Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Наркомания
- Реферат на тему: Белки
- Реферат на тему: Значение физической культуры и спорта в жизни человека
- Реферат на тему: Спортивные игры
Введение
Я хотел бы с самого начала определить, что мы будем понимать под словосочетанием «крещение России». Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и всеобщего знакомства с христианством всех людей, всей страны — Древней Руси. Между тем, такое событие не знает местной истории. В Киеве продолжался длительный процесс внедрения христианства как государственной религии централизованной власти, который длился несколько веков. Официальное начало этого процесса, который постепенно готовился всем предыдущим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, который в 988 году крестил только жителей своей столицы, а в последующие годы — население еще нескольких городов Киевской Руси.
Вступление в христианство, «крещение Руси», нельзя назвать только киевлянами, тем самым исповедуя грубейшее нарушение элементарной логики, известной как подмена терминов. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси нельзя отождествлять со всеми процессами, у многих складывается впечатление, что это одноступенчатое и достаточно полное событие, а 988 год считается временем провозглашения христианства в древнерусском обществе. Крещение киевлян князем Владимиром (это уже «второе крещение Руси») — это только начало действия князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в границах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также крещение жителей других древнерусских городов, которые в основном расположены на водном пути из Киева в Новгород. Событие 988 года рассматривается нашей Православной Церковью как официальное признание христианства в России и недавно отметило свое тысячелетие. Однако необходимо разделить два понятия: «Крещение киевлян» и «Крещение Руси» — первое событие состоялось в один день, второе — целая эпоха, растянувшаяся на века.
Думаю, важно изучить эту тему, чтобы раскрыть словосочетание «крещение Руси», раскрыть весь смысл событий, которые происходили в то время. В своем эссе я раскрою все секреты русского крещения, расскажу, с чего все началось и как это произошло. С введением христианства к нам пришли новые праздники, христианство слилось с народной культурой славян, ее традициями, мифологией, исторической памятью и создало почву, на которой будут расти первые семена русской культуры. Традиции передавались из поколения в поколение, и я считаю важным привнести их в наше время. Молодое поколение мало интересуется историей Древней Руси, и это начало, самая интересная и неизученная часть жизни наших предков. Воссоздание этой истории позволит нам составить полную картину происходящего. В статье речь пойдет о целой исторической вехе в жизни наших предков и роли христианизации России.
Цель моей работы — охарактеризовать деятельность князя Владимира Святославовича.
Это одна из задач моей работы:
- определить условия, причины и значение принятия христианства Русью,
- установить курс, последовательность событий, связанных с крещением России,
- развивать чувство патриотизма и уважения к прошлому своей родины.
Чтобы лучше понять свою работу, я включил в свои приложения наиболее важные события: рисунки, хронологическая таблица событий, список фамилий лиц, указанных в аннотации, месяцы — календари, праздники, традиции.
В написании моего сочинения мне помогли книги следующих авторов: Платонов С.Ф., Сухов А.Д., Ишимова А. О., Кондахсазова Д.Р., Белов О.А., Карамзин Н.М., Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н., а также источники в Интернете.
Россия в преддверии «крещения»
Достоверным фактом считается то, что князья Аскольд и Дир с «Болярами» и определённое число людей приняли крещение в Киеве епископом, посланным Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х годов, вскоре после похода русов в Константинополь в 866 году. Эти события иногда называют первым (Фотий, или Аскольд) крещением Руси. Этот факт не очень популярен в историографии, которая привыкла к христианизации нашей страны до 988 года. Надежность самого события действительно не вызывала никаких сомнений и не оспаривалась в литературе. Но его значение для развития России было слишком недооценено и завуалировано. В Советском Союзе историография стала популярной точкой зрения, которую можно назвать «классовой». Это означает, что в 1960-х годах IX века крестилась не вся Киевская Русь, не народ, государство и страна, а только определенная часть общественного руководства во главе с Киевским каганом. Государство в целом оставалось языческим, что определяло его идеологический статус.
До 988 года, перед крещением Руси, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали своих предков. Силы природы воплощались в их личных божествах. Первое место среди них занимало божество солнца — дайбог (или дайбог), лошадь, велюр (или шерсть). Трудно сказать, почему ему дали разные имена; бога Дажа поклонялись как источнику тепла и света, как дарителю всех благ, Бельцу как покровителю стада или «животному богу», «великого коня», по-видимому, называли самым солнечным сияющим светом, который пробивался сквозь небо. Другим божеством был Перун, который олицетворял бурю со страшным громом и смертельной молнией. У ветра было свое божество, Стрибога. Небо, где находился Дайбог, называлось Сварогом и считалось отцом солнца, поэтому Дайбог был поглощен отчеством Сварожича. Божество земли называлось Матерью — земля сырой; славяне поклонялись земле как матери, славяне почитали Дагубога и Велеса как дедушек людей. Но все эти образы богов не получили такой ясности и решительности от славян, как, например, в более развитой греческой мифологии. Также не был развит внешний культ среди славян: Не было ни храмов, ни особого класса священников. Иногда грубые изображения богов, «идолов», размещались на открытых местах. Им предлагались жертвоприношения, иногда даже человеческие; это было пределом идолопоклонства.
