Оглавление:
Проблема сознания всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, особенностей его отношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания через анализ сознания как специфической человеческой формы регулирования и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, атрибуцией человека как своеобразной реальности, как носителя определенных форм взаимодействия с окружающим миром, в том числе и управления им.
Человеческое сознание — это сложное явление, оно многомерно, многослойно. Восприятия его очень разные и зависят от разнообразия жизненного опыта людей, которые ни в коем случае не формируют одинаковых интерпретаций. Понимание сознания, его сущности, содержания, степени его проявления во многом определяется культурными традициями народа, его религиозной и социальной направленностью. Человек давно понял, что помимо окружающей действительности, существует еще одна реальность — его внутренний мир, который обозначается терминами «душа», «ум», «чувства», «разум», а сознание не последнее место. Поэтому вопросы о том, как возникает сознание, почему оно возникает и что оно представляет, всегда были актуальными, сложными и нуждающимися в объяснении. Не случайно ряд наук — психология, психиатрия, логика, физиология, кибернетика, информатика и др. — обеспокоены этими вопросами. В силу своей объективной многосистемной природы, сознание очень трудно определить во всех системах, и любое определение, если оно не указано для его конкретного назначения, оказывается неполным, односторонним, скептическим и приводит к попыткам его замены или дополнения. В то же время философия, обобщая данные конкретных исследований, формирует общее представление о природе сознания.
Сознание — это человеческая привилегия. В древности сознание воспринималось как бесплотная душа, которая контролировала все поступки и действия человека. Более пяти тысяч лет назад в древней Индии существовало учение об аюрведе, которое касалось природы человеческого сознания (аюрведа: аю — жизнь, веда — знание, наука). Древние индийские мыслители создали целую систему сознательного, добровольного контроля над организмом. Это преподавание встроено в конкретную программу. По-прежнему ведутся споры о природе сознания и способах его признания. Некоторые философы признают известность сознания, в то время как другие, напротив, категорически отрицают такую возможность.
Философия Новой Эры характеризуется индивидуалистическим подходом к человеку и его сознанию. Декарт расширил механистический принцип объяснения жизни организма, впервые ввел в науку понятие рефлекса. Он отождествлял сознание с мыслью и избегал термина «сознание». Идеалистическая тенденция Декарта получила дальнейшее развитие у Лейбница, который использовал термин «апперцепция». Локк разделяет мнение Декарта о том, что сознание — это «восприятие того, что происходит с человеком в его собственном сознании».
Рационализм в понимании сознания проявился у французских материалистов XVIII века, которые относились к сознанию как к функции мозга. Ламетриче, Дидро, Гельветий и Хольбах верили, что сознание — это образец вещей. По их мнению, сознание обусловлено общественной жизнью и зависит от образования. Только внешние обстоятельства и воспитание могут превратить ребенка в гения или идиота. Это связано с дуалистической природой человека. Человек — это биосоциальное существо. Человек возник из природы, но сформировался в обществе. Поэтому его сознание отражает как личностные характеристики индивида, так и те, которые сформировались под влиянием общества. По словам Аристотеля, «человек — социальное животное».
И. Кант исходил из принципа разницы между сознанием и существованием, которые являются взаимозависимым миром. Согласно Канту, я «думаю», то есть, я в сознании. Кант различает разные виды сознания.
Гегель подошел к социальному и историческому характеру сознания, рассматривая сознание как исторически развивающееся явление. В системе Гегеля реальная реальность — это универсальная, представленная в виде абсолютной идеи, из которой все развивается. Для него материальный мир является лишь формой инаковости Идеи. В Беркли материальный мир предстает только как комплекс ощущений. Некоторые материалисты также доказывали идентичность бытия и мысли, полагая, что сознание материально, а сама мысль является материальным явлением.
