Для связи в whatsapp +905441085890

Ибн сина (Авиценна), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма — Биография

Биография

Ибн Сина (латинизир. Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения — ‘Книга исцеления’, ‘Книга указаний и наставлений’ и др. — содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины ‘Канон врачебной науки’ (в 5 ч.) — обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей — была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

Ибн сина (Авиценна), средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма

Жизнь

Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца — чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) — у Исмаила Захида, медицину — у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг ‘Академии Мамуна’, объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.

Труды

Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые — на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой ‘Теологии Аристотеля’ (извлечения из 4-6 разделов ‘Эннеад’ Плотина). Главная философская работа Ибн Сины — энциклопедический труд ‘Книга исцеления’ — состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси ‘Книга знания’ (‘Даниш-намэ’). В сокращенном изложении философские идеи ‘Книги исцеления’ содержатся в ‘Книге спасения’ (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). ‘Книга указаний и наставлений’, написанная в последние годы жизни, — итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел ‘Канон врачебной медицины’. Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).

Около 1023 года он останавливается в Хамадане (Центральный Иран). Вылечив очередного эмира от желудочного заболевания, он получил неплохой «гонорар» – его назначили визирем, министром-советником. Вроде бы, о чем еще можно мечтать! Но ничего хорошего из этого не вышло. Дело в том, что к службе он отнесся честно, тщательно вникал в детали и, как человек чрезвычайно умный и образованный, начал делать реальные предложения по части преобразования системы правления и даже войска – вот что поразительно! Но предложения Авиценны оказались абсолютно не нужными окружению эмира. Там были свои министры обороны! Среди придворных начали плести интриги. Появилась зависть и злоба – ведь врач всегда так близок к правителю! Дело начало принимать плохой оборот, стало понятным, что он в опасности. Какое-то время он скрывался у друзей, но ареста он избежать не смог. А тут сменился правитель, и сын нового правителя захотел иметь Авиценну около себя – слава его была очень велика, а практические медицинские умения хорошо известны. Он провел в тюрьме четыре месяца. Заточение его не было безнадежно тяжким, ему было разрешено писать. Выйдя на свободу, он вместе с братом и своим преданным учеником снова пустился в путь. И оказался в глубинах Персии, Исфахане.

Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина

Авиценна торопился. Как врач и мудрец он знал, что ему немного осталось жить, и потому спешил. То, что он постигал тогда, в те давние времена, кажется невероятным. К примеру, писал о роли сетчатки глаза в зрительном процессе, о функциях головного мозга как центра, куда сходятся нервные нити, о влиянии географических и метеорологических условий на человеческое здоровье. Авиценна был убежден, что существуют невидимые переносчики болезней. Но каким зрением он мог их увидеть? Каким? Он говорил о возможности распространения заразных болезней через воздух, сделал описание диабета, впервые отличил оспу от кори. Даже простое перечисление того, что он сделал, вызывает изумление. При этом Авиценна сочинял стихи, написал несколько философских произведений, где ставил проблему соотношения материального и телесного. В поэзии Авиценны очень емко выражено его стремление видеть мир единым, целостным. Вот его четверостишие в переводе с фарси: «Земля есть тело мироздания, душа которого – Господь. И люди с ангелами вместе даруют чувственную плоть. Под стать кирпичикам частицы, мир из которых создан сплошь. Единство, в этом совершенство. Все остальное в мире – ложь».

Философия

В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем — различны). Абсолютно необходимо сущее — Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.

В философской повести ‘Живой, сын Бодрствующего’ Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном ‘уме’ (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.

Авиценна был первым из философов кто начал исследование в области возрастной психологии, он изучал взаимосвязь между физиологическим развитием человека и его психологическими особенностями в различные периоды жизни. Большое значение он отдавал воспитанию, именно через него осуществляется воздействие психики на организм человека, а психика является движущей силой изменения этого организма в определенном направлении. Также Авиценна придавал значение тем чувствам, эмоциям, которые воздействуют на ребенка в раннем периоде жизни. Эти аффекты формируют его будущую личность, характер, мировоззрение, отношение к другим людям. В своем учении Авиценна выделял четыре основных возрастных периода.

Первый период это – «рост». Он охватывает время от рождения и до тридцати лет, включая в себя младенчество, детство, юность.

Второй период – «остановка роста». Он охватывает промежуток времени от тридцати и до сорока лет.

Следующий период – «понижения при сохранении части сил», этот промежуток равен  от сорока до шестидесяти лет.

И четвертый период – «упадок при ослаблении сил». Здесь он рассматривал возраст от шестидесяти лет и до смерти.

Данное учение разрабатывалось Ибн Синой на основе его медицинского знания о опыта.

Таким образом, возрастная психология Авиценны преподносит идею о возможности управлять психологическими процессами в формирующемся организме, определять его будущие мировоззренческие установки, зависящееся от поведения людей. И доказал, что устранив душевную причину расстройства можно излечить организм.

Всем известен проведенный им опыт,  доказывающий его установку. Опыт состоял в том, что двух баранов кормили одинаковой пищей. Только одному давали ее в благоприятных условиях, а другому в присутствии привязанного поблизости волка. Естественно под таким аффектом второй баран быстро терял вес и в итоге погибал. Объяснение этого феномена философом не дошло до наших дней, но его опыт объясняет взаимосвязь между психологическими установками и физиологическим состоянием.

Познания в области психологии души явились основой познания процессов, происходящих в теле человека при воздействии на него терапевтических мероприятий таких, как лекарственные средства или хирургическое воздействие.

Другим выдающимся трактатом Авиценны является «О неповторимости и уникальности конституции тела человека». Он говорил: «Редко бывает, чтобы кто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру». Основу разнообразия натур составляют различные сочетания и степени уравновешенности соков и элементов организма. Авиценна говорил, что при  равности  этих составляющих  натура является уравновешенной, а при сдвиге в ту или иную сторону происходит ее сдвиг. Он утверждал, что абсолютно уравновешенных натур нет.

Натуры, согласно его учению, делились на четыре простых вида: горячая, холодная, сухая и влажная. Они не являются стабильными и изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. Эти изменения Авиценна сравнивал с временами года. В настоящее время эти простые виды соответствуют четырем темпераментам.

Также он выделял и четыре сложных натуры в зависимости от того, какая из четырех жидкостей организма преобладает. Авиценна дифференцирует натуры, также по возрасту и по половому различию. В детском возрасте, тело влажное и горячее, а в пожилом – сухое и холодное. Оптимальным он считал натуру среднего возраста, достигнувшую  предела своего роста. Также он различал натуру мужчин и женщин. У мужчин она является сухой и горячей, а у женщины в полную противоположность. Кроме того философ различал натуры разных народов, отличия которых были обусловлены условиями их географического проживания. Авиценна говорил, «если телу индейца придать натуру славянина, то индеец заболеет и погибнет».

Даже различные органы Авиценна классифицировал по натуре. В мозгу преобладает влажное, а в сердце холодное.

Из всех существ Ибн Сина считал самым уравновешенным является человек, а из всех людей, те которые проживают близко к экватору.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия и религия как типы мировоззрения
  2. Греческое «чудо» — период становления европейской традиции в философии
  3. Аксиология
  4. Современная социальная философия о прогрессе и смысле истории
  5. Онтология и философия возрождения
  6. Сократические школы и их значение
  7. Техносфера и технологические эпохи
  8. Нужна ли современному человеку философия
  9. Максим исповедник
  10. Артур Шопенгауэр, немецкий философ, представитель волюнтаризма