Более культ видимой природы среди русских славян развил культ предка, который связан с родовой жизнью славян. Умершего давным-давно предка почитали и считали живым покровителем его потомков. Его звали Клан, Шур (отсюда наше слово — предки) и приносили ему жертвы. Предков клана называли женщинами в труде и почитали так же, как и клан. Вера в будущее, пронизывавшая все это поклонение предков, нашла свое отражение и в вере в то, что души умерших блуждали по земле и обитали в полях, лесах и водах (русалки). Поскольку славяне верили в существование таинственных хозяев человеческих жилых помещений, они искали таких же хозяев вне жилых помещений — в лесу (Леши), в воде (Вода). Вся природа казалась им духовной и живой. Они вошли в контакт с ним, хотели участвовать в этих изменениях, которые были сделаны в природе и сопровождали эти изменения различными обрядами. Так возник круг языческих праздников в связи с поклонением природе и поклонением предкам.
К 912 году в царствование Игоря в Киеве уже была христианская церковь Святого Ильи. После самого князя Игоря было много христиан. Жена князя св. княгини Ольги тоже была христианкой (см. Приложение 1, рис. 1). Хотя существуют разные мнения о точном времени и месте ее крещения, предполагается, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Одним словом, христианская вера стала известна Киеву во времена первых варяжских князей.
В 980 году князь Владимир пришел к власти. С помощью злых и храбрых викингов он завоевал государство, но вскоре доказал, что родился великим государем.
Выдающиеся достижения Владимира Святославовича в области внешней политики способствовали укреплению его авторитета в России и росту политического престижа в глазах жителей страны. Княжеские кадры были выкованы и укреплены в походах и сражениях. Победоносные войны приумножили блестящее богатство князей, что позволило Владимиру Святославовичу пригласить на службу новые контингенты квалифицированных солдат — профессиональных воинов — и обеспечить их всех за счет собственной казны. Военная мощь принца росла.
В конце 19 века власть Владимира Святославича в России была настолько укреплена, что больше не нуждалась в поддержке языческого населения. Напротив, и он, и его бояре и дружинники в то время в христианской религии настоятельно требовали решения, которое помогло бы окончательно стабилизировать феодальную структуру на Руси.
Выбор веры
Можно ли ожидать, что князь Владимир, причинивший столько вреда своим родственникам, станет тогда самым благосклонным государем и первым благодетелем своего народа? Таковы чудеса, которые Бог может совершить с теми людьми, кто искренне кается и раскаивается в своих злодеяниях!
Чтобы успокоить совесть, которая до сих пор напоминала ему об убитом брате, Владимир часто приносил жертвы своим богам и даже создавал нового идола с серебряной головой. Но могут ли бесчувственные боги утешить его, как бы он ни молился им? Нет, он начал понимать, как и его бабушка, его Ольга, что такие боги не могут быть истинными богами, но он не знает, какая вера лучшая.
Согласно летописному преданию, в 986 году во Владимир пришли послания разных народов и стали убеждать его в своей вере: волго-болгары — ислам, послы Папы — западное (латинское) христианство, иудеи — иудаизм (см. приложение № 1, рис. 3). Расспросив послов об обычаях разных вероисповеданий, Владимир их отверг. Вскоре после этого к киевскому князю явился греческий философ и рассказал ему о православии, о христианской вере, исповедуемой в Византии. Затем Владимир отправил своих бояр в разные страны, чтобы узнать, кто лучше всех понимает истинного Бога. Бояре были особенно впечатлены красотой греческого служения, и они напомнили князю, что в «греческой вере» крестилась его бабушка княгиня Ольга.
Что может быть «выбором веры», если в созерцании религий никто не бросает даже тени на вопрос о том, какие прежние убеждения, несомненно, верные веками, могут быть сохранены? Судьбы веры предков предопределены, с этой стороны уже сделан выбор, в государстве вводится новая религия. А о каком «выборе» можно говорить, когда на Руси более ста лет существует восточное христианство? Когда важнейшим внешнеполитическим партнером является христианская Византия, когда родственные болгары — тоже более ста лет христиане, когда наконец — все решает — христианство соответствует по духу и букве складывающимся в России общественным отношениям? Соответственно, в реальной жизни не было альтернативы «выбору». Россию надо было крестить.
