Оглавление:
У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!
В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
- Реферат на тему: Основы здорового образа жизни
- Реферат на тему: Настольный теннис
- Реферат на тему: Русский язык в современном мире
- Реферат на тему: Язык и культура
Введение
Тема семьи и брака актуальна в современном обществе, так как семья занимает особое место в жизни каждого человека. В нем мы растем, воспитываем, впитываем нравственные и этические нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки. Семья также определяет характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются в кругу семьи. В любом обществе большинство взрослых состоят или состояли в браке.
В этом документе будут рассмотрены следующие аспекты семьи и брака:
- Концепция семьи и брака
- Брак и семья как социальные институты
- Основные типы современной семьи
- основные социальные функции семьи
- Виды свадеб.
Концепция семьи и брака
Семья и брак являются социальными формами регулирования отношений между людьми, находящимися в родственных отношениях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются идентичными. Термины «семья» и «брак» обычно встречаются как в повседневной жизни, так и в научных публикациях. Это действительно так, поскольку социальные реалии, обозначенные этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья — это не одно и то же; они не идентичны, а частично совпадают, потому что семья может существовать без брака, а брак может существовать без семьи как таковой.
Семья — это небольшая социальная группа с высоким уровнем развития, важнейшая форма организации личной жизни, основанной на брачном союзе и родстве, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Понимание семьи как малой социальной группы с высоким уровнем развития — ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригруппового общения. Это проблемы общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, взаимодействия между группами как средства построения отношений между семьей и социальной средой — с семьей, соседями, общими коллегами и друзьями и т.д. Решение этих проблем является социально-психологическим аспектом изучения семьи как социальной системы.
Особенность семьи как малой социальной группы связана с высокой аффективной (эмоционально-сенсорной) интенсивностью и «перенасыщенностью» взаимоотношений между членами семьи. В семейных отношениях на одном полюсе могут быть отношения любви, счастья, принятия и привязанности, на другом — отношения ненависти, неприятия, зависимости и негативизма.
Семейные отношения имеют три основных типа:
- Кровные отношения (братья и сестры того же пола, а также братья и сестры того же пола (отец) и братья и сестры того же пола (мать));
- роды (родители — дети);
- Брак (муж-жена, супруг).
Брак — это особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регламентированная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своим детям. Брак является основой формирования семьи. Брак — это государственное учреждение, общественное «учреждение», это особое общественное (социальное) учреждение, это особая форма социальной структуры, вместе с которой, например, государство как особое учреждение регулирует отношения между своими гражданами, вместе с институтом собственности и т.д. Брак — это общая форма отношений между полами, между мужчинами и женщинами, которая исторически определяется, санкционируется и регулируется обществом и которая устанавливает их права и обязанности между собой и по отношению к своим детям — по отношению к потомкам. Брак является традиционным средством формирования семьи и средством социального контроля над семьей. Брак — это «культурный инструмент», способ, способ самосохранения и развития общества и государства.
Брак и семья как социальные институты
Семья как социальный институт выделяется из всей системы институтов, существующих в обществе. Трудно найти другое социальное учреждение, которое удовлетворяло бы столь многие повседневные и обыденные потребности. Семья является основным носителем культурных моделей, которые передаются по наследству, в которых человек учится социальным ролям, основам образования и поведения.
С институтом семьи тесно связан еще один социальный институт — брак — добровольный союз мужчины и женщины, из которого вытекают их права и обязанности по отношению друг к другу и к своим детям. Брак — это социально признанная модель поведения, при которой лица, состоящие в браке, образуют семью. Брак предполагает не только деторождение и воспитание детей, но и многие другие права и обязанности. Разные общества устанавливают разные модели брака. Каждое общество ограничивает выбор супруга, позволяя ему быть избранным только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамия. В современном обществе брак между родственниками запрещен, чтобы избежать инцеста. Таким образом, моральные нормы запрещают мужчине жениться на своих сестрах, кузенах и близких родственниках.
И наоборот, существуют противоречивые требования, когда выбор супруга возможен только внутри группы. Эта культурная модель брака называется эндогамия. Такое требование встречается в первобытных обществах. В современных обществах распространена расовая и нисходящая эндогамия, в которой запрещается выбирать партнера из другой расовой группы и бедных слоев общества. Эндогамия характерна для закрытых групп, таких как касты.
Для большинства современных обществ существует только одна форма брака — моногамия, т.е. брак мужчины и женщины. Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, т.е. такие формы брака, при которых в браке было несколько партнеров. Есть три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, в котором несколько мужчин и несколько женщин вступают в брак друг с другом одновременно. Во-вторых, в обществах южной Индии и Тибета существует такая форма полигамного брака, как полиандрия, в которой женщина имеет более одного мужчины, поскольку мужское население намного больше, чем женское. Здесь считается нормальным, что женщина выходит замуж и автоматически становится женой всех братьев мужа, и они живут вместе. В-третьих, наиболее распространенной формой полигамного брака является полигамия, которая распространена в восточных странах.