Материализм всегда рассматривал сознание как отражение мира в человеческом мозге, функцию специально организованной материи. Некоторые философские системы разделяли взгляды на религию и считали, что в человеческом организме есть особая сила, душа, которая является носителем и причиной его мыслей, чувств, желаний. Сознание не сводится к пассивно-зрелищному отражению мира, а опирается на социальную и историческую природу человека, на социальную практику. Изменяя внешнюю природу, социальные отношения, человек постепенно меняет свою природу, свое сознание.
Появление концепции сознания
В древние времена была попытка понять, что такое душа. Демокрит предложил, что душа является особым видом атомов, то есть душа является материалом. Идеалисты считали, что душа — это особая духовная субстанция, чуждая материи. Она может иметь самостоятельное существование, не зависящее от материи, особенно от тела (Декарта).
В 17 веке Гоббс и Спиноза предложили использовать термин «психика» для характеристики внутреннего мира человека; позже появился термин «сознание». Продолжались материалистические и идеалистические традиции в трактовке термина «психика», «сознание».
Таким образом, развивая материалистическую линию с точки зрения механики, возникает следующая точка зрения: поскольку сознание является материальной субстанцией, то оно является свойством всей материи, поэтому вся материя (природа) мыслит.
В девятнадцатом веке Вульгарные материалисты», немецкие физиологи Бюхнер, Фохт и Молешот, рассматривали сознание как физиологическую субстанцию, выделяемую мозгом. По мнению этих ученых, сознание без остатка может быть полностью разложено на элементарные физиологические нервные процессы. В том же веке появилась новая наука электрофизиологии, в которой, казалось бы, была подтверждена идея материальности сознания.
В некотором смысле, вопрос о природе сознания, особенно о материальности сознания, становится яснее, когда задумываешься о том, как возникло сознание, которое, как и вопрос о происхождении жизни, о происхождении человека, является «великой тайной».
Живая, органическая материя, которая является основой жизни, появившись на свет, продолжала развиваться в прогрессивном направлении. Критериями развития растительных и животных организмов были: 1) сложность их организации; 2) установление связи между формой и структурой каждого организма и организма в целом; 3) гармония между организмом и окружающей его средой.
Реализация вышеуказанных критериев была бы невозможна без совершенствования способности организма накапливать информацию и регулировать себя путем развития такого качества, как рефлексия. Дело в том, что в простейших формах отражения в неодушевленной природе след — отпечаток воздействия одного действия на другого — не становится для них ориентиром в их собственной деятельности по отношению друг к другу. Живая материя, в силу наличия внутренней программы, закодированной в ее материальном обеспечении, способна активно связываться с объектами и явлениями внешнего мира, в виде ориентации на факторы внешней среды, жизненно важные для живой материи, целенаправленно реагируя на информацию, содержащуюся в отражении.
Таким образом, первой формой отражения в живой природе была раздражительность. Жизнь возникает там, где появляются органические соединения, способные к саморегулированию, самовоспроизводству, самосохранению, размножению, самосовершенствованию в процессе эволюции, и появляется раздражительность. Раздражительность — это такое свойство жизни организма, которое заключается в отражении внешних и внутренних воздействий окружающей среды в виде возбуждения и внешней селективной реакции.
В процессе эволюции простейшие формы раздражительности, характерные для низших видов живых существ, начиная от одноклеточных организмов (например, амёбы), растений, животных с низкоорганизованным нервным аппаратом (тропизмы, такси), заменяются высокоорганизованными формами поведения. Раздражительность — это пре-психическая форма рефлексии, свойство организма, которое проявляется лишь как физиологическая реакция, еще не связанная с формированием субъективного образа объективного мира. Раздражительность — это средство контроля, регулирования адаптивного поведения.
С появлением животных возникает новая форма рефлексии — чувствительность: способность чувствовать и реагировать на ощущения, которая является исходной формой психики.
Структура сознания
Сознание является высшей формой целенаправленного интеллектуального отражения действительности людьми. Структура сознания предстает перед нами как чисто «пространственная» картина существования сознания. Когда мы говорим, что есть сознание, мы представляем себе, что есть набор очень специфических феноменов сознания, которые воспринимаются как конкретно различные или по существу одни и те же.