Крещение князя Владимира
Владимир мог бы креститься в собственной столице, где давно расположены церкви и священники, но князь хотел величия и величия в этом важном действии: греческие цари и только патриарх казались достойными сообщить своему народу об уставах новой службы. Гордость власти и славы также не позволяла Владимиру унижаться в аргументации своих греков, искренне признаваясь в своих языческих заблуждениях и смиренно прося о крещении; он был, так сказать, полон решимости завоевать христианскую веру и занять свое святое место в руках Победителя.
В 988 году, собрав большое войско, великий князь отправился на кораблях в греческий город Херсон, развалины которого можно увидеть и сегодня в Тавриде под Севастополем.
Завоевав славный и богатый город, который на протяжении многих веков отражал нападения варварских народов, русский князь еще больше гордился своим величеством и через послов к императорам Василию и Константину объявил, что хочет стать женой своей сестры, юной княгини Анны, или, в случае отказа, возьмет Константинополь. Относительный союз со знаменитыми греческими царями, казалось, польстил его амбициям. После смерти героя Цимисхия империя стала жертвой восстания и беспорядков: командиры Склира и Фоки отказались подчиняться законным правителям и сражались с ними за власть. Эти обстоятельства заставили императоров забыть обычное высокомерие греков и презрение язычников. Василий и Константин, надеясь спасти трон и корону с помощью сильного князя Руси, ответили, что от него зависит, будет ли он их зятем, примет ли он, приняв христианскую веру, руку княгини и Царство Небесное. Владимир, который уже был к этому готов, с радостью согласился на крещение, но сначала хотел, чтобы императоры послали ему сестру в качестве залога власти и дружбы. Анна была в ужасе: брак с князем народа, по словам греков, дикий и жестокий, казалось, ее жестокий плен и ненависть смерти. Но политика требовала этой жертвы, а ревность по отношению к идолопоклонникам служила оправданием или предлогом. Печальная принцесса отвезла корабль в Херсон в сопровождении известных духовных и гражданских лиц.
Херсонцы любили торопиться на берег, чтобы встретить красивую невесту, называли ее своим спасителем и восхищались ее красотой и дружелюбием. Но Великий Князь, который с нетерпением ждал ее, был не так счастлив, как его народ: в те дни у него болели глаза, и он ничего не видел. Он мог только плакать о своем несчастье и благодарить принцессу за принесенную ею жертву.
Анна, посланная Богом к Владимиру как ангел-хранитель, попросила его немедленно креститься. Великий Князь прислушался к советам Своей благочестивой невесты и был щедро вознагражден Богом. Как только херсонский епископ и константинопольские священники начали совершать обряд крещения Владимира, и епископ возложил руку на новокресшего, у него открылись больные глаза, и он увидел храм Божий, где воспевалась святая песнь, увидел свою прекрасную невесту и упал с ней на колени, слава Богу, милостивому и всемогущему (см. Приложение № 1, рис. 4). Также бояре и его свита, удивленные таким чудом, были крещены в христианскую веру, а затем с радостью отпраздновали свадьбу правителя с царицей. Владимир принял христианство и в 989 году женился на царице.
Прекрасная Анна не плакала, как она плакала, когда уезжала из Константинополя: она была похожа на ревностную христианку, которая радовалась, спасая свою знаменитую жену и свой народ от страшной беды быть идолопоклонником.
Не сразу население Киевской Руси согласилось отречься от своих богов и божеств. Они должны были крестить многих «мечом и огнем». Но Владимиру пришлось пройти через это, потому что для него крещение не ограничивалось чисто религиозным актом: Для него это была глубокая реформа, которая позволила бы ему догнать развитые страны за исторически короткое время.
Крещение киевлян князем Владимиром
Особенно интересен процесс обращения киевлян в христианство. Как показывает «Повесть прошлых лет», ей предшествовала специальная психологическая подготовка населения. После возвращения на родину Владимир Святославич впервые начал уничтожать идолов языческих богов: «… Приказал идолам осквернить идолов, сиренам — искать, а другу огненному — предавать». Статуя Перуна — самого могущественного бога, по мнению славянских язычников, была самой оскорбленной. Его бросали с пьедестала, привязывали к хвосту, тащили Боричева к реке, тащили вниз по реке к Днепру и отправляли купаться с течением. И перед носом 12 мужей избили ее волшебными палочками по статуе, а после того, как она достигла Днепра, специально назначенные люди должны были оттолкнуть ее от берега, пока она не уплыла из России.