Основные типы современной семьи
Преобладающей формой семьи является нуклеарная семья (супружеская семья). Она основана на супружеской паре и их детях, которые находятся на их иждивении.
Помимо нуклеарной семьи, распространена форма семейной организации, называемая родственной семьей. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровосмешении большого числа родственников. По этой причине его иногда называют расширенным. Эта семья — клан родственников вместе со своими супругами и детьми.
В современном обществе многие родственные связи ослабевают, так что нуклеарная семья берет верх над родственниками.
Основой семьи обычно является супружеская пара. Однако существуют семьи, для которых характерно совместное проживание и совместное ведение домашнего хозяйства, но которые не оформлены в законодательном порядке. В последнее время число таких семей значительно увеличилось. Социологи в целом отмечают снижение желания и готовности населения вступать в брак, что особенно характерно для современных индустриальных стран. Существуют также семьи с одним родителем, в которых один родитель отсутствует или родительское поколение вообще не присутствует по определенным причинам (например, когда дети живут с бабушкой и дедушкой без родителей).
В социологии существует три основных типа семьи: традиционная (патриархальная) семья. Такой тип организации семьи требует существования не менее трех поколений под одной крышей, и ведущая роль отводится пожилому человеку.
Это типично для традиционной семьи:
- экономическая зависимость женщины от мужа;
- функционально четкое разделение сфер семейной жизни и консолидация обязанностей мужчин и женщин (мужчина — кормилец, женщина — хозяйка)
- признание безоговорочного превосходства мужчин над семейным лидерством.
Нетрадиционная семья. В нем сохраняется традиционное отношение к мужскому лидерству и разделению семейных обязанностей между мужчинами и женщинами, но, в отличие от семей 1-го типа, без достаточных объективных экономических обоснований. Социологи характеризуют этот вид эксплуатации семьи как эксплуататорский, поскольку помимо права на участие в общественной работе наравне с мужчинами, женщине предоставляется «исключительное» право на работу по дому.
Эгалитарная семья (семья равных). Этот тип семьи характеризуется: а) справедливым, пропорциональным распределением домашних обязанностей между членами семьи, взаимной зависимостью супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждением основных проблем и совместным принятием важных для семьи решений; в) эмоциональной насыщенностью отношений.
Существуют также переходные семьи, в которых ролевые модели мужчин более традиционны, чем их фактическое поведение, или наоборот, в демократических ролевых моделях мужчины имеют незначительную долю в домохозяйстве.
Основные социальные функции семьи
Семья как социальный институт выполняет следующие функции.
Первая функция — сексуальное регулирование.
Семья функционирует как главный социальный институт, через который общество упорядочивает и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Конечно, в обществе есть и другие способы удовлетворения этих потребностей. В патриархальных семьях добрачный половой опыт строго запрещен (по крайней мере, для женщин). Пуританские обычаи, связанные с религиозными запретами и широко распространенные в европейской культуре в прошлые века (вспомним трагедию Гёте «Фауст» и страдания молодой, неопытной Гретхен), в современном обществе сменились новой «философией брака». Сегодня многие считают абсурдными браки девственниц, а добрачные половые отношения — более чем терпимыми.
Вторая функция — воспроизводство населения, которое выполняет семья.
Естественная убыль населения должна постоянно повторяться новыми поколениями, желательно физически и психически здоровыми детьми. Выполнение этой важной функции, без которой общество перестанет существовать, в первую очередь возлагается на семью. Поэтому важно, чтобы общество регулировало рождаемость во избежание демографических взрывов или спадов.
Третья функция — социализация.
Семья является основным носителем культурных образцов, которые передаются из поколения в поколение. В семье ребенок знакомится с культурой общества и его традициями, приобретает знания о правилах поведения в обществе, нормах морали, понятиях чести, добра и справедливости. Можно сказать, что семья закладывает фундамент для воспитания человека как личности, выясняет его способности и делает выбор карьеры для будущего сотрудника. Основным способом социализации семьи является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.
Четвертая функция — удовлетворение потребностей человека в эмоциональном, духовном общении, любви и интимной поддержке, сочувствии и сострадании.
Психиатры, социологи, юристы и педагоги свидетельствуют о том, что люди, лишенные в детстве ласки, которые растут в детских домах без отца и матери, чаще всего страдают соматическими заболеваниями, психическими расстройствами и девиантным поведением. Забота и любовь близких, доверительные эмоциональные контакты с отцом, матерью, братьями и сестрами — жизненно важный элемент существования каждого человека, залог психического и духовного здоровья, оптимистичного настроения и успеха в жизни. Особенно важно поддерживать семью в трудные моменты, в испытаниях и невзгодах жизни, когда весь мир кажется ему враждебным, и только семья становится опорой и помогает справиться с ситуацией. Чувство вины, стыда или гордости за одного человека обычно разделяют все члены семьи. Во всех обществах институт семьи в разной степени обеспечивает физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Пятая функция — экономическая, внутренняя.