Как сложная система, сознание состоит из ряда взаимосвязанных сфер. Ученые различают интеллектуальную сферу, эмоциональную сферу, а также мотивационную и волевую сферы. Такой подход оправдан как с логической точки зрения, так и с точки зрения конкретной практики.
В частности, А.Спиркин предлагает выделить в структуре сознания три основные сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и волевую.
Познавательная сфера состоит из познавательных способностей, интеллектуальных процессов приобретения знаний и результатов познавательной деятельности, то есть самого знания. Традиционно различают две основные познавательные способности человека: рациональную и чувствительную. Рациональная когнитивная способность — это способность формировать концепции, суждения и выводы, и она считается лидером в когнитивной области. Чувствительное познание — это способность создавать ощущения, восприятия, которые служат основой рационального знания. Долгое время сознание отождествлялось с познавательной сферой, а все субъективные проявления человека сводились к интеллектуальной сфере. Философский смысл проблемы сознания проявился лишь в прояснении вопроса о том, какой из когнитивных способностей является ведущим.
Когнитивная сфера, помимо интеллекта и сенсорных способностей, включает в себя внимание и память. Память обеспечивает единство всех познавательных элементов, внимание дает возможность сосредоточиться на конкретном объекте. Сенсорные и концептуальные образы формируются на основе интеллекта, сенсорных способностей, внимания и памяти, которые формируют содержание познавательной сферы.
Элементами эмоциональной сферы сознания являются аффекты (гнев, ужас), элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти разнородные явления объединены понятием эмоций. Эмоция определяется как отражение ситуации в виде психического опыта и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе и увеличивает или, наоборот, снижает его эффективность.
Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве со способностью достигать цели. Главным элементом этой сферы является воля, которая определяется как способность человека достигать своих целей.
Вышеприведенная концепция неявно предполагает, что основной деятельностью человека, наделенного сознанием, является познавательная деятельность. Элементы сознания выделяются и интерпретируются именно с точки зрения познавательной деятельности человека, ее содержания и результата. Очевидным недостатком этой концепции является то, что единство сознания, представленное в виде набора разноупорядоченных элементов, отношение которых друг к другу недостаточно прояснено, остается лишь утверждением.
Свойства сознания
Сознание, как высшая форма отражения реальности, обладает следующими свойствами. Во-первых, она объективна по своему содержанию, то есть то, что в области сознания дается прямо или косвенно (через память, тексты, знаки) объективной, окружающей действительностью. Более того, поле сознания также зависит от личного, активного Я. Более того, сознание — это не только результат размышлений об объекте, но и отношение к нему, то есть оно включает в себя ценностное «измерение», описываемое терминами «желание», «аспирация», «внутренний выбор» и другими.
В современной философии и психологии существует особый термин, характеризующий свойство сознания зависеть от того, что оно отражает: преднамеренность сознания, т.е. его ориентация на определенные объекты.
Вторым свойством сознания является то, что оно идеально по механизму своей работы: хотя существование сознания неотделимо от деятельности мозга и нервной системы, оно действует по определённым строгим и чётким законам, механизм работы которых не поддаётся наблюдению.
Сознание — это невидимое, скрытое для внешнего наблюдателя, непрерывный поток переживаний, чувств, мотивов, мыслей, убеждений, ориентаций и ценностей. А.Бергсон, который первым обратил внимание на сознание как на поток переживаний, указал еще на одно важное свойство сознания — продолжительность (каждый индивидуальный опыт может начинаться и заканчиваться, но поток переживаний не имеет ни начала, ни конца). Сознание как субъективный психологический временной процесс обладает качеством неделимости, целостности и взаимопроникновения прошлого, настоящего и будущего. По мнению другого видного аналитика сознания, Э. Гуссерля, сознание — это «гераклитовый поток», который нельзя математически проанализировать, разбить на компоненты или захватить понятиями.