Эти действия были направлены на дискредитацию Перуна и других «погань» богов в глазах языческого населения Приднепровья. Это была яркая демонстрация бессилия языческих богов жителями России, которые показали, что они не в состоянии отомстить Владимиру и его народу за оскорбления, нанесенные им.
Летом 990 года, после взятия Херсонеса русскими войсками и прибытия туда княгини Анны с группой священнослужителей, многие русские дружинники были крещены.
Летом того же года, по прибытии русской армии из Корсунского похода в Киев, Владимир Святославич крестил своих сыновей и некоторых дворян.
Затем, после свержения языческих идолов в Киеве, многие дворяне столицы были обращены в христианство.
1 августа 990 года состоялось крещение киевлян.
«Кто-то зашел в воду и стоял там, кто-то за шею, кто-то на груди, кто-то у берега на груди, кто-то держал младенцев, а взрослые блуждали, а священники молились и стояли спокойно» — так видел летописец это «Крещение Руси», тысячелетие которого Русская Православная Церковь недавно торжественно отпраздновала. Согласно тексту «Истории прошлых лет», самой ранней из сохранившихся хроник, этот день может быть восстановлен достаточно полно. На рассвете киевляне начали собираться на Днепре. Вечером накануне христианские миссионеры прошли по городу: они объявили, что крещение назначено на утро. Все должны были явиться — княжеские слуги передали громкие и ясные слова князя Владимира: «Если он не придет, то кто завтра будет на реке — богатый или бедный, или бедный, или бедный, или раб — будет врагом моим! Владимир, казалось бы, не обязан был ехать на Днепр, но немногие люди на открытом воздухе рискнули бы принять княжеский вызов… Поэтому летописец написал точно: «И собрались люди без номера». Итак, массовая акция, государственный акт, первый Церковно-государственный акт в Древней Руси. Священники, дьяконы, войска принца готовились с того вечера. Некоторым из них пришлось поститься, чтобы отслужить утреннюю литургию, еще без особого сбора христиан, затем торжественно, в крестном ходе с кругами и изображениями, отправиться на Днепр. Другие были ответственны за сбор людей. Княжеская армия, скорее всего, самая молодая (младший кадры), пыталась изгнать киевлян из назначенного. Лучше остановиться, подождать — час не равен часу, вдруг князь покажется, что его заказ был выполнен без усердия? Итак, районы были распределены, мы пошли на спазанку, чтобы разбудить киевских язычников, нанести удар дубом в двери и заборы: «Вставай: князь говорит реке…».
Нас преследовали до Хема, под горой. На холме, который потом назовут Владимирской, не протянет и девяти веков, будет стоять на высоком пьедестале бронзовый Владимир с большим крестом. Но это тогда, тогда и сейчас — толпы людей на низком берегу под изгибом, страховочная цепь — необходимая мера; не то, чтобы они бегали, а более или менее одна. Все больше и больше язычников приезжают, они уезжают как можно больше.
Река привлекает благовониями: есть служба, темные иноземные священники под ярким солнцем — ой и дорогие — встают с пением, окунают в него крест… Никто в толпе не понимает, что с ним будет сделано или что он сам сделает. Они знают только то, что поставят в воду. Наконец, во главе появилась группа всадников: «Владимир, Владимир…». Он должен носить церемониальный плащ, солдатский пояс и меч на бедре. Не то, чтобы ему нужен был меч при крещении, одежда князя подчеркивала торжественность события. От лошади нет слез — это видно сверху. Может быть, не столько более видимым для него, но более видимым для себя — это важно. Позади принца, рядом с ним, маленькая секция. На всякий случай. В этот день, вероятно, особенно: только христиане. А желательно от викингов: не от своих, если что — будет легче. Экипаж не очень любопытен — эти люди все видели и только опытные глаза иногда отворачивали толпу: Может, нужно сжать кого-то лошадью, погладить кнут.
Но на данный момент все в порядке. Кроме принца — могущественная Добрыня, умная девушка, военачальник, друг, а также родственник — брат матери, дядя. Вы можете положиться на Добринию во всем, как на каменную стену. Но каменной стены пока нет. Стена вокруг города будет построена позже, но пока — хотя это и должно быть разрешено — пейзаж не соответствует торжественности момента или процессии экипажа и духовенства на реке. Подол еще не город. Крепость из стволов деревьев, рубленных терм, даже камень среди них, князья; дома, дома стражи, мастерские, конюшни, сараи, казармы, базары — все это на вершине горы. Даже вершину старой Ильинской церкви можно увидеть с Подола — в Киеве уже давно живут многие христиане. Здесь, на низком берегу Днепра, находятся несколько хижин, лежащих стружками. Наверное, что-то было вырезано, ящики были похоронены под каждым ремеслом. Дегтем движется, где-то они запятнали башню, и ладаном взорвали задницы греческим кадиллам. Короче говоря, пора начинать.
