Для связи в whatsapp +905441085890

Реферат на тему: Общество и природа

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Лекарственные растения
  2. Реферат на тему: Острый аппендицит
  3. Реферат на тему: Дружба
  4. Реферат на тему: Крымская война
Реферат на тему: Общество и природа

Введение

Взаимоотношения между человеком и природой — важная проблема социальной философии, и, как и любая другая философская проблема, она достаточно сложна и многогранна. Ухудшение экологической ситуации делает философское осмысление этой проблемы особенно актуальным. Следует обратить внимание на то, что в рамках социальной философии исследуется и раскрывается весь сложный и эволюционирующий спектр человеческих отношений с природой в той мере, в какой он способствует пониманию общества. Однако невозможно понять природу человеческих отношений с природой без учета социального аспекта. История философии, однако, показывает примеры повторяющихся односторонних, упрощенных вариантов решения проблемы «человек — природа» (как в контексте религиозной и идеалистической философии, так и в контексте материалистической философии).

При рассмотрении этой проблемы необходимо определить основные термины. С материалистической точки зрения, сам термин «природа» неоднозначен, диалектичен: в широком смысле слова природа — это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений; а в более узком смысле слова природа — это часть материального мира, которая не является техногенной, внутри которой есть общество и с которой оно взаимодействует, т.е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий общественного бытия. Общество — это форма совместной деятельности людей, которая является изолированной частью природы и в то же время неразрывно с ней связана. Термины «природа» и «общество» являются примерами диалектических противоположностей, они теряют свой смысл, не противопоставляясь друг другу (и это является причиной методологической неспособности полностью передать природные характеристики общества и отождествить общество с природой), и в то же время не могут рассматриваться изолированно, вне контекста (из этого аспекта возникает необходимость показать отношения зависимости и подчинения как существенную характеристику взаимосвязи общества и природы).

Изучая отношения между обществом и природой, их не следует рассматривать как чисто внешние, механически обособленные части мира, а к обществу часто относятся как к чему-то более высокому, чем природа над ним. Основной тезис материализма «Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества» следует понимать достаточно глубоко — в смысле «встраивания» природных особенностей в различные аспекты общественной жизни.

Прояснение общества как природного явления позволяет расширить и углубить понимание диалектики общества и природы. Эта диалектика представляется чрезвычайно сложным, многомерным, противоречивым и постоянно развивающимся процессом активного взаимодействия общества и природы. Вся экзистенциальная история человеческого общества неразрывно связана с природой, но в то же время не следует упускать из виду или недооценивать тот факт, что основой создания и развития общества стала собственная активная (и прежде всего материально-образовательная, т.е. природная) трудовая деятельность людей.

Диалектика природы и общества

Диалектику природы и общества можно рассматривать с двух сторон: снаружи и внутри. Первое касается отношения общества, рассматриваемого как целостная сущность, так сказать, с внешней природой, т.е. природа, окружающая человека, является его жизненным пространством. В рамках этого внешнего аспекта диалектики следует ассимилировать с такими терминами, как природная и искусственная среда, географическая среда, биосфера и ноосфера. Второй, внутренний аспект диалектики касается особенностей самой социальной жизни — здесь естественная, ставшая внутренней и неотъемлемой частью общества, и социальная, выражающая специфику социального, человеческого содержания социальной жизни, связаны друг с другом. Здесь рассматриваются проблемы противоречивого единства естественного и социального в человеке и в материальной культуре общества. Диалектика природы и общества — это развивающийся, объективный и противоречивый процесс. На основе гегелевской схемы возникновения противоречий можно выделить несколько этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс формирования общества. Она охватывает период от появления вида Homo sapiens до появления животноводства и сельского хозяйства. В этот период человек находился в гармонии с природой, не выделялся из нее и не оказывал заметного влияния на природу. Так называемая «присваивающая» экономика, включающая в себя сбор, охоту, рыболовство, была основана на примитивных орудиях труда и слабом развитии ума.

Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием животноводства и сельского хозяйства, что характеризует переход к «производящей» экономике, так как человек начал активно преобразовывать природу, производя не только орудия труда, но и средства к существованию. Однако социальное производство (строительство ирригационных систем, вырубка пахотных лесов, селекционная деятельность и т.д.) также связано с «продуктивной» экономикой. ) также имели обратную сторону, разрушительную для природы, которая до сих пор характеризовалась локализацией и ограниченными последствиями. На данном этапе разница между обществом и природой уже вполне очевидна.

Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества ознаменовано разворачивающейся промышленной революцией XVIII века. столетие в Англии. Объем материального производства значительно увеличивается, производительные силы быстро растут. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает эксплуатировать не только рабочих, но и природу. На этом этапе общество и природа действуют как антагонистические противоположности, а человек видит себя хозяином, царем природы, а природа — мастерской и неиссякаемым источником богатства.

Этот процесс завершился эпохой научно-технической революции, которая показала, что попытки человека изменить природу необоснованным, произвольным образом ограничены. ХХ век стал четвертым этапом, выявившим противоречия (по Гегелю — трансформация, смена самих противоположностей) общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества беспрецедентных по сравнению с прошлым возможностей трансформации природы и общества, с другой стороны, беспрецедентная степень разрушения как для природы, так и для общества последствий иррационального воздействия человека на природу. Необходимо радикальное изменение взаимодействия общества и природы, которое должно составлять содержание будущего, пятый этап его развития, т.е. формирование качественно новых отношений между обществом и природой.

Взаимодействие природы и общества

Природная среда — это естественное состояние общества. «История Земли и человечества — это две главы одного романа», — писал Герцен. Общество является частью большего целого — природы. Человек живет на Земле в своей тонкой оболочке, в географической среде. Это жизненное пространство человека и царство его сил. Географическая среда — это та часть природы, которая является необходимым условием жизни общества, вовлекая его в процесс общественного производства. Вне этого наша жизнь невозможна.

Взаимодействие общества и природы существовало не только в далеком прошлом, не только на первых этапах человеческого развития; эта взаимосвязь постоянно воспроизводится на каждом этапе социальной истории, в каждый момент ее существования. Диалектика природы и общества — это процесс, который в процессе своего развития расширяет круг тех природных явлений, которые человек использует в своей жизненной деятельности, углубляет уровень тех природных законов, которые человек вводит в действие. Люди могут сознательно ставить цели, изменять отношения с природой и могут ставить или не ставить задачи. Но независимо от этого, когда они человеческие существа, когда они живут, действуют, создают условия существования для себя, преобразуют и улучшают свою жизнь, то есть уже по отношению к природе.

Природа оказывает постоянное и долговременное влияние на общество, а общество оказывает постоянное и долговременное влияние на природу. Эта взаимная ориентация объективна, без постоянных и живых отношений с природой человек просто не может существовать. Поэтому постоянная забота общества об этой связи, ее постоянное поддержание в рамках определенного оптимума является приоритетной задачей общества, человечества.

Взаимодействие между природой и обществом включает в себя воздействие природы на общество и общество на природу. Природа — источник пищи. Она обеспечивает людей продуктами питания, водой, материалами для строительства домов, обеспечивает достаточное количество тепла и т.д. Природа также является источником рабочих материалов. Она обеспечивает людей металлом, углем, электричеством и т.д. Роль природы как основы жизни и средства труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху по отношению к каждой социальной общности.

Природа влияет на развитие общества и его окружающей среды. Климатические условия жизни человека, флора и фауна, географический ландшафт, температурный режим и его циклы — все это оказывает значительное влияние на жизнь общества. Достаточно сравнить развитие народов Севера и Юга. Географическая среда влияет на экономическую специализацию стран и регионов. Так что если в тундре население занимается оленеводством, то в субтропиках — цитрусоводством. Влияние географической среды на общество — это исторический феномен: чем глубже веков, тем слабее силы общества, тем сильнее его зависимость от географической среды. Ограничивает ли среда обитания общества только географическая среда? Нет. Качественно иная природная среда его жизни — это сфера всех живых существ — биосфера. В результате длительной эволюции биосферы она развилась как динамическая, внутренне дифференцированная система равновесия.

Природа во всем ее многообразии ставит перед человеческим обществом множество проблем. Наличие рек и морей способствует развитию рыболовства и других морских и речных промыслов, плодородные почвы создают условия для развития сельского хозяйства, а запасы нефти в недрах земли стимулируют создание и совершенствование средств ее добычи и переработки. Природа, обладающая определенным богатством, создает плацдарм для развития определенных качеств общественного человека, ее богатство напрямую отражается в богатстве человеческих качеств.

В то же время природа побуждает людей развиваться и совершенствоваться, даже если в регионе нет конкретного богатства, если он не может удовлетворить определенные потребности человека. В этом случае нехватка природных ресурсов побуждает людей искать компенсационные механизмы, инициирует призыв к другим качествам природы и способствует обменам между человеческими сообществами, живущими в различных регионах. Этот импульс, который в некотором роде проистекает из слабости природных возможностей, также оказывает определенное влияние на развитие общества.