Тем не менее, необходимо и важно изучать поток сознания; в частности, это можно сделать на основе самоотчета о том, что происходит в сознании. Однако существуют косвенные методы изучения сущности сознания — это конкретное поведение, а также некоторые физиологические процессы, которые происходят в связи с «работой» сознания.
Из этого следует третья характеристика сознания: сознание является материальным по своему выражению — «работа» сознания может быть зарегистрирована на основе следующих показателей: Изменения гальванического сопротивления кожи, состава крови, артериального давления, пульса, частоты дыхания, температуры и электростатических потенциалов определенных областей мозга, которые имеют определенный ритм.
Однако данные, регистрирующие физические, физиологические и химические процессы в мозге, не раскрывают содержания мыслей, образов и идей, поскольку законы сознания не совпадают с законами физики, физиологии и химии. Процессы, протекающие в сознании, являются результатом не столько физического состояния мозга, сколько его функционального состояния. Таким образом, сознание — это именно свойство (системное, функциональное) мозга.
Сознание и мозг
Сознание можно определить как высшую форму отражения объективной реальности, свойственную только человеку. Единство психических процессов, активно участвующих в понимании человеком объективного мира и собственного существования. Кроме того, мозг действует как субстрат для возникновения сознания, в то время как человек считается социальным существом. Мозг — это высшая форма организованной материи. Гиппократ писал, что наши радости, смех и шутки, а также наши горести, боль, горе и слезы, берут начало в мозгу. С помощью нашего мозга мы думаем, видим, слышим, отличаем уродливое от красивого, плохое от хорошего. Сознание человека формируется в контексте развития мозга. Ученые создали карту мозга, которая показывает, что отдельные участки мозга координируют деятельность различных органов. Например, разрушение лобной извилины левого полушария приводит к речевым расстройствам. При поражении левой височной области мозга человек уже не может слышать и воспринимать речь других людей. Поражения в задней височной области левого полушария приводят к потере речи. Зрение ассоциируется с затылочными долями полушария, а слух — с височными.
Исследования в области анатомии мозга, неврологии, психологии и других наук показали, что мозг представляет собой сложную систему, функционирующую как единое целое. Информация из внешнего мира воздействует на наши органы чувств, проходя через нейронные узлы в сложных областях мозга. Одни участки мозга получают, а другие обрабатывают, анализируют и синтезируют сигналы, поступающие из внешнего мира. В этом процессе мозг действует как единое целое, очень сложная функциональная система. Многие процессы, происходящие в коре головного мозга, остались загадкой для науки.
Как система управления высокой сложности, мозг предназначен не только для получения, хранения и обработки информации, но и для составления прогнозов, разработки плана действий и прямых действий, направленных на решение конкретной задачи. Человеческий мозг постоянно получает информацию от внешнего мира через органы чувств. Но лишь малая часть этой информации становится фактом сознания. Тщательный отбор информации происходит в мозгу.
Таким образом, мозг, который контролирует и регулирует все наши связи и отношения с внешним миром, является не источником сознания, а его органом. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, т.е. он функционирует как инструмент. Сознание также можно определить как субъективный образ объективного мира. Ядро сознания — обобщенное и целенаправленное отражение реальности и ментальное построение схем, предвосхищающих действия и их результаты. Мозг — это орган сознания, а сознание — функция человеческого мозга. Когда анатомическое строение и физиологическая активность некоторых участков мозга серьезно нарушены, нарушается наша умственная деятельность. Например, при алкогольном опьянении нарушается координация движений и происходит «размывание» умственной деятельности. Врожденная недоразвитость мозга связана со слабоумием, слабостью воли и др.
Сознание подразумевает способность ставить цели, контролировать свои чувства, мысли и действия, учитывать свои действия и предвидеть последствия своих действий. Сознание — это также способность идеально отражать реальность, в том смысле, что объективное содержание субъекта становится субъективным содержанием индивида. Благодаря наличию сознания, человек способен оценить явление, событие, факт и уметь планировать свою деятельность.