Должно быть, Добрыня заказала церемонию. Это ответственный поступок, и он должен вступить в класс: Следующей весной Добрыня крестит Новгород, свой второй дом… Князь кивнул, и Добрыня прыгнула к осликам, чтобы избавиться от них.
На этом этапе мы возвращаемся к «Истории времен». Все, что она рассказывает, впервые произошло в Киеве. Никто не мог себе представить, что делать и как это делать. И трудно понять, как можно крестить массу разных людей. Папы знают это, но они поют где-то, далеко и непонятно… Без сомнения, это беспорядок. Кто забирается на грудь, кто — на шею, малышей держат в руках — не держит их в воде, кто-то там и не стоит на месте, на ногах. Нарушает ли она тайну или нет? Не ясно. Крещеный, но согласно греческому обряду трех погружений… Как все это случилось? Они там были на корточках или как? Они ныряли головой? — Это невозможно понять. Я понимаю: случилось нечто запутанное, вышла не очень последовательная история.
Они наконец-то выпустили меня из машины. Все в мокрой одежде. Пошли домой. Но теперь князь знал, что в каждой хижине Киева есть его «брат во Христе». И все, беднейшие хижины, также знали, что в палатах сильнейшего города есть «брат во Христе» — великий князь.
Только мы не знаем точно, какой это был год. Тысячелетие 1988 года — это приостановленная дата. Историки спорят об этом серьезно и противоречиво уже более ста лет, но и сегодня никто не может с полной уверенностью сказать, был ли это 988 или 989 год, может быть 990, а может быть, и позже.
Крещение других стран России
Некоторые киевляне не подчинялись ни княжеской власти, ни угрозе насилия. И это был признак того, что в стране существует серьезное противодействие религиозной политике князя Владимира. Оппозиция скрывала внутри себя большую опасность для Великого Княжества. Оппозиция могла бы объединиться с язычниками из других регионов страны и совместными усилиями свергнуть Владимира Святославича с великокняжеского престола.
Князь Владимир и его христианское окружение не могли игнорировать возможность такого поворота событий. Чтобы этого не случилось, Владимир Святославич и его последователи должны в кратчайшие сроки заставить себя подчиниться хотя бы главным городским центрам России, где проживали местные знания, обладающие собственными дружинниками и продиктованные волей к сельскохозяйственному району.
Один из этих великих городских центров России Х. Одним из таких великих городских центров России X века был Новгород Великий, расположенный на пути «от варягов к грекам», что имело огромное значение. Осознавая значение Новгорода в жизни Руси, Владимир Святославич в 990 году послал туда христианских миссионеров, которые с помощью словенского войска во главе с дядей великого князя Добрыней и вспомогательных войск воеводы Путяты заставили жителей города принять крещение.
Известно, что первыми епископскими стульями, за исключением Киева и Новгорода, были стулья Чернигова, Владимира-Волынского и Белгородского (сегодня село Белогородка под Киевом).
В одной части района было насильно насажено христианство, в то же время религиозные здания были разрушены язычниками, которые сопротивлялись репрессиям.
В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства по традиционной церковной истории продолжалось до XII века. Век: первые два епископа, отправленные в Ростов, были изгнаны, а третий — святой Леонтий — умер в 1073 году от рук язычников (согласно прологу 993 года). Ростовчан крестил только епископ Исаия (15 мая 1090 года), который поднялся на кафедру в 1078 году.
Точной информации о переходе в христианство жителей других городов страны нет. И это, конечно, вовсе не совпадение. Очевидно, что и обращение населения других регионов страны в христианство не прошло гладко, сопровождалось вооруженными выступлениями язычников и применением против них вооруженной силы.
Чтения из различных, многовременных, но взаимосвязанных источников позволяют сделать вывод о том, что князь Владимир крестил большинство населения Древнерусского государства. Это не означает, что все люди на Руси обратились в христианство. Некоторые из язычников, как упоминалось выше, поселились в труднодоступных местах. Некоторые языческие священники также выжили.