Природа во всем ее многообразии форм, как в условиях наличия огромных и дешевых ресурсов, так и в условиях относительной бедности некоторых из них, всегда оказывает влияние на общество, а также на его развитие и совершенствование.

Воздействие природы на общество всегда было глобальным. Земля — общий дом всего человечества; солнечное тепло, лунный свет одинаково покрывают всех землян, атмосферная оболочка Земли, ее кислородный слой, ее функция как защитного щита от вредного космического излучения — эти и подобные природные явления универсальны, они не знают национальных границ, не знают национальных и других отличий, они одинаково влияют на всех.

Общество как фактор изменения природы

Влияние природы на общество столь же разнообразно, как и влияние общества на внешнюю природу. Прежде всего, общество в определенной степени разрушает сложившиеся природные комплексы, связи в природе. Природные ресурсы изымаются из недр земли, вырубаются леса, перекрываются плотины рек, та или иная часть животного и растительного мира так или иначе сокращается и т.д. и т.п. Все эти вторжения человеческого общества на природу, продиктованные интересами его жизненной деятельности, необходимостью удовлетворения потребностей человека, которые в определенной степени деформируют природный мир, существенно изменяют естественный ход присущих ему процессов.

В ходе своей деятельности общество не просто меняет естественные отношения и комплексы. Он деформирует, разрушает и создает одновременно. Вместо выкорчевывания лесов создаются пахотные угодья и пастбища, засеянные посевами и приспособленные для выращивания домашних животных; вместо беспорядочного движения рек создаются новые контуры рек, перекрытые плотинами; на твердую поверхность земли наносятся «социальные складки» оросительных систем, транспортные коммуникации; на месте природных территорий создаются города, села, поселки и др. Все эти изменения вписываются в уже существующие природные комплексы и взаимосвязи и становятся их неотъемлемой частью.

Компания оказывает влияние на характер и отходы своей производственной и иной деятельности. Например, человечество обязано процессом добычи угля не только живительной энергии, но и грудам вскрышных пород. Гербициды и другие химические вещества, используемые в сельскохозяйственном производстве, не только облегчают труд, повышают урожайность сельскохозяйственных структур, но и отравляют природу. В то же время, с ростом объема производственной деятельности человека, разрушительное воздействие на природу этих отходов человеческой цивилизации значительно возрастает.

Взаимодействие между природой и обществом всегда является противоречивым процессом. Эти противоречия касаются не только результатов этого взаимодействия, они находятся в центре взаимодействия, они имманентны ему. Эти противоречия связаны как с особенностями общества, так и с характером его воздействия на природу и характером его трансформаций.

Природа полна жизни и творческой силы. Но это не является результатом богатства и щедрости природного потенциала, который природа так стремится дать человеку, чтобы предложить ему свои дары в законченном виде. В ходе эволюции, уходящей корнями в невидимую толщу тысячелетий, все явления природы зацементировали себя в прочную систему, которая не так легко ломается, обрела свои собственные функции, которые не так легко скрутить и поставить на службу другим целям. Природа в первую очередь творческая по отношению к себе, и в этой независимости есть много сопротивления.

Сопротивление природы влиянию человека — это эволюционирующая ценность. Возможности природы бесконечны, мы не остановим рост человеческих потребностей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой, по сути, является началом нового переломного момента во взаимоотношениях общества и природы. И в этот новый поворотный момент возникает новое сопротивление природы. И все переживания истории человеческой цивилизации показывают, что овладение каждым новым слоем природы дается человечеству, и все это с огромным напряжением сил.

Природа сопротивляется человеку не только своей силой, но и на определенном этапе развития общества оказывается, что природа сопротивляется человеку и его слабостям. В ходе исторического развития растет сила, сосредоточенная в человеческих руках. Этого может быть достаточно, чтобы радикально изменить природную среду: выкорчевывание лесов, превращение стремительной реки в систему «морей» через систему плотин и т.п. Все эти примеры показывают силу человека и некую «слабость» природы. Но эта «слабость», которая, кажется, предоставляет человеку неограниченные возможности для переделки природы, неожиданно превращается в его сопротивление на определенном этапе: выкорчеванный лес разрушает гидро-режим почвы, изменяет биосферу местности, открывает дорогу сухим людям и т.д. Оказалось, что победа человека для него — в долгосрочной перспективе — связана с такими негативными последствиями, что первоначально достигнутые краткосрочные положительные эффекты явно перевешивают краткосрочные положительные эффекты. Когда эти негативные последствия распознаются, то понимаешь, что «слабость» природы не означает, что с ней можно что-то делать. Эта «слабость» заставляет людей серьезно задуматься, прежде чем отправиться в очередное приключение по изменению природы.

