Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: 9 мая
- Реферат на тему: Типы экономических систем
- Реферат на тему: Человек индивид личность
- Реферат на тему: Физическая культура личности
Введение
Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из наиболее эффективных средств развития детей. В условиях духовного возрождения общества и роста его национального самосознания интерес к народной культуре как к корневой системе, питающей современное образование подрастающих поколений и способствующей их духовному оздоровлению, представляется вполне естественным.
Народное искусство — это уникальный мир духовных ценностей, воплощающий в себе духовную энергию народа, сохраняющий и развивающий нравственный потенциал этноса. Многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Р. Н. Смирнова и др.) писали о роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей и обнаружили, что искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине и ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Ю. В. Максимов попытался определить особенности детского восприятия произведений декоративно-прикладного искусства. Несмотря на присущую творческую активность, только через специальное образование может быть обеспечен высокий уровень развития основных творческих способностей (М.Н.Скаткин).
Прикладное искусство и ремесла в системе ценностей человеческой культуры
Декоративное искусство зародилось в системе предков, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позже появились предметы декора одежды, затем гостиная. Искусство создания таких вещей стало называться декоративным («декор» от французского — «украшение»). С древних времен дома строились из дерева, делалась посуда и утварь, делались игрушки. Художественная обработка дерева является для многих народов наиболее развитым и древним видом народного декоративного искусства. Исследованиями археологов были обнаружены деревянные скульптурные изображения животных и птиц V века, новгородские орудия труда IX-XV веков, украшенные резьбой и росписью, и неизвестные ранее. Древнерусские плотники и столяры строили особняки и теремы, делали долины и приставки для кваса и медовых напитков, делали красивую бытовую технику. Из лука была согнута коробка с приданым, из клена были вырезаны изящные звуковые ложки. На ярком солнце светило расписанная киноварь, нить медная и золотисто-рельефная рельефная резьба полосок плато и веранды. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII веках искусство художественной резьбы по дереву развивалось в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, мебели, где преобладали объем, рельеф, накладная и пильная резьба. Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать ритуальные весенние праздники. В течение всей зимы люди работали над созданием волшебных фигур, и традиционно так делали женщины. В то же время расписные игрушки продолжили старую традицию и ознаменовали отход от мировоззрения предков. Волшебные фигурки взяли на себя функцию декоративных свистящих игрушек, они были сформированы для ритуального весеннего праздника, который в 19 веке, с его яркими цветами и пронзительными свистковыми тонами, превратился в оживленную ярмарку «свистящих».
Виды декоративно-прикладного искусства
Ценность произведений народного декоративного искусства заключается не только в том, что они представляют предметный мир и материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они привносят праздник и красоту в нашу жизнь. Они все чаще входят в нашу жизнь не как объекты полезности, а как художественные произведения, которые соответствуют нашим эстетическим идеалам и сохраняют исторический контекст времени. Народное искусство связывает прошлое с настоящим и сохраняет национальные художественные традиции, этот живой источник современной художественной культуры.
Хохломская посуда сравнивается с золотом, поэтому ее называют «золотой хохломой». Хохломская живопись радует яркими красками и блеском золота. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочки, сундуки с солью и многое другое в «золото». В хохломской живописи преобладают растительные мотивы, но есть и изображения птиц. Золотые травы, листья, малина, клубника, превращенные фантазией художника, переплетаются в хохломский узор. Цвета Хохломы в основном черные и красные с золотом, что придает продуктам праздничный и торжественный вкус. Зеленый, желтый и коричневый цвета иногда используются для того, чтобы сделать картину еще более яркой и элегантной. Фигуративная выразительность Хохломы достигается композиционным единством травяных узоров с формой и размерами деревянной посуды. Сегодня Хохлому называют золотом не только из-за красоты, но и из-за цены. Она дорогая, потому что ее производство требует значительного ручного труда, а в прошлом веке такая посуда была дешевой и доступной для всех.
