыдущих компонентов.
К социальным компонентам относятся те, которые влияют на человека:
- сигнальная система, которая «обусловливает» поведение;
- Положения и запреты, способствующие личному образованию;
- Награды и наказания;
- нормы этого общества, которые организуют процессы восприятия и познания.
В теории Зи. Фрейд, вся человеческая психика разделена на сознательную, подсознательную и бессознательную. Структура личности состоит из трех систем — «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Супер-Эго» (Супер-Эго). Так как эта структура широко известна, мы не будем вдаваться в подробности. Вспомним, что аналогичные имена, используемые в соционике для обозначения отдельных функций в Модели А, имеют совершенно иную семантику.
Что касается К.Г. Чжуна, после ДиДжей… Райгородский (см. предисловие двухтомного учебника по психологии личности), его понимание феномена «личность»… настолько сложно, что в предисловии невозможно очертить даже его понятие, сущность и смысл которого щедро «разбросаны» в 20 томах его собранных сочинений. »
Не останавливаясь на описании его теории психологических типов, которая, как известно, легла в основу соционики, здесь следует упомянуть только попытку К.Г. Юнга создать графическую модель психики. Он назначает четыре психические функции — две рациональные (мышление и чувство) и две иррациональные (чувство и интуиция) — и пишет: «Эти четыре функции, геометрически расположенные, образуют крест с осью рациональности, которая находится под прямым углом к оси иррациональности». Кроме того, К.Г. Юнг утверждал, что человек полностью определяется его собственным опытом, его обучением и влиянием на окружающую среду. По его мнению, каждый человек приходит в мир… с целостным личным эскизом… представленным от рождения» и что «окружающая среда не дает человеку возможности стать единым целым, а лишь раскрывает то, что уже было в ней [индивидууму]. К.Г. Юнг утверждал, что существует некая унаследованная структура психики, которая бессознательно проявляется в виде различных архетипов. Это формы без фактического содержания, которые организуют и направляют психологический материал. «Содержание архетипа может быть интегрировано в сознание, но не в сам архетип». Архетип не может быть устранен путем интеграции, равно как и не может быть устранен отказом принять его содержание в сознании. Архетип остается источником направления психических энергий на протяжении всей жизни, и с ним нужно постоянно иметь дело». Среди основных архетипов К.Г. Юнг классифицировал эго, человека, тень, анус (анус) и Я.
А в конце обзора — несколько слов о теории Э. Берна, который утверждает, что каждый человек имеет определенный набор поведенческих закономерностей, которые соответствуют определенному состоянию его сознания. Поэтому вполне возможно, что существуют различные состояния эго.
«… Мы попытались разделить репертуар этих состояний на следующие категории: 1) эго-состояния, похожие на родительские; 2) эго-состояния, которые автономно нацелены на объективную оценку реальности; 3) эго-состояния, которые еще действуют с момента их фиксации в раннем детстве и представляют собой архаичные остатки. Неофициальные проявления этих эго-состояний называются «родители, взрослые и дети».
Вывод
Личность является наиболее важной среди метапсихологических категорий. В него интегрированы все основные категории: индивидуальность, образ, действие, мотив, отношение, опыт.
Личность является фундаментальной категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность сформировавшихся привычек и предпочтений, психического настроения и тональности, социокультурного опыта и приобретенных знаний, совокупность психофизических черт и характеристик человека, его архетип, определяющий повседневное поведение и связь с обществом и природой. Личность также наблюдается как проявление «поведенческих масок», разработанных для различных ситуаций и групп социального взаимодействия. По мере развития человека, он может удалить не только черты своего характера.
Человек, как видно, не является конгломератом разбросанных характеристик, психических элементов. В практике общения люди видят себя более или менее целостным образом, что позволяет отличать одного субъекта от другого не только по внешнему виду, но и по внутреннему.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Структура личности // Психология личности в трудах домашних психологов. Кристоматия. / Состав. Куликов А.В. — С-Пб.: Издательский дом «Петр», 2003 . — – с. 91–95
- A. Августинавичюте Комментарий к юнгианской типологии и введение в метаболизм информации (1982) // Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 2, стр. 2-11; опять же: А. Соционика: Введение. — Санкт-Петербург, Терра Фантастика, 1995, стр. 25 — 32.
- Берн Е. Три аспекта личности // Психология личности. Т. 1. Христовоматия. — Самара: Бачача-Хаус, 1994, — с. 277-294.
- Психические процессы Веккера Л.М.. Т. 3-я тема. Опыт. Мотор. Осознание. — Л.: Издательство ЛГУ, 1983 г. — 326 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Концепция личности в работах А.Н. Леонтьева и проблема исследования характера. // Иппенрайтер МЭИ Ю.Б. Москва. Un-ta. Сер. 14. Психология, 1986, № 4, с. 7-22.
- Гюленко В.В. Какие связи были бы у Юнга. Условия внутренней устойчивости в диадеме // Соционика, ментология и психология человека, 1995, № 2, с. 17-28.
- Гуленко В.В. Структурно-функциональная модель // Соционика, метология и психология человека, 1993, № 4, с. 42-49.
- Друщинин В.Н. Экспериментальная психология. — С-Пб.: Издательский дом «Петр», 2004 г. — — 320 с.
- Ермак В.Д. Структура и функционирование психики человека с точки зрения системы. // Соционика, ментология и психология личности, 1995, № 3, с. 72-79.