В своем сопротивлении человеку природа создает два барьера: с одной стороны, закрытая природа, цементируя свои связи, нерешенные законы; с другой стороны, открытость природы, ее пластичность и уязвимость. Человечество всегда должно принимать меры для преодоления этих барьеров. Если он ослабит свое давление, то его познавательная сила — он будет сильно «болен» природой, уменьшит возможности его развития. Если она «превзойдёт» своё стремление к трансформации, то в конце концов придёт к отрицательным результатам и отрежет сучек, на которых сидит.

Теория «географического детерминизма»

Географический детерминизм — это аналитическая точка зрения, которая заключается в том, что различные образцы человеческой культуры и социальной организации определяются географическими факторами: климат, территория и т.д. Этот вид имеет длинное родословное дерево, восходящее к Древней Греции. Однако, несмотря на то, что многие теоретики социальных наук придавали большое значение географии, большинство из них считают одним из факторов, влияющих на социальный порядок, и не всегда определяющим. Вопрос о географии и ее значении в истории часто изучался как часть отношений между географией и обществом. Тема «Природа и общество» была воспринята как введение в изучение фундаментальных проблем исторического материализма с акцентом на историю производительных сил и отношений производства.

В послереволюционной России концепции роли географической среды в жизни общества рассматривались в идеологическом контексте. На ученых оказало влияние существующее негативное отношение к геополитике. Понятия, в которых приоритет отдавался географическому фактору, были объявлены реакционными; географический фактор был непосредственно связан с политическим фактором. Такой подход к проблеме сохранялся в советской литературе до середины 1960-х годов.

Заключение

Человек не может перестать изменять природу, но он может и должен перестать изменять ее бездумно и безответственно, не обращая внимания на экологические законы. Только если деятельность человека осуществляется в соответствии с объективными требованиями этих законов, а не против них, изменение человека станет способом сохранения природы, а не ее уничтожения. Необоснованное смещение философского акцента в системе «человек — природа» приводит к тому, что человек калечен параличом природы, окружающей среды, человека и его собственной человеческой природы. Ученые полагают, что рост числа психических заболеваний и самоубийств во всем мире связан с продолжающимся насилием в окружающей среде. Общение с ненарушенной природой может снизить стресс и напряжение и вдохновить людей на созидание. Общение с изуродованной средой угнетает людей, вызывает разрушительные импульсы, разрушает физическое и психическое здоровье.

Теперь ясно, что образ жизни, требующий все большего количества невозобновляемых ресурсов на планете, безнадежен; что разрушение окружающей среды приводит к деградации человека, как физически, так и умственно, и вызывает необратимые изменения в его генотипе. В этой связи важно, что нынешняя экологическая ситуация сложилась в результате деятельности человека, направленной на удовлетворение растущих потребностей человечества. Такая антропоцентрическая стратегия преобразования природной среды, изменения отдельных элементов природной среды без учета системной организации природы в целом, привела к изменению ряда факторов, которые в совокупности снижают качество природной среды, что вызывает необходимость все больших усилий, средств и ресурсов для их нейтрализации. В конце концов, произошло следующее: Преследуя свои сиюминутные цели, человечество в конечном итоге ведет к последствиям, которые непреднамеренно, а иногда и диаметрально противоположны тому, что ожидается, и которые способны свести на нет все достигнутые положительные результаты.

Землю нельзя рассматривать как нечто отдельное от человеческой цивилизации. Человек — это только часть целого; глядя на природу, мы обращаем ее к себе. И если мы не признаем, что человек, как часть природы, имеет мощное и растущее влияние на весь окружающий мир, что человек действительно является природной силой, как ветры и приливы, то мы не сможем увидеть и осознать опасность наших бесконечных усилий по нарушению равновесия на Земле.

Список литературы

  1. Барулина В.С. Социальная философия. Часть 2 — — С. 32–46
  2. Крапивянский С.Е. Социальная философия. — – С. 156–159;
  3. Философия Спиркина А.Г. — – С. 613–617;
  4. Философия / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников — с. 369-371.