Оглавление:
Существует несколько подходов к объяснению предмета и функций философии истории. Философия истории как попытка понять суть диалектики исторического развития общества, его идеалы и цели, зародилась в древние времена и связана с именами Геродота, Фукидида, Полиба, Плутарха. В другие эпохи этой проблемой интересовались Августин, Лейбниц, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегель, Шопенгауэр, Шпенглер, Тойнби и другие мыслители. Все они пытались найти и обосновать один основной фактор исторического развития или сумму, систему таких факторов.
Начало философии истории в европейской культуре положил Августин (IV век) со своим знаменитым произведением «О Городе Божьем». По его мнению, центральным событием, ознаменовавшим начало исторического процесса, было божественное сотворение человека, а затем падение праотцов человечества и первых людей — Адама и Евы. Сама история, начавшаяся с этого момента, предстает в понимании Августина как длительный и целенаправленный процесс «искупления» человечества, которое обретает утраченное единство с Богом и достигает «Царства Божьего».
Концепция процесса истории, сформулированная Августином, сохранила свое доминирующее положение в европейской философии вплоть до XVIII века. Век. Философия истории как светской науки сформировалась в XVIII-XIX веках. Термин «философия истории» был введен в 18 веке французским просветителем Вольтером. Он считал, что историк должен не просто описывать события, представлять их в хронологическом порядке, а философски трактовать исторический процесс, задумываться о его значении. Впоследствии эта концепция нашла свой путь в научный оборот.
Становление философии истории
Немецкий философ Гердер написал обширную работу «Идеи по философии истории человечества», в которой он очертил широкую панораму всей истории мира. Гердер утверждает, что его интересует наука, которая бы описывала всю историю человечества с момента его зарождения. В качестве такой науки Гердер предлагает философию истории. В его работах начинается становление философии истории как особой области научного знания.
Философию истории лечил известный соотечественник Гердера Гегель. Он ввел термин «всемирная философия истории», под которым он подразумевает рассмотрение проявления абсолютного духа во времени, а также связи истории с географической средой. Гегель считал, что мировая история направлена с Востока на Запад. Азия — это начало, а Европа — конец мирового развития. Его основные периоды, восточный, греческий, римский и германский миры, по его мнению, исчерпали исторический процесс. Философия истории Гегеля направлена на настоящее и прошлое.
В России в области философии истории активно и плодотворно работали такие выдающиеся философы и историки, как Н. Кареев, В. Хвостов, В. Геррье и другие. Так, в «Основных вопросах философии истории» (1883) Н. Кареев обозначил круг вопросов, которые, по его мнению, должны быть в центре этой науки. «Философия истории — это знание смысла истории в том виде, в каком она была сделана до сих пор, кем и как она вела и ведет земное человечество внутри земного; философия истории — это суждение истории: недостаточно сказать, что ее ход был таким и таким, что ее составные процессы регулируются такими и подобными законами, нужно еще найти смысл всех изменений, оценить их, проанализировать результаты истории, а также оценить их».
Как видите, Н. Кареев, основное внимание уделяется выяснению смысла и направления исторического процесса, оценке исторических событий. По его мнению, тема философии истории включает в себя широкий круг вопросов, затрагивающих весь исторический процесс: роль географической среды в социальном развитии; культурно-историческая среда; законы общества; необходимость и шанс в истории; источники исторических изменений; прогресс и регресс в истории и др.
Определение философии истории и ее предмета
Уже в наше время английский историк А. Тойнби дает свое понимание философии истории. Это особый подход к историческому материалу, когда содержание всей целостности исторического процесса становится предметом особого, а именно философского рассмотрения и интерпретации.
Для сравнения интересны другие подходы к определению философии истории и ее предмета: Философия истории — это отрасль философии, занимающаяся интерпретацией исторического процесса и исторического знания. Философия истории — это философско-исторический анализ общества. Это логическое рассмотрение человеческого общества, очищенное от зигзагообразных курсов и поворотов.
В ХХ веке проблемы философии истории решались многими исследователями. Разработано марксистское понимание философии истории. Были разработаны понятия «технологического» детерминизма, социально-экологических идей, продолжалось религиозное объяснение исторического процесса. Можно отметить, что культурно-цивилизационный подход к историческому развитию общества приобрел особое значение. Сегодня у них наибольшее количество сторонников.
Предмет и специфика философии истории как научной дисциплины могут быть более доступными и понятными, если учитывать ее функции.
Функции философии истории
- гносеология — проявляется в том, что философия истории исследует и помогает узнать закономерности и содержание развития истории человечества.
- методологический — заключается в том, что философия истории выступает как общее учение о принципах и методах философско-социологического анализа развития общества в рамках всемирной истории.
Философская функция формирует целостно-концептуальное понимание сущности и смысла истории человечества, отношения к ней конкретного субъекта;
- теоретическая функция удовлетворяет потребность людей в концептуальном понимании исторического процесса и формирует предпосылки для научного статуса всей истории.
- практическая функция обеспечивает научное объяснение исторических фактов, способствует их систематизации и классификации по степени важности и значимости; представляет собой процесс внедрения научно-теоретических знаний по социальной истории в практическую жизнь людей, принятие решений и их реализацию;
- прогностическая функция способствует пониманию перспектив человечества.
Функции философии истории укрепляют ее научный статус. В то же время, он способен реализовать и другие свои функции: аксиологические, системно-интеграционные, критические и т.д.
Основные проблемы философии истории
Первым, кто предпринял систематическую попытку определить круг проблем, с которыми должна справиться философия истории, был Гердер. Первую проблему философии истории он видел в поиске ответа на вечные вопросы: откуда мы приходим и куда идем? Сами по себе эти вопросы являются обширной областью исследования, но они, безусловно, не исчерпывают всей области философии истории. Э. Бернхайм внес значительный вклад в конкретизацию этих проблем.
Он обратил внимание на проблемы:
(а) разъяснение принципов (общих правил) анализа истории общества;
б) изучение условий и факторов, определяющих исторический процесс;
в) движение и связь исторических событий;
г) механизм исторического развития;
(е) результаты и значение исторического процесса.
Со временем проблемы философии были изменены и конкретизированы.
В настоящее время проблемы философии истории можно обобщить следующим образом:
- Объект и проблема истории философии как науки, ее метод;
- Источники и логика развития человеческой истории, ее сущность и внутренние механизмы;
- Развитие социальных форм, единство и разнообразие исторического процесса, смысл истории;
- Многомерность социального бытия и социальных законов;
- Особенности развития социальных систем в историческом процессе;
- Проблемы социального детерминизма и социального прогресса;
- Периодичность и хронология истории;
- Особенности исторического пространства и времени;
- Принципы реконструкции исторического прошлого;
- Движущие силы, объективные и субъективные в социальном развитии.
- Перспективы всей истории и человеческой цивилизации;
- культура и эволюция;
- Человеческие отношения, роль человека в историческом процессе.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Географический детерминизм: его сущность и основные черты
- Семен Людвигович Франк, русский философ, религиозный мыслитель
- Уровни познания
- Авраам Ибн Дауд, еврейский богослов-философ
- Эволюция нравственных представлений
- Христианская социалистическая идея Л. Франка
- Феминизм: методологические основы изучения политических реалий
- Философско-экономический образ мышления
- Философия человека в античности
- Философия свободы Н. А. Бердяева