Раньше гжельские мастера хотели создать посуду, которая могла бы конкурировать с дорогим фарфором и быть уникальной и незабываемой. Они создали свой собственный особый стиль живописи. Их цветы, птицы, животные нельзя путать с другими. Гжельские мастера вдохновлялись прохладой синих вечеров, голубого неба и родных белых комнат. В ранние века гжельский фарфор и майолика были разноцветными, но постепенно синий в полукруглой форме стал классикой. Появляется новый визуальный язык для празднования синего на белом. Секрет гжельского искусства заключается в характерном сочетании синих узоров и белого фона, оригинальных техник росписи и органических форм изделий. Картины гжелиса вызывают волнующее чувство контакта с природой. У каждого мастера есть своя подпись: штрих теперь шире или шире, тонкая линия изгибается мягко или эластично, оставляет более или менее. Поэтому даже в массовых изделиях Гжели вы не найдете скучной монотонности живописи.
В бывшем поселке Дымково, недалеко от Вятки, родилась игрушка Дымково. Из красной глины делали игрушки, затем обжигали, белили мелом на молоке и раскрашивали. Яркие круги, клетки, большой и маленький горошек были «разбросаны» на белом фоне. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, синий, розовый, желтый, фиолетовый и другие. Иногда над узором размещались кусочки золотой фольги, что придавало игрушке еще большую элегантность. Дамы и господа демонстрируют свои костюмы, петухи и индюки со своими роскошными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы могут похвастаться богатой семьей. Они очарованы богатством формы, мятежными красками и жизнерадостным воображением.
Игрушка из Каргополя
Жители русского севера круглый жемчуг называется каргапольчик. Так родилось название города Каргополь. Здесь живут мастера народных глиняных игрушек. Она сделана так же, как и Дымковская. Но картины и рисунки разные. Его цвета не очень яркие, как и природа Севера. Темы произведений разнообразны: мадам, охотник, гармонист, танцующая пара и другие. При росписи игрушек мастера выбирали те цвета, которые им нравились: красный, оранжевый, золотой, желтый, коричневый, болотный малиновый и др. Птицы с девичьими лицами, медведи играют гармошки, богатырские лошади, сказочные поляки. Забавный Полкан — богатырь с солнечными знаками на груди — символом каргопольской игрушки. Он наполовину лошадь, наполовину человек, так что он оснащен большой силой.
Русская деревянная игрушка имеет свой особый круг традиционных образов, тем и действий. Народная игрушка похожа на сказку — все так, но не так. Это целая область народного искусства, вобравшая в себя самые ценные традиции резьбы и росписи по дереву. Это и веселая, и домашняя скульптура, созданная по законам пластического искусства. Народный мастер прекрасно знает богатый язык декоративного искусства и использует его в русской деревянной игрушке. Она характеризуется выразительными формами и силуэтами, разнообразием ритмов, яркими контрастами, гармоничными пропорциями. Точно вырезанные и расписанные животные, птицы и люди очень привлекательны. Народный мастер отбирает в игрушках только самое важное, характерное и типичное. Обычно одной фирменной детали удается выразить характер, оживить картину. Главное в народных игрушках — умение сочетать выразительные формы с цветом или фактурой материала. Мастера игрушки тонко почувствовали и использовали разнообразные богатые пластические возможности, благородный цвет, выразительную фактуру дерева. Деревянная игрушка красивая и декоративная.
Прикладное искусство в работе с детьми
Личностное развитие человека носит отпечаток его возраста и индивидуальных особенностей, которые должны учитываться в образовательном процессе. Возраст связан с характером деятельности человека, особенностями его мышления, диапазоном его желаний, интересов и социальных проявлений. В то же время, у каждого возраста есть свои возможности и пределы в развитии. Многие педагоги указывали на необходимость детального изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей в образовательном процессе и их правильного учета. Научные исследования показали, что существует прямая связь между физическим, умственным и моральным развитием. Физическая культура тесно связана с совершенствованием органов чувств, зрения и слуха, что, в свою очередь, оказывает глубокое влияние на психическое развитие и формирование характера человека.
Образование ума формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальных способностях и навыках, развивает интерес и способности. Нравственное воспитание ребенка формирует нравственные нормы, его опыт поведения и отношение к людям. Моральные чувства ребенка формируются интенсивно. Эстетическое образование является важной частью развития школьников.
Его уровень сенсорного восприятия окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире и человеческой природе. Эстетическое образование способствует развитию творческих способностей детей, формированию эстетического вкуса и потребностей. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера. Воображение — это создание чего-то нового в виде изображений. Процесс воображения наблюдается в каждой человеческой деятельности. Воображение — это очень ценное психологическое качество человека. Один вид воображения — это фантазия, и это качество величайшего. Воображение присуще только человеку.