Первые храмы в России
Как только киевляне крестились, Великий князь приказал рубить киевские церкви и размещать их в местах, где раньше были идолы, — действительно разумная мера! Несомненно, язычники привыкли считать эти места святыми для себя, привыкли собираться там для поклонения своим идолам; теперь, когда они пришли в те же самые места с той же привычкой, киевляне столкнулись с христианскими храмами и, конечно же, забыв о прежних богах, научились поклоняться истинному Богу. После того, как святая вера распространилась из Киева по всей России, русская апостолка поспешила построить храмы Божьи и в других городах и селах. Среди этих храмов, созданных в нашей стране в то время, древние легенды упоминают несколько.
Первой церковью, построенной святым Владимиром сразу после крещения киевлян, была церковь Василия Блаженного. Примечательно, что она была построена самим Великим Князем и во имя Его Ангела; она была построена на том же самом холме, на который тот же Великий Князь ранее поставил Перун и других богатых ученых во времена Его язычества, и где Он встречался с подданными Своими, чтобы удовлетворить идолопоклоннические требования. Он находился недалеко от двора великой княжеской тюрьмы на востоке и поэтому, вероятно, сначала служил придворной церковью, где молился сам русский апостол, или, возможно, считался таковым между церквями Киева и главной церковью, собором, пока для этого не была построена особая церковь. Судя по обстоятельствам того времени, можно предположить, что церковь Василия Блаженного первоначально была сделана из дерева, но вскоре, как и недаром, и почти самим Владимиром, она была построена из камня, так как остатки последнего свидетельствуют о том, что она и сделана из материалов, и весьма схожа по конструкции с другими каменными церквями, построенными Владимиром и Ярославом.
Другая церковь, не из дерева, а из камня и великолепная, была построена Владимиром во имя Пресвятой Богородицы. Он также выбрал место для новой церкви рядом со своим тюремным двором на юго-западе, и именно это место было орошено кровью первых двух христианских мучеников на Руси — варягов Феодора и Иоанна, переживших смерть во времена язычества во Владимире. Эта церковь, основанная в 989 году по благословению митрополита Михаила, семь лет строилась ремесленниками, которые были намеренно вызваны из Греции и, вероятно, перестроили церковь Васильева по просьбе Великого Князя. В 996 году, когда церковь Пресвятой Богородицы была закончена и освящена, царь-строитель храма торжественно встал в ней и произнес молитву Богу: «Господи Боже, посмотри с небес и увидишь, и посети виноград твой, и увидишь, что посеяла правая рука твоя — эти новые люди, к которым ты обратил свое сердце, чтобы они узнали тебя, истинного Бога». Посмотрите также на эту Церковь, которую я, недостойный слуга, создал во имя Твоей родной матери, Девы Марии, и когда кто-то молится в этой Церкви, услышьте его молитву, молитву за Чистую Матерь Божью. Затем Владимир в присутствии митрополита Леонтия, епископов Греции и всех русских, в присутствии бояр и бесчисленных исреков: «Даю Церкви Пресвятую Богородицу сию от имени Моего и от града Моего десятую часть ее» — и, написав клятву, вложил завещание в саму Церковь, которая стала называться десятиной, — по десятине, установленной за ее содержание.
В тот же почетный день — в день освящения Десятинного храма — Владимир устроил для митрополита великий праздник с епископами, боярами и старейшинами, человеческими и раздал много имущества бедным. Этот великолепный храм — красноречивый памятник веры и благочестия наших сверстников среди апостолов, сохранившийся в своих руинах, намного превысил размеры и богатство церкви Василия Блаженного. В ознаменование светлого праздника, который состоялся по случаю освящения Храма Десятой, церковные власти, естественно, по просьбе Великого Князя, затем решили отмечать этот день каждый год 11 или 12 мая, точно так же, как отмечались дни освящения самых известных церквей Греции, и это был, насколько известно, первый настоящий праздник в Русской Церкви.
Третий храм, построенный Владимиром, примечателен только по случаю его возведения. Вскоре после того, как Великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном нападении печенегов на город Васильев, который находился под Киевом, и бросился с небольшим отрядом на защиту города. Но, столкнувшись с врагом, он не смог устоять перед ними и едва сбежал под мост, спасаясь от преследователей. Среди этой опасности Владимир поклялся Богу, что если опасность пройдет, он найдет церковь в Васильеве. Молитва богобоязненного князя была услышана, и в то же время он с радостью и благодарностью исполнил свой обет и основал в Васильеве церковь во имя Преображения Господня, потому что именно в этот праздник у печенегов был неудачный посев и избавление от них. Эта церковь — первый опыт строительства так называемых обычных церквей, который мы потом умножили: Он был построен, несомненно, за один день или в кратчайшие сроки, потому что после его постройки князь отпраздновал восемь дней в Васильеве со своими боярами, садовниками, старейшинами из всех окрестных городов и многими людьми, пожертвовав 300 гривен и самые жалкие 300 гривен, а в день засыпания вернулся в Киев, где также устроил великий праздник для бесчисленного множества людей. Тогда Владимиру удалось построить на месте этого деревянного храма каменный храм Преображения Господня, который был поспешно возведен обстоятельствами, в память о столь близком ему событии, как доказывают более поздние предания.
