Для связи в whatsapp +905441085890

Реферат на тему: Серебряный век русской литературы

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Мечеть
  2. Реферат на тему: Деньги
  3. Реферат на тему: Происхождение жизни на земле
  4. Реферат на тему: Христианство
Реферат на тему: Серебряный век русской литературы

Введение

В 90-х годах XIX века русская культура пережила сильный подъем. Новая эра, которая породила целый ряд писателей, художников, музыкантов и философов, была названа «Серебряным веком». За короткий промежуток времени — на рубеже XIX-XX веков — его назвали «Серебряным веком». — За короткий промежуток времени — на рубеже XIX-XX веков — были сконцентрированы чрезвычайно важные события в русской культуре, появилась целая плеяда мудрых личностей, а также множество художественных объединений.

Серебряный век» занимает особое место в русской культуре. Этот противоречивый период духовных поисков и блужданий значительно обогатил все виды искусства и философии и породил множество выдающихся творческих личностей. Возросший интерес к созданию и развитию литературы XIX — XX не теряет своей актуальности и сегодня.

Целью работы является изучение русской литературы начала XIX — XX веков и определение ее основных направлений и жанров.

В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие цели исследования:

  • учитывать особенности русской литературы «Серебряного века», ее особенности
  • определить основные направления в литературе XIX-XX веков, их особенности и особенности

Начало «Серебряного века» обычно относится к 90-м годам XIX века, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Серебряный век» считается расцветом «Серебряного века» в 1915 году, в год его наивысшего подъема и конца. Социально-политическая ситуация того времени характеризовалась глубоким кризисом действующей власти, бурной и неспокойной атмосферой в стране, что требовало решительных перемен. Возможно, именно поэтому пути искусства и политики пересекались. Подобно тому, как общество напряжено в поисках путей к новому общественному порядку, писатели и поэты пытались овладеть новыми художественными формами и выдвигать смелые экспериментальные идеи. Реалистическое изображение реальности уже не удовлетворяло художников, а в полемике с классикой XIX века утвердило новые литературные веяния: Символизм, акмеизм, футуризм. Они предлагали разные способы понимания существования, но каждый из них отличался необычной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, стремлением к будущему.

Символизм

Рассмотрим, в свою очередь, важнейшие художественные тенденции «Серебряного века». Самым ярким из них был символизм. Это направление в развитии искусства было общеевропейским, но в России символизм обрел высокую философскую значимость, что нашло отражение в великих творениях литературы, театра, живописи, музыки.

Символизм — первое и наиболее важное из модернистских движений в России. Учитывая время его возникновения и особенности мировоззренческой позиции в русской символике, принято присваивать двум основным этапам. Поэтов, дебютировавших в 1890-х годах, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мерешковский, 3-й Бегемот, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы новые силы объединились в символике, что существенно обновило облик движения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятым термином для «второй волны» символизма является «младосимволизм». Символисты «старшие» и «младшие» были разделены меньше по возрасту, чем по разнице в мировоззрении и направлении творчества.

Философия и эстетика символизма развивались под влиянием различных учений — от взглядов древнего философа Платона до философских систем Б современных символистов. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсон. Традиционная идея познания мира в искусстве символистов была противопоставлена идее построения мира в процессе творчества. Творчество в смысле символистов — это бессознательное, интуитивное созерцание тайных смыслов, доступных только художнику-творцу. Более того, невозможно рационально передать созерцательные «секреты». По мнению величайшего теоретика-символиста Вячеса Иванова, поэзия — это «тайное письмо невыразимого». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но и тончайшее владение искусством инсинуации: ценность поэтической речи — в «преуменьшении», «сокрытии смысла». Основное средство передачи созерцательных загадочных значений и было задумано как символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетической и поэтической практике нового направления. Эта концепция использовалась символистами в двух различных аспектах — мировоззрении и технике. В первом, общефилософском смысле, музыка для них — не звуко-ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, основа всего творчества. Во втором, техническом значении, для символистов музыка важна как текстовая текстура стиха, пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями, т.е. как максимальное использование принципов музыкальной композиции в поэзии. Стихи символистов иногда строятся как завораживающий поток вербальных и музыкальных созвучий и призывов.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру многими открытиями. Символисты придавали поэтическому слову до сих пор неизвестную гибкость и разнообразие, учили русскую поэзию находить в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Их поиски поэтической фонетики оказались плодотворными: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок и А. Белый. Ритмологические возможности русского стиха расширились, а линия стала более разнообразной. Однако главная заслуга этого литературного движения не связана с формальными новшествами.

Символизм пытался создать новую философию культуры, пытаясь выработать новое универсальное мировоззрение после болезненного периода переоценки ценностей. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты в начале нового века по-новому поставили вопрос о социальной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, опыт которых мог бы воссоединить людей. С внешними проявлениями элитарности и формализма символизм на практике сумел наполнить произведение художественной формой нового содержания и, прежде всего, сделать искусство более личным, более личным. литература серебряного века современности

Акмейзм

Акмеизм (от греческого akme — высшая степень всего, цветение, зрелость, вершина, край) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, возникшее в ответ на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «суперреальности», многообразию и текучести образов, сложной метафоре, акмеисты стремились к чувственной, пластической, сказочной ясности образа и точности, гоняясь за поэтическим словом. Их «земная» поэзия стремится к камерной музыке, эстетике и поэтизации чувств первобытного человека. Акмеизм характеризовался крайней аполитичностью и полным безразличием к насущным проблемам нашего времени.