Сознание характеризуется тем, что одна часть материи адекватно отражает свои другие части и признает окружающий мир и свое отношение к этому миру, к самому себе. В наших мыслях и чувствах не может быть ничего такого, чего нет в природе. Даже все наше воображение — это ментальная трансформация объектов, процессов внешнего мира. Мозг, несмотря на свою огромную отражательную способность, не может создавать изображения, которые не имели бы источника во внешнем мире. Золотые горы, реки молока и другие сказочные вымыслы — это всего лишь сочетание реально существующих природных явлений. Ведь в природе есть и золото, и горы.
Сознание и самоощущение
Сократ провозгласил в качестве основного принципа философского мировоззрения: «Познай себя» (Cognosceteipsum). Гераклит писал, что это врожденное в человеке «знать себя и думать». В истории философии проблема «Я» трактовалась как проблема соотношения субъекта и объекта, человека и мира, сознания и бытия. Платон утверждал, что деятельность души — это не пассивное восприятие, а ее собственная внутренняя работа, которая носит характер разговора с самим собой.
Самосознание — это осознание человеком своего личного «я» в отличие от остальной реальности. Самосознание определяется как сущность человека, выражающая его целостность. Самосознание — это качество человеческой природы, которое формируется и совершенствуется в каждом человеке в процессе всесторонней практической деятельности, в процессе общения с другими людьми. Это связано со способностью человека смотреть на себя со стороны, критически оценивать свое поведение. Это подтверждается практикой и всей историей человечества. Благодаря самосознанию сохраняется преемственность существования и развития личности, накапливается жизненный опыт, сохраняется относительная стабильность человека в решении возникающих проблем, в преодолении трудностей. Самосознание — это как бы монолог сознания с самим собой, с приобретенным опытом и знаниями.
Самосознание различается на разных уровнях и в разных формах. Самой элементарной его формой является самосознание, осознание собственного тела и его «вписанность» в мир естественной и социальной реальности. Затем, на более высоком уровне, самосознание ассоциируется с осознанием того, что человек принадлежит к той или иной общности людей, к той или иной культуре. На самом высоком этапе развития самосознания сознание «Я» возникает как особая сущность, похожая и отличная от других людей, обладающая уникальностью и своеобразием и способная нести ответственность за свои поступки. Конечно, образ себя, который человек создает для себя в различных формах самосознания, не является абсолютным отражением реального человека и его сознания. Между ними всегда может быть и будет расхождение. Также возможны ошибки в понимании различных изображений.
В современной материалистической философии термин «я» означает человека, наделенного самосознанием. Интересно, что «я» остается относительно стабильным на протяжении всей жизни человека. Его изменчивость проявляется в его функциональной роли. Например, человек на работе в качестве лидера отличается от отца ролью отца по отношению к своим детям или в кругу своих ближайших друзей.
Но, несмотря на пластичность человеческого «я», он обладает внутренней связностью, целостностью и относительной стабильностью. Человеческое «Я» существенно меняется под влиянием социальных условий, наряду с приобретением знаний, опыта, культуры, чувств и воспитанием воли. Самоощущение является результатом развития деятельности и коммуникации. Восприятие себя — это не что иное, как следствие развития сознания. Таким образом, ребенок не сразу осознает себя. В первые годы жизни он называет себя по именам других. Только в процессе развития сознания ребенок развивает самосознание, т.е. осознание своих поступков, чувств, мыслей, поведенческих мотивов, интересов и поступков. Самосознание позволяет критически оценивать свою деятельность, является фактором самоконтроля, самосовершенствования, самообразования.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
- Дмитрий николаевич узнадзе, грузинский советский психолог и философ
- Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, российский психолог — Исследования в области сравнительной психологии
- Теоретические проблемы специальной психологии
- Константин Дмитриевич Ушинский, русский педагог
- Профессиональная деформация педагога
- Специфика невербальной коммуникации
- Творчество как позитивная девиация
- Кризис 3 лет у ребенка
- Психолого-педагогические особенности моральной оценки поступков у школьников