Значение и последствия крещения Руси
Чтобы устранить или хотя бы ослабить недовольство жителей России, вызванное насильственным крещением, Владимир Святославич всячески пытался оплодотворить население. Он организовывал в городах великолепные торжества, сопровождаемые праздниками и распределением богатств из великокняжеской казны. Такая политика зачабривнивания населения могла иметь только положительные результаты. Это в какой-то степени примирило народ с Верховным Губернатором России и его новой религиозной политикой.
Вспомним, какой была Россия до Владимира и какой она стала после крещения Владимира.
Русские князья до Владимира были больше ведущими завоевателями, чем отцы и благодетели народа. Их кампании и их добыча привлекли их больше, чем забота о своих подданных. Многие племена все еще находятся на очень низком уровне морального и культурного развития; для некоторых из них даже обычной практикой было «прятаться», т.е. похищать девочек, чтобы сделать их своими женами.
Было бы неправильно считать, что славяне имели только одну негативную характеристику и были лишь полудикой массой. Нет, наоборот, в их природе было много хорошего. Они были гостеприимны, храбры и честны. Жены были верными спутниками своих мужей, которые часто оставались верными и мертвыми. Славяне чтили своих старейшин и подчинялись им в частных и общественных делах. Но в то же время они проявили предательство, жестокость и хитрость.
Владимир, знавший первые зачатки веры во Христа от бабушки, но заглушивший ее безудержные страсти в юности, глубоко потрясен мученической смертью варяжских бояр Феодора и Иоанна и решает изменить свой образ жизни. Тщательно изучив вопрос веры — жизнь Владимира была тесно связана с его убеждениями — Владимир принимает решение. Будучи целостным и прямолинейным, он не останавливается на полпути и принимает то, что было лучшим. Он просветляется светом православия и после крещения становится ревностным исполнителем заповедей Христа. Своим примером и призывами он уносит своих подданных. Это поразительная перемена во Владимире, который стал святым мужем от развратного и необузданного в своих страстях юноши.
Но не менее разительные изменения произошли и в крещенной России. Крещение Киева, а за ним и всей остальной России, открыло новую жизнь восточным славянам и стало отправной точкой их славной истории.
Разобщенные славянские племена, составлявшие власть Владимира, почувствовали свое единство с принятием христианства. Чувство единства особенно усиливалось тем, что в церковном отношении вся Россия на протяжении нескольких веков формировала единое митрополитическое государство, несмотря на позднее разделение России на губернии.
Церковь оказала наибольшее влияние на объединение России в единое государство. Не только славянские племена, но и другие племена, проживающие в Восточной Европе, среди которых было распространено православие, объединились с русским народом. Церковь оказывала умиротворяющее влияние во время внутренних беспорядков и в то же время вдохновляла на осознание того, что русский народ един и поэтому должен образовывать единое целое. Под сенью Святой Православной Церкви Россия образовалась, укрепилась и выросла в великое государство, заняв одну шестую часть Вселенной. С первых лет после крещения русский народ пытался привнести в свою жизнь учение Евангелия не принуждением, а добровольным принятием христианства. Крещение переродилось и внутренне изменило ранее грубое сердце народа. Сохраняя свои старые добрые качества, они освобождаются от плохих качеств, которые были с ними. Борьба между добром и злом шла не только в душе Владимира, но и во всем народе, и произошел перелом в сторону добра. Русский народ после крещения не был таким, каким он был до крещения. Это были действительно новые люди, «новые люди».
Это не значит, что все они сразу стали совершенными, что зло исчезло из души всех и перестало быть в России. Нет, так оно и было, оно продолжало бороться с добром в каждом. Но движущей силой русского народа было православие, которое охватывало все аспекты личной, общественной и государственной жизни. Дух Евангелия пронизывал семейную и общественную жизнь; под влиянием церковных правил формировались взгляды и законы государства приводились в гармонию с канонами. Общим направлением жизни русского народа был поиск истины Божьей.
Стремление к истине Божьей пронизано законами, правосудием и общественными действиями. Духовная и интеллектуальная жизнь русского народа характеризуется таким же стремлением служить Богу. Почти все аспекты их культурной жизни берут свое начало в жизни Церкви и развиваются под влиянием Церкви.