В процессе работы создавалась и развивалась фантазия. Прежде чем что-то сделать, человек представляет себе, как он это сделает, как это будет выглядеть. Такое представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, является одной из характерных особенностей работы и отличает человеческую деятельность от поведения животных. Представление о воображении у детей формируется на основе развития их восприятия. Обогащая восприятие и специальные наблюдения за ребенком, учитель обогащает и развивает восприятие ребенка. Развитие воображения ребенка создает условия для эстетического воспитания, а четко определенное эстетическое воспитание, в свою очередь, развивает воображение. На развитие детского воображения влияет чтение художественной литературы, просмотр картинок, прослушивание музыки, восприятие природы и др. Знакомство с искусством делает детские воображаемые образы более полными и живыми.
Характеристики декоративно-прикладного искусства в работе с детьми
Среди наиболее ярких черт народного ремесленничества выделяются необычайно точные, продуманные и верные характеристики конкретного образа, которые передаются с большой экспрессией, получение той формы, в которой народный мастер формулирует свою идею, всегда предельно лаконичной. Все мелочи отбрасываются, чтобы освободить место главному, что проявляется особенно отчетливо. Такая художественная интерпретация образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.
Еще одной характерной чертой произведений народного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания, характерные для творчества народных мастеров, делают их чрезвычайно привлекательными. Исследователь русского прикладного искусства М.Н. Каменская отмечает, что в декоративно-прикладном искусстве народных мастеров четко различают 2 вида изображений — сюжетное и орнаментальное. Среди сюжетных картинок особого внимания заслуживают изображения животных и птиц. Эти картины часто имели символическое значение. Лев, леопард и орел символизировали силу, могущество, храбрость и отвагу сокола, картины молодой девушки весной и т.д.
Помимо символических образов, широко распространены и сказочные образы: птица сирийская, кентавр — наполовину человек — наполовину животное, единорог — лошадь с рогом во лбу, крылатое животное — стервятник и др. Они были созданы народной фантазией и использовались во всех видах народного искусства на протяжении многих столетий. С изображениями диких животных в основе, эти изображения также сохранили характерные черты народного собрания. Великое развитие народного искусства достигает орнамента. Орнамент — это сознательно созданный узор, элементы которого ритмично повторяются. Главной характеристикой орнамента является ритм. Ритм — это определенный порядок схожих элементов. Ритм орнамента может быть простым или сложным. Ритм рассматривается как элемент композиции, как своего рода организация начала. Орнамент состоит в основном из разнообразных растительных форм, которые часто содержат изображения животных и птиц.
Заключение
Школьник — это начало всестороннего развития и становления личности. В этот период деятельность аналитиков, развитие идей, воображения, памяти, мышления, языка в комплексе привели к формированию чувственного уровня мировых знаний. Интенсивно формируется логическое мышление и появляются элементы абстрактного мышления. Школьник пытается представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию можно рассматривать как реальность. DPI является источником творческой деятельности. Знакомство детей с ДПИ позволяет показать всевозможные характеристики и традиции, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и стимулирует желание и умение композитора развивать творческие способности. Выполняя произведения на основе народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, знакомятся с приемами создания творческих импровизированных декоративных картин, учатся видеть цветовые сочетания в орнаменте, сравнивать формы, размеры, расположение элементов на уровне объекта.
Эстетическое и рабочее образование через декоративно-прикладное искусство тесно связано с воспитанием и обучением, эффективность которого во многом зависит от организационно-методического уровня определения образовательного процесса. Декоративно-прикладное искусство принадлежит к изобразительному искусству, является неотъемлемой частью искусства народа, несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные благодаря труду и таланту многих поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Через общение с народным искусством душа ребенка обогащается и прививается любовь к своей стране. Народное искусство сохраняет и передает новым поколениям разработанные народом национальные традиции и формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает детям открыть для себя мир красоты и развить свой художественный вкус.
Список литературы
- С. Авишанская, Н. Бикбулатов. — Народное искусство башкир. — Л., 1968
- Даценко Л. М. — Живопись тканей и наполнителей. — Л., 1961
- Каменева Е. О. — Какого цвета радуга? — М., 1975.
- Онуфриева С.А. — молодой художник. — Москва, 1964 год.