Акмейсты, пришедшие на смену символистам, не имели подробной философской и эстетической программы. Тем не менее, если в поэзии символизма мимолетность, момент бытия, тайна, покрытая ореолом мистицизма, был решающим, то реалистичный взгляд на вещи был установлен в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма. Туманные колебания и размытые символы были заменены точными вербальными изображениями. Слово, по мнению акмеистов, должно было сохранить свое первоначальное значение.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, идентичная универсальной памяти. Поэтому акметика так часто обращается к мифологическим темам и образам. Если символисты в своих произведениях ориентировались на музыку, то акмеисты — на искусство пространства: архитектуру, скульптуру, живопись. Притяжение к трехмерному миру выражалось в страсти актеров к объективности: цветные, порой экзотические детали можно было использовать в чисто живописных целях. Иными словами, «преодоление» символизма происходило не столько в области общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуальным, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в отношениях преемственности.

Особенностью акмейстского круга поэтов была их «организационная сплоченность». По сути, акмейсты были не столько организованным движением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, объединенных личной дружбой. У символистов не было ничего подобного: Попытки Брюсова воссоединить своих друзей-поэтов оказались тщетными. То же самое касается и футуристов — несмотря на богатство опубликованных ими коллективных манифестов. Акмейсты, или — как их еще называли — «Гиперборейцы» (названные в честь печатного рупорного издания «Акмейства», журнала и издательства «Гиперборея») сразу же стали группой. Они дали своему союзу революционное название «Магазин Поэтов».

Акмейство как литературное направление объединило исключительно талантливых поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, творческие личности которых сформировались в атмосфере «Мастерской поэтов». Историю акмеизма можно рассматривать как своего рода диалог между этими тремя выдающимися представителями. В то же время адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, сформировавший натуралистическое крыло движения, явно отличался от «чистого» акмеизма вышеупомянутых поэтов. Разница между адамистами и триадой Гумилев-Ахматов-Мандельштам неоднократно упоминалась в критике.

Как литературное направление акмейзм существовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 года она пришла к своему расколу. Мастерская поэтов» была закрыта. Акмейсти удалось опубликовать десять номеров своего журнала «Гиперборея» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

Одновременно с акмеизмом в 1910-1912 годах возник футуризм.

Футуризм

Футуризм (от латинского futurum — будущее) — общий термин для художественных авангардных движений 1910-х — начала 1920-х годов, особенно в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в русской поэзии не возник в России. Этот феномен полностью импортирован с Запада, где он возник и был теоретически оправдан. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма был известный писатель Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), который 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» выступил с первым «Манифестом футуризма», объяснившим его «антикультурную, антиэстетическую и антифилософскую» направленность.

В принципе, каждое модернистское художественное движение подтверждало себя отказом от старых норм, канонов и традиций. Однако в этом отношении футуризм был крайне экстремистским. Эта тенденция претендовала на построение нового искусства — «искусства будущего» — и действовала под девизом нигилистического отрицания всех предыдущих художественных переживаний. Маринетти провозгласил «всемирную историческую задачу футуризма», которая должна «плеваться на алтарь искусства каждый день».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства с целью их слияния с ускоренным жизненным процессом XX века. Они характеризовались восхищением действием, движением, скоростью, силой и агрессией; гордостью и презрением к слабым; утверждением приоритета силы, опьянением войны и разрушениями. В этом отношении футуризм был очень близок по своей идеологии как к правым, так и к левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, которые были нацелены на революционное свержение прошлого.

Поэт, выходящий на сцену, стал всеми возможными способами уклониться от публики: оскорблять, провоцировать, призывать к бунту и насилию.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, когда манифесты читали со сцены и только потом публиковали. Эти вечера обычно заканчивались ожесточенными спорами с публикой, которые перерастали в драки. Вот как течение получило скандальное, но очень знакомое лицо.

Хотя прием плача был широко распространен во всех модернистских школах, для футуристов он был важнее всего, потому что футуризм, как и любое авангардное явление, требовал повышенного внимания. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемо, а предпосылкой его существования была атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов спровоцировали агрессивное неприятие и публичный протест. Что действительно было необходимо.

Заключение

Поэзия русского футуризма была тесно связана с авангардом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только как дизайнеры, но и как писатели. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов создали почти то, что искали футуристы.

История русского футуризма представляла собой сложные взаимоотношения четырех основных групп, которые считали себя выразителями «истинного» футуризма и вступали в ожесточенные споры с другими ассоциациями, бросая вызов доминирующей роли в этом литературном движении. Борьба между ними привела к потокам взаимной критики, которые не объединили отдельных участников движения, а, наоборот, усилили их враждебность и изоляцию. Время от времени, однако, члены различных групп сближались или переходили из одной группы в другую.

Список литературы

  1. Ахматова Анна «Стихи и стихи», вводная статья Павловского А.И. Лениздат, 1984.
  2. Л.А. Смирнов и др. «Русская литература XX века», Часть 1, Москва, «Просвещение» 1995.
  3. Велимир Хлебников «Избранный». М.,1982.
  4. Хардиев Н. И., поэтическая культура Тренина В. В. Маяковского. М., 1975.
  5. Р.М.Жукуров «Справочник русской литературы».
  6. Катанян В. Маяковский: Летопись жизни и деятельности. М., 1984.
  7. «Серебряный век: поэзия» АСТ Олимп, 1995.