Семья обычно удовлетворяет первичные потребности человека — ест, одевается, обувается, дает крышу над головой. В результате члены семьи имеют общее хозяйство. Семья не только развивает определенный образ жизни, но и накапливает материальные блага, которые дети получают от родителей в наследство, а затем передают своим детям и т.д. Членство семьи в определенном социальном классе во многом определяет ее судьбу как личности.
Виды брачных союзов
Несмотря на то, что в современном западном обществе доминирует основная цивилизованная форма брака — брак между мужчиной и женщиной, в некоторых странах (16 стран) существуют также однополые браки; существуют также групповые браки, когда несколько мужчин и женщин живут в брачных отношениях.
Необходимо сослаться на ошибочное обозначение фактического, незарегистрированного брака в ЗАГСе в соответствии с гражданским законодательством, в то время как в соответствии с гражданским законодательством брак правильно обозначен как зарегистрированный брак, в отличие от церковного брака (брака).
В России церковный брак не имеет юридической силы, поэтому молодожены после заключения брака регистрируются в ЗАГСе.
В некоторых мусульманских странах временный брак является законным, т.е. брак, заключаемый на определенный период времени, указанный в брачном контракте.
Существует также брак хозяев, если супруги зарегистрированы, но живут далеко друг от друга (в разных городах) и только периодически встречаются.
Хотя сегодня любовь является основой брака, и большинство браков в европейских странах — это браки по любви, в некоторых странах существуют браки по договорённости, браки по договоренности и браки по принуждению.
Брак по договоренности — это результат договора между заинтересованными лицами (родителями, родственниками, священнослужителями) без учета мнения молодежи; брак по договоренности заключается в личных интересах одного или обоих партнеров; брак по принуждению заключается против воли одного или обоих будущих супругов.
Особым случаем принудительного брака является «бродячий» брак, в котором молодой человек был вынужден жениться на девушке, которая от него забеременела.
И особым случаем браков по договорённости является политический брак, в котором люди (как правило, из монархических семей) вступают в брак для того, чтобы иметь некоторые политические преимущества, такие как укрепление отношений между государствами.
Известны также такие браки, как месаглийский и морганатический — так называемые «неравные» браки, когда супруги принадлежат к разным поместьям. Но в случае с месальянами, супруг, принадлежащий к низшему классу, имеет равные права с супругом, принадлежащим к высшему классу, а в случае с морганатическим браком социальный статус супруга, находившегося на социальной лестнице, в дальнейшем не повышается.
Я не могу не упомянуть о таких браках:
- Вымышленный брак — это фиктивный брак, который имеет некую цель пары, но не создание семьи;
- «белый» — брак без сексуальных отношений, между членами определенных кругов духовного или творческого интеллекта;
- Брак по заказу — практикуется в спецслужбах разных стран, в том числе и в российской спецслужбе;
- Вскрытие — это брак, заключенный с покойником.
Посмертные браки практикуются в очень редких странах и обычно разрешаются беременной женщине в случае смерти, например, ее военного жениха.
Заключение
Таким образом, семья, как союз людей, основанный на браке и кровосмешении, объединенных общей жизнью и взаимной ответственностью, является важнейшим институтом человеческого общества.
На нынешнем этапе необходимо всячески поощрять, поддерживать и укреплять ценности семьи и брака, чтобы наша страна могла стать положительным примером развития и формирования семьи как социально-экономической ячейки общества.
По сей день практически нет семей, которые не были бы затронуты или не были бы затронуты проблемами. К основным проблемам брака относятся: семейные дисфункции, неравный семейный статус супругов; перегрузка женщин; дисгармония интимных отношений; недостаточный престиж супругов, бытовое насилие, мотивы рождения или отсутствия детей.
Но каждая семья по-разному сопротивляется семейным проблемам, так как обстоятельства могут быть разными. Из этого следует, что каждая семья является индивидуальной и должна изучаться разными науками, что обусловливает актуальность и неисчерпаемость семейной темы.
Список литературы
- Гаврилова Т.П. Семейная психология. — М.: Владимир, 2001.
- Друщинин В.Н. Семейная психология. — М.: Просвещение, 1995.
- Психология мотивации и эмоций. Отредактировано Э.Б. Гиппенрайтером и М.В. Фаликманом. — М.: Че-Ро, 2001.
- Райгород Д.И. Семейная психология. Учебник для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. — Самара: БАХРАХ-М, 2007.
- В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для средних школ. — М.: Просвещение, 2004.
- В.И. Добренков, А.И. Кравченко. Социология. Короткий курс. — М.: Просвещение, 2004.