Русские книги и русское искусство начинались в монастырях и были настолько проникнуты христианским духом, что даже писатели более поздних времен, поставившие своей задачей борьбу с церковным учением, не могли полностью освободиться от его влияния. Сами верховные правители Руси — великие князья и цари всей Руси — осознавали свою ответственность перед царем владычества и считали себя рабами Божьими, как и в глазах своих подданных. Поэтому русские цари не были царями «по воле народа» и царями «по милости Божией».
Святая Русь через множество святых, воссиявших на земле России. Начиная с сыновей святого Владимира, благородных князей Бориса и Глеба, которые первыми на Руси были «прославлены чудесами», и святого Владимира, Иоанна Крестителя Руси, с его бабушкой Ольгой, бесчисленное множество святых в Земле Русской жили и жили «прославленные святостью и чудесами».
От крещения Руси до наших дней, кажется, не прошло и часа, чтобы где-нибудь в стране России не жил святой, который после своей смерти стал небесным представителем страны Русской. В каждой стране России, почти в каждом важном городе были свои святыни. Его духовными центрами были монастыри, которые влияли как на вес, так и на град.
Каждое место, каждое наречие освящалось служением Богу. История России, полная чудесных свидетельств о Божьей промышленности над ней, — это история Божьего строительства, новая священная история. Влияние его святых мужей на исторические события России настолько велико, что отделить историю Российского государства от истории Церкви невозможно. Уклад жизни и быт русского народа был создан Церковью. Внешняя политика России также во многом являлась выражением ее духовного облика.
Заключение
Крещение Руси» — одна из тем школьной программы, но когда мы учимся в школе, то часто не обращаем внимания на такие важные и интересные темы. Поэтому я, как и многие другие, не помнил всех подробностей крещения Руси. Вот почему я выбрал эту тему. Изучив его, я принес много интересного для себя, определил ход событий, связанных с крещением Руси, и сделал выводы о причинах и значении принятия христианства на Руси. Главная задача, которую я ставлю перед собой, — воспитать в себе чувство патриотизма и уважения к прошлому родной страны, и надеюсь, что у тех, кто читает мое сочинение, будет это чувство.
Поскольку я считаю, что достиг поставленной цели, я подробно рассказал о деятельности князя Владимира Святославовича.
Завершая свою работу, могу сказать вкратце, что введение христианства на Руси дало большой толчок для большего развития культуры. Все аспекты жизни в древнерусском обществе изменились. Потребовалось много духовенства, а это значит, что нам нужны школы, нужны богослужебные книги — это значит, что нужно создать условия для работы книжников, чтобы подготовить этих людей. Их массовое образование приводит к распространению грамотности. Для украшения храмов (а в конце Владимирского царствования их в Киеве было всего несколько сотен) нужны иконы, мозаики и мастера каменного зодчества. Все это указывает на развитие древнерусского искусства и ремесел.
Христианству нужно большое количество мест, нам нужна овощная пища, поэтому развитие садоводства идет быстрыми темпами.
Русские стали беспокоиться, и проблемы высшего порядка, можно сказать философские по своей природе, но были одеты в богословскую форму. Монастыри, основанные на Руси сыном Владимиром Ярославом Мудрым, стали своеобразными научными центрами. Здесь пишутся летописи, создающие произведения, имеющие высокую богословскую и политическую ценность.
Так что можно сказать, что христианизация России была огромной прогрессивной революцией во всех сферах жизни древнерусского общества.
Список литературы
- Платонов С.Ф. Учебник истории России. ООО «Фолиум Норд Корпорейшн», 1994 г. — с.26-28
- Сухов А.Д. Введение христианства в Россию / Внутренняя философия Академии наук СССР V24: Мысли, 1984 — с. 104-120
- Ишимова А.О. История России в сказках для детей: В 2-х кн. Kn 1 / A.O.
- Ишимова. — Москва: ООО «Издательский дом АСТ», 2005 г. — — 460 с. — – с. 23-26
- Кондахсазова Д.Р. Школьная энциклопедия «Русская». История России 9-17 веков — М.: ОЛМА-Пресс Образование, 2005. — 784 с., Шлик. — – с.327-330
- Белов О.А. Как крестилась Россия. — М: Политиздат, 1985. 320-е: Шлик. — с.10-13, 131.
- Карамзин Н.М. История Российского государства. — М.: Издательский дом «Эскмо», 2003. — 1024 с., больной. — с. 72-81.
- Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь по истории России. — Нижний Новгород: «Два богатыря» и «Славянские братья», 1995г. — 640с. — – с.293-295